Тема 12. Костюм в народной культуре.
Крестьянский костюм XII – XVIII веков. Типы одежды в разных регионах России XVIII-XIX веков. Гендерные различия в костюме. Четыре комплекса женской одежды на территории России: с понёвой, с сарафаном, с юбкой-андараком, с кубельком. Одежда с поневой включала в себя рубаху, понёву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор, обувь, плетеную из лыка, или кожаную. Такой костюм преобладал в южных губерниях Европейской России. Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи, сарафана, душегреи, головного убора на основе типа кокошника, кожаной по преимуществу обуви. Бытовал на севере Европейской России, в губерниях Повольжья, на Урале, в Сибири, на Алтае. Комплекс одежды с юбкой-андараком включал рубаху, шерстяную полосатую юбку, корсетку, широкий пояс, головной убор типа кокошника. Такой костюм носили женщины в селах однодворцев – служилых людей, присланных защищать в XVI - XVII веках южные границы Русского государства – в Рязанской, Орловской, Курской, тамбовской губерниях. Комплекс одежды с кубельком был характерен для одежды донских казачек и для казачек Северного Кавказа. Представлял собой платье, сшитое в талию, надевавшееся поверх рубахи с широкими рукавами. Платье носили с длинными штанами и вязаным колпаком или шапкой.
Мужской костюм был в своей основе общеславянским, более единообразным. Он состоял из туникообразной рубахи с косым разрезом ворота, нешироких штанов, кожаной или плетенной из лыка обуви. Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин, и для женщин.
Локальные варианты одежды. Детская одежда. До 5 -7 лет детей одевали одинаково. В подростковом возрасте появлялась одежда, указывавшая на пол. Костюм девушки и парней брачного возраста усложнялся. Одежда стариков приближается по своему типу к детской. Вдовы, вдовцы, солдатки, как и старики, носили траурную одежду без украшений. Одежда старых дев – они не имели права носить одежду замужней женщины. Украшения в костюме. Различия повседневного и праздничного костюма. Рабочая одежда. Обрядовая одежда.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория и история народной художественной культуры
- 1.Выписка из фгос впо
- 3. Цели и задачи учебной дисциплины
- 4. Формы контроля
- 5. Содержание учебной дисциплины
- 5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Часть 1. Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры
- Тема 1. Народная художественная культура. Основные понятия. Науки, изучающие народную художественную культуру.
- Тема 2. Виды, жанры, формы народного художественного творчества.
- Тема 3. Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Тема 4. Гендерный аспект народной художественной культуры.
- Тема 5. Теории этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- Тема 6. Народная художественная культура как воплощение национального характера (д. С. Лихачев и др.)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного»
- Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Тема 8. Фольклористика.
- Часть 2. Раздел I. Народная художественная культура в пространстве повседневности
- Тема 9. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 10. Кружево в пространстве дома
- Тема 11. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 12. Костюм в народной культуре.
- Тема 13. Народная игрушка.
- Тема 14. Лубок в народной культуре.
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности.
- Тема 15. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые)
- Тема 16. Народный театр.
- Тема 17. Отхожие промыслы.
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы.
- Тема 18. Русский народный эпос.
- Тема 19. Народные песни и танцы.
- 5.2. Планы семинарских занятий.
- Часть1. Раздел 2. Теоретические основы народной художественной культуры
- Часть 1. Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Часть 2. Раздел 1. Народная художественная культура в пространстве повседневности Семинар 5. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые).
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы
- Раздел 2. Народная художественная культура имперской России и ссср
- 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины.
- 6.1. Словарь основных терминов.
- 6.2. Список рекомендуемой литературы.
- 7. Образовательные технологии.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тестовые задания для текущего контроля успеваемости (по второй части курса)
- Тема 11. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 12. Кружево в пространстве дома.
- Тема 13. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 14. Костюм в народной культуре.
- Тема 19. Отхожие промыслы.
- 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
- Вопросы к зачету (1-15, 31-45). Вопросы к госэкзамену (1-60).
- Методические рекомендации для подготовки реферата к государственному экзамену
- Методические рекомендации по написанию эссе,
- Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Руководство для преподавателя