3. Цели и задачи учебной дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины являются: приобретение студентами знаний и умений, овладение навыками, позволяющими осуществлять эффективную работу по организации работы народного художественного коллектива и формированию и развитию художественной культуры человека современного общества.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
1. Формирование знаний о сущности народной художественной культуры, основных составляющих ее теории и этапах ее истории.
2. Формирование представлений о современных подходах к изучению народной художественной культуры и направлениях ее исследования.
3. Освоение понятийного аппарата теории народной художественной культуры и формирование умения им пользоваться.
3. Формирование представлений об исторической динамике народной художественной культуры.
4. Формирование знаний о многообразии и самобытности традиций художественных культур народов России.
5. Формирование знаний о традиционных русских народных праздниках и обрядах.
6. Формирование знаний о видах и формах народного художественного творчества: песнях и танцах, народном театре, художественных ремеслах.
7. Овладение навыками культурологического анализа художественных произведений народной художественной культуры.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
знать сущность народной художественной культуры, основные составляющие ее теории и этапы ее истории; современные подходы к изучению народной художественной культуры и направления ее исследования; закономерности исторической эволюции народной художественной культуры; особенности многообразных и самобытных традиций художественных культур народов России; основные русские народные праздники и обряды; формы и виды народного художественного творчества;
уметь анализировать научную литературу, посвященную проблемам народной художественной культуры; аргументировано, наглядно и убедительно изложить полученные знания; определять смысл и значение артефактов народной художественной культуры; делать презентации о разнообразных видах и формах народного художественного творчества, других темах и проблемах теории и истории народной художественной культуры;
владеть навыками использования различных форм, видов устной и письменной коммуникации на родном языке; методами анализа и интерпретации артефактов, обрядов и праздников народной художественной культуры; методами использования научной и аудиовизуальной информации из интернета; приемами использования аудиовизуальной и компьютерной техники для создания презентаций, подготовки к семинарским занятиям и в практической работе с самодеятельным любительским коллективом.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория и история народной художественной культуры
- 1.Выписка из фгос впо
- 3. Цели и задачи учебной дисциплины
- 4. Формы контроля
- 5. Содержание учебной дисциплины
- 5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Часть 1. Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры
- Тема 1. Народная художественная культура. Основные понятия. Науки, изучающие народную художественную культуру.
- Тема 2. Виды, жанры, формы народного художественного творчества.
- Тема 3. Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Тема 4. Гендерный аспект народной художественной культуры.
- Тема 5. Теории этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- Тема 6. Народная художественная культура как воплощение национального характера (д. С. Лихачев и др.)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного»
- Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Тема 8. Фольклористика.
- Часть 2. Раздел I. Народная художественная культура в пространстве повседневности
- Тема 9. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 10. Кружево в пространстве дома
- Тема 11. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 12. Костюм в народной культуре.
- Тема 13. Народная игрушка.
- Тема 14. Лубок в народной культуре.
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности.
- Тема 15. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые)
- Тема 16. Народный театр.
- Тема 17. Отхожие промыслы.
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы.
- Тема 18. Русский народный эпос.
- Тема 19. Народные песни и танцы.
- 5.2. Планы семинарских занятий.
- Часть1. Раздел 2. Теоретические основы народной художественной культуры
- Часть 1. Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Часть 2. Раздел 1. Народная художественная культура в пространстве повседневности Семинар 5. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые).
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы
- Раздел 2. Народная художественная культура имперской России и ссср
- 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины.
- 6.1. Словарь основных терминов.
- 6.2. Список рекомендуемой литературы.
- 7. Образовательные технологии.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тестовые задания для текущего контроля успеваемости (по второй части курса)
- Тема 11. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 12. Кружево в пространстве дома.
- Тема 13. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 14. Костюм в народной культуре.
- Тема 19. Отхожие промыслы.
- 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
- Вопросы к зачету (1-15, 31-45). Вопросы к госэкзамену (1-60).
- Методические рекомендации для подготовки реферата к государственному экзамену
- Методические рекомендации по написанию эссе,
- Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Руководство для преподавателя