Методические рекомендации по написанию эссе,
предусмотренному как часть самостоятельной работы студента при изучении раздела № 3 «Тенденции развития традиций народной художественной культуры в конце ХХ – начале XXI веков».
Эссе относится к заданиям высокого уровня сложности, позволяя проверить качество овладения студентом содержанием соответствующего раздела дисциплины, а также умениями воспринимать, анализировать, обобщать информацию, самостоятельно анализировать научную, публицистическую, критическую литературу, применять специальную лексику и терминологию, логично и последовательно излагать свои мысли, делать аргументированные выводы.
Эссе представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на выбранную тему. Эссе выражает индивидуальные впечатления и субъективное мнение автора по некоему поводу или предмету.
Жанр эссе позволяет автору в свободной форме излагать мысли и суждения, оригинально освещать материал. Тема эссе должна быть максимально конкретна, она может носить частный характер. Заголовок эссе может: отражать содержание работы или являться отправной точкой в размышлениях автора. Эссе представляет собой произведение малой формы. Задача при написании эссе состоит в том, чтобы выразить оригинальную авторскую позицию по выбранной теме по возможности кратко.
Эссе - это сочинение свободное по композиции, которая подчиняется авторской логике, а не формальным требованиям. В то же время эссе должно обладать внутренним смысловым единством и гармонией, непротиворечивостью суждений; его ключевые тезисы и утверждения должны быть аргументированы.
Целью написания эссе является для студента - продемонстрировать, а для преподавателя - проверить способность самостоятельно анализировать и интерпретировать научные тексты, формулировать и аргументировано излагать собственную оценку этих текстов.
Структура эссе включает следующие компоненты: введение, в котором обосновывается тема эссе, определяется исходная авторская позиция; основную часть, в которой приводятся размышления автора по теме эссе, а авторская позиция аргументируется; заключение, в котором суммируются сделанные выводы и приводится окончательная формулировка авторской позиции. Каждый из параграфов, составляющих основную часть эссе, содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, вывод, являющийся частью аргументации и ведущий к окончательной формулировке авторской позиции.
Первым этапом написания эссе является выбор соответствующей научной литературы.
Вторым этапом написания эссе является изучение выбранного вами материала и окончательная формулировка темы.
Третьим этапом написания эссе является формулировка вашей позиции по выбранной вами теме, определение системы аргументов для ее обоснования, логики ее изложения.
При оценке эссе наиболее существенными критериями являются новизна заявленной темы, глубина и оригинальность авторской позиции, логичность и непротиворечивость аргументации, широта демонстрируемой автором эрудиции.
Эссе должно представлять собственную точку зрения, позицию, отношение автора к заявленной теме. Тема эссе должна быть раскрыта. В то же время эссе должно включать только ту информацию, которая необходима для высказывания и аргументации авторской позиции.
Эссе должно восприниматься как единое целое, его идея должна быть ясной и понятной. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. Изложение выводов должно соответствовать требованиям логики, быть последовательным и доказательным, аргументация - убедительной, полной и непротиворечивой.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи, корректно употребляя специальную терминологию. Язык, которым написано эссе, должен быть стилистически выдержанным, по возможности ярким и образным.
Правила оформления эссе.
Эссе должно быть снабжено титульным листом, на котором указываются: название министерства, вуза, факультета, выпускающей кафедры; тема эссе; ФИО студента, выполнившего эссе; ФИО, ученая степень, ученое звание преподавателя, проверяющего эссе; город, год.
Используется шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал 1,5.
Объем эссе должен составлять от 15 до 20 тысяч знаков с пробелами.
Сноски и список использованных источников, если они есть, должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 7.1. - 2003.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория и история народной художественной культуры
- 1.Выписка из фгос впо
- 3. Цели и задачи учебной дисциплины
- 4. Формы контроля
- 5. Содержание учебной дисциплины
- 5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Часть 1. Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры
- Тема 1. Народная художественная культура. Основные понятия. Науки, изучающие народную художественную культуру.
- Тема 2. Виды, жанры, формы народного художественного творчества.
- Тема 3. Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Тема 4. Гендерный аспект народной художественной культуры.
- Тема 5. Теории этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- Тема 6. Народная художественная культура как воплощение национального характера (д. С. Лихачев и др.)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного»
- Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Тема 8. Фольклористика.
- Часть 2. Раздел I. Народная художественная культура в пространстве повседневности
- Тема 9. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 10. Кружево в пространстве дома
- Тема 11. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 12. Костюм в народной культуре.
- Тема 13. Народная игрушка.
- Тема 14. Лубок в народной культуре.
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности.
- Тема 15. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые)
- Тема 16. Народный театр.
- Тема 17. Отхожие промыслы.
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы.
- Тема 18. Русский народный эпос.
- Тема 19. Народные песни и танцы.
- 5.2. Планы семинарских занятий.
- Часть1. Раздел 2. Теоретические основы народной художественной культуры
- Часть 1. Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Часть 2. Раздел 1. Народная художественная культура в пространстве повседневности Семинар 5. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые).
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы
- Раздел 2. Народная художественная культура имперской России и ссср
- 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины.
- 6.1. Словарь основных терминов.
- 6.2. Список рекомендуемой литературы.
- 7. Образовательные технологии.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тестовые задания для текущего контроля успеваемости (по второй части курса)
- Тема 11. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 12. Кружево в пространстве дома.
- Тема 13. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 14. Костюм в народной культуре.
- Тема 19. Отхожие промыслы.
- 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
- Вопросы к зачету (1-15, 31-45). Вопросы к госэкзамену (1-60).
- Методические рекомендации для подготовки реферата к государственному экзамену
- Методические рекомендации по написанию эссе,
- Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Руководство для преподавателя