Тема 19. Отхожие промыслы.
(Вопрос) <тема =19>1.
В состав какого района Московской области входит «Гжельский куст»:
Раменский;
Подольский;
Озерский.
(Вопрос) <тема =19>2.
мастера Гжели изготавливали посуду из:
дерева;
железа;
глины.
(Вопрос) <тема =19>3.
Краска какого цвета преобладает на изделиях Гжели:
красного;
синего;
зеленого.
(Вопрос) <тема =19>4.
Какими красками расписывали изделия из Гжели:
лиловой;
желтой;
синей;
коричневой.
(Вопрос) <тема =19>5.
Гжель завезена к нам:
из Англии;
из Франции;
из Голландии.
(Вопрос) <тема =19>6.
Особую область гжельской майолики составляет:
скульптура;
портрет;
пейзаж.
(Вопрос) <тема =19>7.
Начиная с какого времени многие изделия из Гжели расписывали только синей краской:
с начала XVIII века;
со второй половины 20-х годов XIX века;
со второй половины XX века.
(Вопрос) <тема =19>8.
Синяя роспись гжели выполняется:
синей акварельной краской;
чернилами;
кобальтом.
(Вопрос) <тема =19>9.
Белье – это:
фарфоровая форма без росписи;
белая краска;
сама синяя роспись по белому фону.
(Вопрос) <тема =19>10.
Орнаментальная гжельская роспись это:
равка, злаки, ягоды, веточки, букеты;
(+) «гребенки», «капельки», «жемчужинки», «усики».
(-) сценки из городской жизни, деревенский пейзаж и быт.
(Вопрос) <тема =19>11.
В какой области находится город Скопин:
Московской;
Рязанской;
Тверской.
(Вопрос) <тема =19>12.
Какой год считается годом рождения Скопинского гончарного промысла:
1640;
1740;
1840.
(Вопрос) <тема =19>13.
Когда в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами:
во второй половине XVIII века;
во второй половине XIX века;
во второй половине XX века.
(Вопрос) <тема =19>14.
Чем украшались скопинские изделия:
фигурными рисунками;
финифтью;
сложной лепниной.
(Вопрос) <тема =19>15.
Чем прославилась скопинская керамика:
скульптурными и многоярусными сосудами, кувшинами, подсвечниками;
виртуозным мастерством гончаров-художников;
сосудами с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей.
(Вопрос) <тема =19>16.
Каким был характер орнамента на скопинской художественной лепнине:
растительный;
геометрический;
(Вопрос) <тема =19>17.
Что означает слово «финифть»:
пережженное олово;
светлый, блестящий камень;
мозаика.
(Вопрос) <тема =19>18.
Что входит в основной состав финифти:
белый или серый стекловидный сплав в виде порошка;
окись железа;
костяная зола.
(Вопрос) <тема =19>19.
Прозрачная эмаль получалась при введении в основную массу:
окиси олова;
окиси кобальта;
окиси свинца.
(Вопрос) <тема =19>20.
Какие виды эмали существуют:
перегородчатая;
выемчатая;
выпуклая.
(Вопрос) <тема =19>21.
Важный центр производства финифти со второй половины XVIII века стал:
Киев;
Ростов Великий;
Великий Новгород.
(Вопрос) <тема =19>22.
Какое соединение нужно добавить, чтобы получить оттенки розового, пурпурного, фиолетового цвета:
соединение серебра;
соединение золота;
окись хрома.
(Вопрос) <тема =19>23.
Чем делали росписи на эмали:
тонкими трубочками;
трубочками из гусиного пера;
мелками.
(Вопрос) <тема =19>24.
Как называется заключительная операция при изготовлении эмали:
полировка;
сушка;
(Вопрос) <тема =19>25.
Техника эмали по сканому орнаменту возникла в :
в XIV веке;
в XV веке;
в XVI веке.
(Вопрос) <тема =19>26.
Чтобы эмаль закрепилась, ее:
замораживают;
обжигают;
покрывают прозрачным лаком.
(Вопрос) <тема =19>27.
Что является основой для нанесения эмали:
медная пластинка;
деревянная дощечка;
алюминиевая пластинка.
(Вопрос) <тема =19>28.
Где впервые начали делать шкатулки с эмалевой росписью:
Владимир;
Киев;
Великий Устюг.
(Вопрос) <тема =19>29.
Когда появляется портрет в финифти:
При Петре I;
при Екатерине II;
при Николае I.
(Вопрос) <тема =19>30.
Из каких пород дерева чаще всего изготавливались предметы, покрывавшиеся хохломской росписью:
осина;
липа;
дуб.
(Вопрос) <тема =19>31.
Особенностью хохломской росписи был:
растительный орнамент;
черный, красный, золотой цвета;
рисунок, наносимый сразу, без предварительного вычерчивания.
(Вопрос) <тема =19>32.
Обрубок древесины, обработанный для выделки долбленных деревянных изделий, называется:
полуда;
баклуша;
лачила.
(Вопрос) <тема =19>33.
Кисти для хохломской росписи делаются из:
беличьих хвостов;
из конского волоса;
без разницы, из чего они.
(Вопрос) <тема =19>34.
После какой процедуры хохломские изделия готовы для росписи:
после грунтовки;
после покрытия олифой;
после лужения.
(Вопрос) <тема =19>35.
Человек, покрывающий изделия лаком, называется:
полуда;
баклуша;
лачила.
(Вопрос) <тема =19>36.
как называются белые штрихи, окружающие орнамент:
оживки;
осочка;
штампик.
(Вопрос) <тема =19>37.
Какое место считается родиной Хохломы:
Архангельская область;
Ковернино, Нижегородская область;
Лукаши, Ленинградская область.
(Вопрос) <тема =19>38.
В каком веке возник народный промысле Хохлома:
в XVI веке;
в XVII веке;
в XVIII веке.
(Вопрос) <тема =19>39.
Какие мотивы и узоры преобладают в хохломской росписи:
«травный» орнамент, орнамент»пряник», цветочные, ягодные узоры;
сцены охоты, ловли рыбы;
геометрические фигуры, асимметричные узоры.
Контрольные вопросы (по 1 и 3 частям курса)
Раскройте содержание понятий, составляющих название курса: «народная художественная культура»
Раскройте содержание понятий «этнос», «народ», «нация»
Раскройте содержание понятия «национальный характер»
Раскройте содержание понятия «национальный менталитет» («национальная ментальность»)
Раскройте содержание понятия «самодеятельное творчество»
Раскройте содержание понятия новый фольклор (неофольклор, постфольклор)
Перечислите жанры фольклора
Какова структура народной художественной культуры?
Перечислите функции народной художественной культуры. Раскройте содержание ритуально-обрядовой функции
Как проявляется гендерная асимметрия традиционной культуры в народной художественной культуре?
Назовите отечественных ученых, создателей различных теорий этногенеза. Дайте краткое изложение одной из них.
Что такое «национальный характер»?
Какие идеи о русском национальном характере предлагали Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев?
Что такое «национальные образы мира» (по Г. Д. Гачеву?)
Кому из ученых принадлежит идея «архетипов коллективного бессознательного»?
Назовите архетипические образы в русской народной картине мира.
Кто из отечественных ученых внес вклад в формирование фольклористики как теоретической дисциплины?
Какие из современных направлений народной художественной культуры Вы можете назвать?
Что лежит в основе представлений о мире и человеке в древнерусской культуре?
Приведите примеры связи ритуалов и обрядов с мифологией
Приведите примеры мифологических образов и мотивов в народной художественной культуре.
Как повлияло христианство на содержание и формы бытования народной художественной культуры в Древней Руси?
Каковы основные особенности и проявления смеховой культуры Древней Руси?
Перечислите основные формы любительского художественного творчества в России XVIII – начала ХХ вв.
Что представляло собой самодеятельное художественное творчество в СССР?
Назовите основные контркультурные формы самодеятельного художественного творчества в СССР.1960-х – 1980-х годов.
Каковы тенденции развития народной художественной культуры в настоящее время?
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория и история народной художественной культуры
- 1.Выписка из фгос впо
- 3. Цели и задачи учебной дисциплины
- 4. Формы контроля
- 5. Содержание учебной дисциплины
- 5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Часть 1. Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры
- Тема 1. Народная художественная культура. Основные понятия. Науки, изучающие народную художественную культуру.
- Тема 2. Виды, жанры, формы народного художественного творчества.
- Тема 3. Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Тема 4. Гендерный аспект народной художественной культуры.
- Тема 5. Теории этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- Тема 6. Народная художественная культура как воплощение национального характера (д. С. Лихачев и др.)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного»
- Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Тема 8. Фольклористика.
- Часть 2. Раздел I. Народная художественная культура в пространстве повседневности
- Тема 9. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 10. Кружево в пространстве дома
- Тема 11. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 12. Костюм в народной культуре.
- Тема 13. Народная игрушка.
- Тема 14. Лубок в народной культуре.
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности.
- Тема 15. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые)
- Тема 16. Народный театр.
- Тема 17. Отхожие промыслы.
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы.
- Тема 18. Русский народный эпос.
- Тема 19. Народные песни и танцы.
- 5.2. Планы семинарских занятий.
- Часть1. Раздел 2. Теоретические основы народной художественной культуры
- Часть 1. Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Часть 2. Раздел 1. Народная художественная культура в пространстве повседневности Семинар 5. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые).
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы
- Раздел 2. Народная художественная культура имперской России и ссср
- 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины.
- 6.1. Словарь основных терминов.
- 6.2. Список рекомендуемой литературы.
- 7. Образовательные технологии.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тестовые задания для текущего контроля успеваемости (по второй части курса)
- Тема 11. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 12. Кружево в пространстве дома.
- Тема 13. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 14. Костюм в народной культуре.
- Тема 19. Отхожие промыслы.
- 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
- Вопросы к зачету (1-15, 31-45). Вопросы к госэкзамену (1-60).
- Методические рекомендации для подготовки реферата к государственному экзамену
- Методические рекомендации по написанию эссе,
- Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Руководство для преподавателя