Часть 1. Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
Семинар 4. Исследования традиционного и современного фольклора (Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ, Государственный республиканский центр русского фольклора)
Вопросы.
История создания и основные направления научной деятельности учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
Обсуждение одной из публикаций центра в разделе сайта «Публикации», в подразделах: «Традиционный фольклор», «Современный фольклор», «Современные формы фольклора», «Прагматика фольклора» (на выбор студента)
Научная конференция «Интернет и фольклор». Анализ публикации материалов конференции.
Основная литература:
Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика. – Электрон. дан. – [Б. м.] [Б. г.] – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/center.htm. - Загл. с экрана.
Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета. Публикации [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика. – Электрон. дан.: [Б. м.] [Б. г.] – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.htm. – Загл. с экрана.
Интернет и фольклор: сб. науч. статей [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 2009. – 320 с. – Режим доступа: http://www.centrfolk.ru/edition/publication_online/publication_collection/596/. – Загл. с экрана.
Дополнительная литература:
Журнал «Живая старина» [Электронный ресурс] Электрон. дан.: Официальный сайт ФГБУК «Гос. респ. центр русского фольклора». – [М.], 1990–2012. – Режим доступа: http://www.centrfolk.ru/edition/period_edition/live_olden/. – Загл. с экрана.
Научный альманах «Традиционная культура» [Электронный ресурс] Электрон. дан.: Официальный сайт ФГБУК «Гос. респ. центр русского фольклора». – Электрон. дан. – [М.], 1990–2012. – Режим доступа: http://www.centrfolk.ru/edition/period_edition/traditional_culture/about%20almanach.php. – Загл. с экрана.
О журнале «Живая старина» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБУК «Гос. респ. центр русского фольклора».Электрон. дан.: – [М.], 1990–2012. – Режим доступа: http://www.centrfolk.ru/edition/period_edition/live_olden/js.php. - Загл. с экрана.
Публикации в сборниках [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБУК «Гос. респ. центр русского фольклора». Электрон. дан. – [М.], 1990–2012. – Режим доступа: http://www.centrfolk.ru/edition/publication_online/publication_collection/. – Загл. с экрана.
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория и история народной художественной культуры
- 1.Выписка из фгос впо
- 3. Цели и задачи учебной дисциплины
- 4. Формы контроля
- 5. Содержание учебной дисциплины
- 5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
- Часть 1. Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры
- Тема 1. Народная художественная культура. Основные понятия. Науки, изучающие народную художественную культуру.
- Тема 2. Виды, жанры, формы народного художественного творчества.
- Тема 3. Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Тема 4. Гендерный аспект народной художественной культуры.
- Тема 5. Теории этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры
- Тема 6. Народная художественная культура как воплощение национального характера (д. С. Лихачев и др.)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «национальных образов мира» (г. Гачев)
- Тема 7. Народная художественная культура как воплощение «архетипов коллективного бессознательного»
- Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Тема 8. Фольклористика.
- Часть 2. Раздел I. Народная художественная культура в пространстве повседневности
- Тема 9. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 10. Кружево в пространстве дома
- Тема 11. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 12. Костюм в народной культуре.
- Тема 13. Народная игрушка.
- Тема 14. Лубок в народной культуре.
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности.
- Тема 15. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые)
- Тема 16. Народный театр.
- Тема 17. Отхожие промыслы.
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы.
- Тема 18. Русский народный эпос.
- Тема 19. Народные песни и танцы.
- 5.2. Планы семинарских занятий.
- Часть1. Раздел 2. Теоретические основы народной художественной культуры
- Часть 1. Раздел 3. Основные научные направления изучения фольклора и народной художественной культуры
- Часть 2. Раздел 1. Народная художественная культура в пространстве повседневности Семинар 5. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые).
- Раздел II. Народная художественная культура в пространстве неповседневности
- Раздел III. Сфера духовного в народной культуре: пословицы и поговорки, сказки, притчи, музыкальный фольклор, песни и танцы
- Раздел 2. Народная художественная культура имперской России и ссср
- 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины.
- 6.1. Словарь основных терминов.
- 6.2. Список рекомендуемой литературы.
- 7. Образовательные технологии.
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тестовые задания для текущего контроля успеваемости (по второй части курса)
- Тема 11. Народное жилище как отражение уклада и быта определенного этноса.
- Тема 12. Кружево в пространстве дома.
- Тема 13. Народная вышивка: столешники, подзоры, полотенца.
- Тема 14. Костюм в народной культуре.
- Тема 19. Отхожие промыслы.
- 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
- Вопросы к зачету (1-15, 31-45). Вопросы к госэкзамену (1-60).
- Методические рекомендации для подготовки реферата к государственному экзамену
- Методические рекомендации по написанию эссе,
- Методические рекомендации по подготовке к участию в семинарских занятиях Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Руководство для преподавателя