Тема 11. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
(Вопрос) <тема=11>1.
Наибольшей семиотической значимостью жилого пространства обладает:
горизонтальная плоскость;
вертикальная плоскость;
диагональное пространство.
(Вопрос) <тема=11>2.
Сакральный центр жилища:
печь;
стол;
окно.
(Вопрос) <тема=11>3.
Регламентированную связь с внешним миром отождествляют с:
дверью;
окном;
дымоходом.
(Вопрос) <тема=11>4.
Доминирующая функция орнамента:
гедонистическая;
знаковая;
эстетическая.
(Вопрос) <тема=11>5.
Языческий центр древнерусской избы:
красный угол;
обеденный стол;
печь.
(Вопрос) <тема=11>6.
В русской избе с идеей пути связывают:
дверь;
половица;
порог.
(Вопрос) <тема=11>7.
Осью ориентации славянского жилища является:
диагональ «красный угол – печь»;
прямая «входная дверь – печь»;
прямая «входная дверь – красный угол».
(Вопрос) <тема=11>8.
Мужским пространством в славянском жилище был:
красный угол;
пространство у печи;
кут.
(Вопрос) <тема=11>9.
Крыша являлась границей между:
миром живых и мертвых;
небом и землей;
небом и миром людей.
(Вопрос) <тема=11>10.
Типологические черты украшения жилища укладываются в триаду:
сигнал – канон – украшение;
функция – знак – украшение;
функция – канон – украшение.
(Вопрос) <тема=11>11.
Крыша связана с:
запретной тематикой;
солярной тематикой;
символикой плодородия.
(Вопрос) <тема=11>12.
Указать женские элементы в древнерусском жилище:
красный угол;
кут;
печное пространство.
(Вопрос) <тема=11>13.
Ложка в славянских обрядах олицетворяла:
наличие пищи;
трапезу;
конкретного члена семьи.
(Вопрос) <тема=11>14.
Семиотический аспект планировки славянского жилища связан с маркированностью:
востока и запада (в противоположность северу и югу);
востока и юга (в противоположность западу и югу);
запада и юга (в противоположность востоку и северу).
(Вопрос) <тема=11>15.
Что означало рукопожатие в первобытном обществе:
жест доминирования;
жест дружелюбия;
жест угрозы.
(Вопрос) <тема=11>16.
Как назывался архитектурный термин, обозначающий плитки из различных материалов, изразцы, или особые кирпичи, прикрепленные к внешней или внутренней поверхности стены для ее защиты или украшения:
цек;
лицевой кирпич;
облицовка.
(Вопрос) <тема=11>17.
Как называется лицевая пластина, похожая на изразец, но не имеющая румпы:
обожженная пластина;
облицовочная пластина;
гончарная пластина.
(Вопрос) <тема=11>18.
Облицовочные кирпичи и плитки применялись:
в Древнем Египте;
в Месопотамии и Иране;
у мусульман.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория и история народной художественной культуры
- 1.Выписка из фгос впо
- 3. Цели и задачи учебной дисциплины
- 4. Формы контроля
- 5. Содержание учебной дисциплины
- 5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Часть 1. Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры
- Тема 1. Народная художественная культура. Основные понятия. Науки, изучающие народную художественную культуру.
- Тема 2. Виды, жанры, формы народного художественного творчества.
- Тема 3. Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Тема 4. Гендерный аспект народной художественной культуры.
- Тема 5. Теории этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- Тема 6. Народная художественная культура как воплощение национального характера (д. С. Лихачев и др.)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного»
- Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Тема 8. Фольклористика.
- Часть 2. Раздел I. Народная художественная культура в пространстве повседневности
- Тема 9. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 10. Кружево в пространстве дома
- Тема 11. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 12. Костюм в народной культуре.
- Тема 13. Народная игрушка.
- Тема 14. Лубок в народной культуре.
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности.
- Тема 15. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые)
- Тема 16. Народный театр.
- Тема 17. Отхожие промыслы.
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы.
- Тема 18. Русский народный эпос.
- Тема 19. Народные песни и танцы.
- 5.2. Планы семинарских занятий.
- Часть1. Раздел 2. Теоретические основы народной художественной культуры
- Часть 1. Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Часть 2. Раздел 1. Народная художественная культура в пространстве повседневности Семинар 5. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые).
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы
- Раздел 2. Народная художественная культура имперской России и ссср
- 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины.
- 6.1. Словарь основных терминов.
- 6.2. Список рекомендуемой литературы.
- 7. Образовательные технологии.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тестовые задания для текущего контроля успеваемости (по второй части курса)
- Тема 11. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 12. Кружево в пространстве дома.
- Тема 13. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 14. Костюм в народной культуре.
- Тема 19. Отхожие промыслы.
- 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
- Вопросы к зачету (1-15, 31-45). Вопросы к госэкзамену (1-60).
- Методические рекомендации для подготовки реферата к государственному экзамену
- Методические рекомендации по написанию эссе,
- Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Руководство для преподавателя