4.1.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
4.1.1. Текущий контроль. Письменный опрос (для студентов дневного отделения)
Вопросы для опроса сформулированы в разделе «Контрольные вопросы».
Для студентов заочного отделения – контрольная работа.
Темы контрольных работ
Народная культура как процесс творчества разных социальных групп
Взаимодействие народной, массовой и элитарной культур
Структура современной народной художественной культуры: традиционные, смешанные и инновационные образования
Гендерный аспект народной художественной культуры
Теория этноса и этногенеза Ю. Бромлея
Теория этноса и этногенеза Л. Гумилёва
Теория этноса и этногенеза В. Тишкова
Н. А. Бердяев о русском национальном характере
Н. О. Лосский о русском национальном характере
Д. С. Лихачёв о России и русском национальном характере
Русский космо-психо-логос и народная художественная культура (по Г. Д. Гачеву)
Основные виды народного художественного творчества (фольклора)
Проблема жанров фольклора
Мифологические образы и мотивы в народной художественной культуре
Архетипические образы в русской народной картине мира
Любительское творчество и художественная самодеятельность
Наивное (примитивное) искусство
Самодеятельное художественное творчество в интернете
Фольклор и фольклоризм
Фольклор на эстраде. История и современное состояние
Фольклор и профессиональное композиторское (живописное, литературное) творчество (один из видов творчества на выбор студента).
Сущность и особенности фольклора в трудах теоретиков фольклора и культурологов (В. Я. Пропп, К. В. Чистов, Д. С. Лихачев, Е. В. Гусев, А. С. Каргин, А. И. Кравченко, Ю. В. Рождественский. Один из авторов на выбор студента)
Фольклор и художественная самодеятельность
Новая фольклорная волна и молодежное фольклорное движение
Интернет и фольклор: новый диалог традиции и технологии
Фольклорный театр в истории европейской культуры
Детский фольклор как феномен отечественной культуры
Ритуал в традиционной культуре
Западноевропейская народная смеховая культура средних веков и Возрождения
Русская смеховая культура средних веков
Юродство в русской культуре
Скоморошество в русской культуре
Роль мещанской субкультуры в формировании синтеза городской и крестьянской культур России
Глобализация и традиционные культуры
В. В. Стасов и становление науки о народном искусстве в России
Досуговое творчество русского дворянства (с XVIII века).
Традиционная усадебная культура и любительское искусство
Любительское творчество в рабочей среде
Самодеятельное художественное творчество в СССР
Контркультурные формы отечественного самодеятельного художественного творчества 1960-х – 1980-х годов.
Интеграция фольклора и художественной самодеятельности в рамках современной народной художественной культуры
Инновационные формы народной художественной культуры
Фольклор постсоветской России
Русская ментальность и особенности русской традиционной художественной культуры
Народное действо как феномен русской художественной культуры: балаган, раёк.
Проявление мифолого-религиозной системы славян в изобразительном искусстве.
Фольклор как показатель этногенеза Руси – России.
Взаимодействие языческих и православных начал в традиционной народной художественной культуре.
Традиции посиделок, хороводов, гуляний в крестьянской общине.
Народная художественная культура в аристократической среде (XVIII – XX вв.).
Декоративно-прикладное искусство как феномен традиционной народной художественной культуры.
Искусство лаковой миниатюры: Палех, Жостово, Мстера.
Ремесла и промыслы: косторезание, кружевоплетение, роспись по дереву.
Музыкальный фольклор как феномен традиционной народной художественной культуры.
Хореографический фольклор как феномен традиционной народной художественной культуры.
Кузнечное искусство в народном творчестве.
Кружево как выразитель национального своеобразия русского народного искусства.
Народное действо как феномен русской художественной культуры: балаган, раек, лубок.
Русский лубок – выражение народной мудрости.
Народный костюм как одна из форм воплощения основ русской традиционной народной художественной культуры.
Региональные отличия народного женского костюма в России.
Праздничный и повседневный женский костюм в русской народной культуре.
Национальные формы мужского костюма.
Городецкая игрушка.
Оятская керамика.
Каргопольская игрушка.
Календарно-обрядовая народная художественная культура.
Семейно-обрядовая народная художественная культура.
Сказка как наиболее яркий феномен традиционной народной художественной культуры.
Региональные фольклорные персонажи.
Игрушка – не игрушка.
Музыкальные инструменты как необходимый атрибут русской народной художественной культуры.
Русская набойка.
Русские прялки.
Русская финифть.
Русские изразцы.
Искусство Гжели.
Деятельность русских сказителей.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория и история народной художественной культуры
- 1.Выписка из фгос впо
- 3. Цели и задачи учебной дисциплины
- 4. Формы контроля
- 5. Содержание учебной дисциплины
- 5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Часть 1. Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры
- Тема 1. Народная художественная культура. Основные понятия. Науки, изучающие народную художественную культуру.
- Тема 2. Виды, жанры, формы народного художественного творчества.
- Тема 3. Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Тема 4. Гендерный аспект народной художественной культуры.
- Тема 5. Теории этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- Тема 6. Народная художественная культура как воплощение национального характера (д. С. Лихачев и др.)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного»
- Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Тема 8. Фольклористика.
- Часть 2. Раздел I. Народная художественная культура в пространстве повседневности
- Тема 9. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 10. Кружево в пространстве дома
- Тема 11. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 12. Костюм в народной культуре.
- Тема 13. Народная игрушка.
- Тема 14. Лубок в народной культуре.
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности.
- Тема 15. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые)
- Тема 16. Народный театр.
- Тема 17. Отхожие промыслы.
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы.
- Тема 18. Русский народный эпос.
- Тема 19. Народные песни и танцы.
- 5.2. Планы семинарских занятий.
- Часть1. Раздел 2. Теоретические основы народной художественной культуры
- Часть 1. Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Часть 2. Раздел 1. Народная художественная культура в пространстве повседневности Семинар 5. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые).
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы
- Раздел 2. Народная художественная культура имперской России и ссср
- 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины.
- 6.1. Словарь основных терминов.
- 6.2. Список рекомендуемой литературы.
- 7. Образовательные технологии.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тестовые задания для текущего контроля успеваемости (по второй части курса)
- Тема 11. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 12. Кружево в пространстве дома.
- Тема 13. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 14. Костюм в народной культуре.
- Тема 19. Отхожие промыслы.
- 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
- Вопросы к зачету (1-15, 31-45). Вопросы к госэкзамену (1-60).
- Методические рекомендации для подготовки реферата к государственному экзамену
- Методические рекомендации по написанию эссе,
- Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Руководство для преподавателя