Тема 15. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые)
Понятие «народный календарь». Традиции празднования на Руси Зимних Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы, Ивана Купалы и других календарных народных праздников. Художественные элементы традиционных календарных праздников (календарные песни, наигрыши, хороводы, народный театр, декоративно-прикладное творчество и др.). Семейно-бытовые праздники и обряды (родины, свадьба, и др.) на Руси, их художественных элементы. Определение обрядов, их ритуально-магическое, хозяйственное и психологическое значение. Обряд и миф. Народная обрядово-ритуальная система. Классификация обрядов: календарные и семейно-бытовые. Время в народных представлениях. Христианские и дохристианские основы народного календаря. Слияние языческого и церковного календарей.
Календарный цикл обрядов: зимние (рождественско-новогодние, масленичные); весенние (встреча весны, Егорьев (Юрьев) день, Вербное воскресенье, Пасха, Радуница, Красная горка, Фомина неделя); летние (троицко-семицкие, Иван Купала, похороны Костромы, Петров день); осенние (жатвенные). Годовой цикл православных праздников и народные традиции. Двунадесятые праздники. Рождество. Крещение. Масленица. Пасха. Троица и Духов день. Иванов день. Петров день. Ильин день. Спасы. Покров. Посты.
Аграрная магия: ритуальные способы повышения плодородия полей. Дикие и домашние животные в верованиях и обрядах. Обрядовый комплекс пастушества. Охотничьи обряды. Ряженье. Зооморфные персонажи народной демонологии.
Традиционные народные праздники, обряды и ритуалы в современном обществе и СМИ.
Семейно-бытовые обряды: родильный, свадебный и похоронный.
Магия и мифология зачатия, родов и материнства. Отцовство и безотцовщина в народных представлениях. Родильные и крестильные обряды.
Свадебный обряд. История формирования и развития. Свадьба как сложный магический, юридически-бытовой и игровой комплекс. Ритуальная магия свадьбы. Этапы свадьбы. Распределение «ролей» участников свадьбы. Свадебная поэзия.
Похоронные и поминальные обряды и ритуалы. Слияние календарных и семейно-бытовых ритуалов. Дни поминовения усопших. «Родительские» субботы. Радоница. Похоронные причитания как жанр обрядовой поэзии.
Элементы традиционных обрядов в современной жизни. Представления о знахарстве и колдовстве. Соотношение понятий «колдовство» и «знахарство». Разновидности и области приложения знахарства. Знахарство в системе социальной регуляции. Представления о болезнях, способы гаданий и лечения. Человеческое тело в знахарских практиках и представлениях. Народные психотехники: лечение испуга, уроков, тоски, привороты, отвороты, насылание и снятие порчи. Колдун и ведьма. Вредоносная магия. Обвинения в колдовстве в исторической, мифологической и социологической перспективе. Представления о колдунах и народные способы разрешения конфликтов. Заговоры и заклинания и их жанровые признаки. Традиционная магия в современной жизни. Свадьба и свадебные обряды.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория и история народной художественной культуры
- 1.Выписка из фгос впо
- 3. Цели и задачи учебной дисциплины
- 4. Формы контроля
- 5. Содержание учебной дисциплины
- 5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Часть 1. Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры
- Тема 1. Народная художественная культура. Основные понятия. Науки, изучающие народную художественную культуру.
- Тема 2. Виды, жанры, формы народного художественного творчества.
- Тема 3. Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Тема 4. Гендерный аспект народной художественной культуры.
- Тема 5. Теории этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- Тема 6. Народная художественная культура как воплощение национального характера (д. С. Лихачев и др.)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного»
- Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Тема 8. Фольклористика.
- Часть 2. Раздел I. Народная художественная культура в пространстве повседневности
- Тема 9. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 10. Кружево в пространстве дома
- Тема 11. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 12. Костюм в народной культуре.
- Тема 13. Народная игрушка.
- Тема 14. Лубок в народной культуре.
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности.
- Тема 15. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые)
- Тема 16. Народный театр.
- Тема 17. Отхожие промыслы.
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы.
- Тема 18. Русский народный эпос.
- Тема 19. Народные песни и танцы.
- 5.2. Планы семинарских занятий.
- Часть1. Раздел 2. Теоретические основы народной художественной культуры
- Часть 1. Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Часть 2. Раздел 1. Народная художественная культура в пространстве повседневности Семинар 5. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые).
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы
- Раздел 2. Народная художественная культура имперской России и ссср
- 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины.
- 6.1. Словарь основных терминов.
- 6.2. Список рекомендуемой литературы.
- 7. Образовательные технологии.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тестовые задания для текущего контроля успеваемости (по второй части курса)
- Тема 11. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 12. Кружево в пространстве дома.
- Тема 13. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 14. Костюм в народной культуре.
- Тема 19. Отхожие промыслы.
- 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
- Вопросы к зачету (1-15, 31-45). Вопросы к госэкзамену (1-60).
- Методические рекомендации для подготовки реферата к государственному экзамену
- Методические рекомендации по написанию эссе,
- Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Руководство для преподавателя