Одежда и мода
Изменения в одежде в XIV—XVI вв. прослеживаются явственнее, чем за многие столетия до этого. Одежда пополняется новыми предметами, меняется ее покрой, в употребление входят новые ткани, а известные раньше распространяются шире, чем прежде. Индивидуализируется костюм. В этих переменах отражались успехи ремесла и торговли, повысившаяся мобильность и ускорившийся темп жизни. Улучшение в целом качества жизни, рост благосостояния непривилегированных слоев населения также имели следствием оживление интереса к костюму, моде. Они служили средством самовыражения и утверждения в обществе.
Более чувствительным к веяниям и запросам эпохи был городской костюм. Формы и стиль, вырабатывавшиеся в нем, перенимались другими — как выше, так и ниже стоящими социальными группами. В то же время естественное тяготение нуворишей к аристократическому образу жизни порождало в них стремление уподобиться знати и в одежде. Тем не менее именно в эту эпоху, как никогда раньше и позже, костюм приобретал ярко выраженные социальные, корпоративные черты, определяя принадлежность человека к той или иной профессии. Более четко отделяется молодежная мода от одежды пожилых людей, женская от мужской. Исключительное значение стали придавать украшению одежды, аксессуарам, прическе, косметике, парфюмерии.
Общую тенденцию в развитии костюма можно определить как движение от простого к сложному, элегантному, более богатому, но в то же время более практичному. Формировалась общеевропейская мода, в которой в разное время лидировала та или иная страна, но вместе с тем сохранялись и развивались местные особенности. Так, после Столетней войны заметным в Европе стало бургундское влияние. Во время Итальянских войн, побывавшие в Италии французы, испанцы, немцы и другие завоеватели не устояли перед обаянием итальянской моды и распространили ее за Альпами. В XVI в. моду диктовали испанцы, а с XVII в. — французы.
В середине XIV в. в одежде произошло серьезнейшее изменение, повлиявшее на всю последующую историю костюма: она стала уже и короче, что на первых порах вызывало резкое неприятие со стороны моралистов. Колебания моды не изменили этой ведущей тенденции на протяжении веков.
Основные предметы одежды у мужчин и женщин состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Мужчины носили также штаны или те предметы одежды, которые постепенно превратились в штаны. Нижнее белье еще не было известно. Его до некоторой степени заменяли рубашки, но и их даже в гардеробе знати было весьма мало. Когда Генрих IV вступил на французский престол, у него имелась всего дюжина рубах, причем не в лучшем состоянии. Спали нагишом. Обычай спать в ночных сорочках стал распространяться только в XVII в. в состоятельных слоях общества. Дамские панталоны появились ближе к концу XVI в., и первыми их начали носить куртизанки — из гигиенических соображений и для красоты. Приличные же женщины еще в XVIII в. считали для себя недопустимым их ношение. Мужское нижнее белье появилось позже женского. Отсутствие нижнего белья способствовало кожным заболеваниям, которые отступили лишь в XVIII в.
Нижнее платье представляло собой рубаху в ее многочисленных разновидностях (камиза, шэнс и др.). Рубахи бедняков изготовлялись из грубого холста, состоятельных людей — из льна, тонкой шерсти, шелка. Их отличало также богатое декорирование: вышивка, шитье бисером, жемчугом, золотом. В XV в. этот предмет одежды зачастую уже не имел ничего общего со своим прототипом. Рубаха превратилась в женские платья и мужские камзолы всевозможных покроев и длины, с длинными и короткими, пышными и узкими рукавами, свободными, с манжетами и на пуговицах, с открытой и закрытой горловиной.
Верхняя одежда также развилась из рубахи (блио), одевавшейся для тепла. Верхняя одежда также укорачивалась, удлинялась, обуживалась то сверху, то снизу; на ней делались разрезы и вырезы, позволявшие увидеть богато украшенное нижнее платье. Однако основной тенденцией было обуживание платья сверху до талии, что давало тогдашним «законодателям моды» широчайшие возможности для комбинирования и придания покрою, в частности, женского платья, немалой пикантности и даже соблазнительности. Декольте становилось временами очень глубоким и его приверженцы часто не находили нужным прикрывать его даже тонкой и богато украшенной орнаментом и кружевом отделкой нижнего платья.
Со временем верхняя одежда обогатилась кофтами (котта) и жакетами, куртками, жилетами и длинными безрукавками (сюрко), кафтанами, различными накидками. Дамское платье дополнилось шлейфом. Для большего тепла на верхнее платье надевали плащ — пожалуй, наиболее консервативный из всех предметов одежды.
Цельные штаны появились уже в XIV в. Они напоминали собою скорее современные колготы. Для прочности к ним подшивали кожаные подошвы, заменявшие одновременно обувь. В XVI в., когда научились вязать и появились вязаные чулки и трико, чулки отделились от штанов. В XV в. мужские штаны обогатились новой деталью — гульфиком, незыблемо и со все большей настойчивостью украшавшим мужской костюм на протяжении двух веков.
Изменения в одежде происходили не только за счет длины и покроя, но и за счет фурнитуры. Пуговицы, известные еще в древности, но забытые в эпоху варварства, приблизительно с XII—XIV вв. снова появляются на одежде. Они изготовлялись из дерева, камня, металла, ткани. Пуговицы не только делали ношение одежды более удобным, но и украшали ее. Всевозможные тесьмы, шнурки, ленты, пряжки и даже колокольцы разнообразили костюм. Пояса не только стягивали и поддерживали просторную одежду, но и в соответствии с велением моды орнаментировали ее, перемещаясь то вверх от талии под грудь, то вниз — на бедра. К поясам прикреплялись кошельки. Вначале они были принадлежностью костюма исключительно высших сословий, но со временем обосновались преимущественно на поясах купцов и ремесленников.
В вышивке наряду с растительным и геометрическим орнаментом важное место занимали гербы, геральдические животные, девизы, изречения. Одежду охотно отделывали мехом. С XVI в., когда активизировалась торговля между Западной Европой и Русским государством, на Западе полюбили русские меха, и предметы одежды, отороченные ими, (шапки, воротники и т.д.) вошли в моду под названием «русских».
Изменения в моде стали возможны также благодаря расширению ассортимента тканей для одежды. Обогатилась новыми сортами суконная продукция. Появился «ширпотреб», отвечавший растущим запросам и материальным возможностям массового потребителя. Все шире осваивалось в Европе, и прежде всего в Италии и Нидерландах, производство шелковых тканей, успешно конкурировавших с восточными. Появились ткани в «полоску», «клеточку», «горошек» и т.п. Вполне вероятно, что наиболее талантливых создателей рисунков тканей из Италии вдохновляли полотна их знаменитых современников. По-прежнему в цене оставались парча и бархат, особенно вытканный золотой и серебряной нитью. Ширилась география производства льняного и хлопчатобумажного полотна. На их основе появилась бумазея. Из Венеции за Альпы перешел хлопчатобумажный бархат. В моду вошла одежда, сшитая из тканей яркой окраски. Темные и сдержанные тона носили люди пожилого возраста и вдовы.
В моде Возрождения отразились эстетические идеалы эпохи. В XV в. в Италии одежда подчеркивала стройность и хрупкость, удлиненность пропорций тела. В период Высокого Возрождения одежда стала более тяжелой, широкой и короткой. Ее отличали пышные рукава, складки, декольте, формы, тяготевшие к квадрату. Этим акцентировалась мужественность, зрелость, красота здорового тела, которое не стеснялись показать и зрительно усилить одеждой. Среди украшений высоко ценились массивные нагрудные золотые цепи, которые носили одинаково мужчины и женщины. Важными аксессуарами стали веер, перчатки и носовой платок. Последнему еще долго не было суждено превратиться в предмет гигиены. Из головных уборов явное предпочтение отдавалось беретам. Однако у женщин очень широко распространился обычай ходить с непокрытой головой. Поэтому большое внимание уделялось прическам, различным головным украшениям: цветам, венкам, диадемам, сеткам. У итальянских женщин большой популярностью пользовались накладные волосы. Идеалом считались блондинки с высоким чистым челом.
Женщины не жалели здоровья, проводя целые дни под палящим южным солнцем, чтобы осветлить волосы. Для придания лбу нужной высоты волосы над ним выбривались. И уж никакие проклятия проповедников и сарказм острословов не могли отвратить женщин от пользования косметикой, порой чрезмерного.
В XVI в. в европейской моде прослеживается несколько тенденций: «ренессансная», «испанская» и «протестантская». Протестантская мода была наименее самостоятельной. Скорее можно говорить о том, что под влиянием Реформации во многих странах стали одеваться скромнее и проще. В первую очередь это касалось бюргерства, значительно более серьезно воспринимавшего протестантскую мораль, чем элита.
Со второй половины XVI в. в Европе все увереннее заявляет о себе испанская мода. В определенной степени в этом отражалось растущее политическое влияние Габсбургов и связанная с их именем Контрреформация. Не случайно в Германии испанской моде раньше всего стали подражать на католическом юге, тогда как в северогерманских княжествах дольше сопротивлялись этому влиянию, предпочитая протестантскую моду.
Испанская мода подчеркнуто аристократична. Ей соответствовала строгая, жесткая, как бы накрахмаленная одежда, стесняющая движения. Воротник-стойка заканчивался брыжами или плойкой. Грудь камзола, рукава, короткие штаны простегивались ватой. Плечи выкладывались ватными валиками. Брыжи со временем достигли таких размеров, что их язвительно называли жерновами. В эпоху Франциска II причудливая мода довела до гротеска форму камзола: с помощью ваты наращивались размеры живота. Таким путем как бы подчеркивались важность и значимость человека. Но острословы прозвали эту деталь одежды «гусиным брюхом». Характерную черту испанского костюма составляли короткий плащ-накидка, а также жесткие шляпки с узкими полями. В моду вошли маленькие клинообразные бородки.
Женская одежда во многом повторяла мужскую. Обширнейшие же юбки — без единой складки — сажались на жесткий каркас. На ноги надевались деревянные котурны, что вместе с конструкцией юбки еще больше стесняло движения. Поговаривали, что такую моду ввели враги танцев из религиозных кругов.
Сохраняя свои основные особенности, испанская мода менялась в течение XVI — первой половины XVII в. Не счесть ее модификаций в одежде отдельных стран и регионов. Даже в народной, крестьянской одежде встречались ее отдельные черты. Хотя в целом крестьянский костюм в отличие от относительно космополитичного дворянского и даже бюргерского был более самобытен. И именно он как раз в этот период развился в национальный костюм.
С первых десятилетий XVII в. испанская мода постепенно начинает уступать свои позиции французской, утверждавшейся подобно другим сторонам быта уже в условиях новой культурной эпохи — барокко.
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14