Новая система образования
Гуманистическая культура пробивала себе дорогу во Франции, как и всюду, прежде всего в области образования. В силу этого в культуре эпохи Ренессанса первостепенную роль играла реформа системы образования, начавшаяся с борьбы со схоластикой, по-прежнему господствовавшей в Парижском университете. Но и в это время его былая слава привлекала сюда искателей истины. К концу XV в. здесь встретились Эразм и основатели первого кружка гуманистов в Сорбонне Гийом Фише и Робер Гаген. Они с 70-х годов издавали и изучали античных и итальянских авторов. Благодаря этому кружку Франция одной из первых среди заальпийских стран познакомилась с учением флорентийских неоплатоников и содействовала его распространению.
Главным деятелем этого периода был Жак Лефевр д’ Этапль (1450/55—1537), которого Лютер сравнивал по образованности и авторитету в мире с Эразмом. Автор трудов по астрономии, математике, греческой философии, космографии и музыке, он способствовал созданию во Франции первых научных школ математики и географии. Все деятели раннего французского Ренессанса учились у него. Ему принадлежат перевод и комментарий с применением новых методов филологической критики «Введения в метафизику» и «Никомаховой этики» Аристотеля. Но главный труд Лефевра посвящен тому, чем было воодушевлено все общество: реформе церкви и духовному возрождению. Двадцать лет жизни (1509—1528) Лефевр отдал переводу Библии на французский язык. Он отстаивал нравственные начала христианства и признавал преобразующую роль просветительства. Задолго до Лютера, в 1512 г., он высказал идею об оправдании верой и объявил Священное Писание единственным источником веры. Но вскоре Лефевр отказался от своих идей, видя губительные последствия раскола церкви. Как многие деятели раннего Ренессанса, он был мечтателем, а не борцом.
Идеи Лефевра нашли воплощение в деятельности его ученика Гийома Бюде (1468—1549). Юрист, теолог, математик, филолог, историк и археолог, Бюде воплощал тип ученого-энциклопедиста. Применив методы филологической критики к своду римских законов (Пандектам), Бюде доказал историчность права, что повлияло на развитие правовой и исторической мысли во Франции. В главном своем труде «Комментарии к греческому языку» (1529) он составил свод сведений о материальной и духовной цивилизации античности, заслужив имя первого эллиниста Европы. Бюде обратился к обществу с гуманистической программой воспитания в трактате «О воспитании государя» (1518), посвященном Франциску I. В основе ее — признание природной добродетели человека и вера в его высокие способности, главная из которых — разум, отличающий его от животных и делающий счастливее всех на земле. Но стать мудрым можно только путем приобретения знаний, поэтому высшую добродетель олицетворяет ученый. В круг знаний Бюде включал античную литературу, философию, историю и риторику. Бюде настаивал на реформе системы образования, на отказе от непогрешимых авторитетов, на пользе изучения древних языков. Он призвал короля вернуть ученому почет и уважение, вспомнить меценатство, без которого не было бы ни Вергилия, ни Горация.
Реформа системы образования осуществилась в созданном по инициативе Бюде около 1530 г. указом Франциска I коллеже трех языков — латинского, греческого, древнееврейского (позднее стал именоваться Коллеж де Франс). Коллеж совершил революцию в образовании: был снят запрет Сорбонны на изучение древних языков, не надо было получать разрешения на преподавание, ученую степень; курсы полностью передавались на усмотрение лектора; обучение было бесплатным и открытым для всех. Самое знаменитое учебное заведение Франции эпохи Ренессанса не имело даже собственного помещения: преподавание велось где придется, часто в домах меценатов. Но в нем царили энтузиазм и ощущение свободы.
Покровительство короны оставалось неизменным, хотя помощь была скупее, чем обещания. К середине XVI в. в коллеже было уже три кафедры греческого языка, две — древнееврейского, три — математики, а также кафедры медицины, философии, латыни. При Генрихе III к ним добавились кафедры хирургии и арабского языка.
Когда в 1534 г. в Париже начались гонения на протестантов, часть преподавателей разъехалась по стране. Так провинциальные коллежи стали местом распространения нового знания. Процесс был подхвачен протестантскими и иезуитскими коллежами. Вопреки религиозному антагонизму этих течений, их педагогическая деятельность опиралась на одну основу — принципы гуманистической педагогики: и те и другие боролись с монополией Сорбонны, стремились к духовному обновлению общества, отводя первостепенную роль в этом процессе просвещению. И протестанты, и иезуиты использовали методы религиозного «Братства общей жизни»: совместное проживание учеников во время учебы, строгая дисциплина и телесные наказания, разделение учеников по классам, а программ — по возрастам, принцип соревновательности, применение оценок и других форм поощрений учеников. Именно они основали в XVI в. большинство коллежей: к 1598 г. протестанты —14; иезуиты — 34. Их коллежи устранили сословные перегородки и допускали к обучению девочек.
В программу входило изучение Библии и древних языков, преподаватель был свободен в выборе античных или современных авторов, важное место занимали сочинения на заданную тему и риторика. Но воздействие этих коллежей снижалось из-за малочисленности протестантов во Франции (6—7 % населения) и враждебности французской церкви как к ним, так и к иезуитам. Главная же причина слабого воздействия этих коллежей на общество в целом заключалась в том, что образование в них использовалось как средство очищения и укрепления веры.
Но Франция к концу XVI в. уже совершила переворот в образовании, освободив его от пут схоластики, от церковного давления. В стране много было сделано для распространения древних языков и наследия античности. Знания и образованность почитались теперь наравне со знатностью и военной доблестью. Рядом с социальной иерархией появилась иерархия дарований и трудов во имя просвещения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14