Театр, музыка
Чинквеченто — время становления светского ренессансного театра в Италии. В пору Высокого Возрождения при дворах правителей Феррары, Мантуи, Урбино, позже — во Флоренции при герцогах Медичи театру уделялось особое внимание: строились специальные сцены, создавались декорации (важным достижением стало изобретение сначала перспективных, а в конце века и подвижных декораций), приглашались актеры, музыканты, писатели-драматурги. В начале 80-х годов в Виченце было построено первое театральное здание — театр Олимпико (по проекту выдающегося творца ренессансной архитектуры А. Палладио).
В драматургии возрождались античные жанры трагедии и комедии, которым отдали дань многие видные писатели — Ариосто, Бембо, Аретино, Макиавелли. Первыми трагедиями были «Розамунда» Джованни Ручеллаи и «Софонисба» Джанджорджо Триссино, созданные в 1515 г., в них заметно подражание греческим трагикам. Поставленные в 40-е годы трагедии «Орбекка» Джамбаттисты Джиральди Чинтио и «Гораций» Пьетро Аретино были композиционно более совершенны и психологически правдивее. Чаще, однако, драматурги Чинквеченто обращались к жанру комедии. Ее питали разные генетические истоки — средневековый смеховой фольклор, особенно фарс, и античная комедия, прежде всего латинская комедиография Теренция и Плавта. Написание и постановка комедий приурочивались к карнавальному сезону (зима — весна). Комедийный жанр сформировался в первой половине XVI в., его особенностями стали однообразие ситуаций и типажей, неизменное обращение в сюжетах к жизни города (сельские мотивы появляются лишь в пору Позднего Возрождения). Драматургические коллизии ренессансной комедии связаны с противостоянием молодости и старости, детей и родителей; любовь здесь сталкивается с расчетом, бедность с богатством, ум с глупостью. Уже одна из первых комедий — «Каландро» кардинала Бибиены, поставленная в 1513 г., имела шумный успех. Заимствования из Плавта сочетались в ней с наблюдениями над действительностью, откровенно воспевалась чувственная любовь. Реалистические мотивы усилились в комедиях Позднего Возрождения, вышедших из-под пера Джованни Мария Чекки и Джамбаттисты Делла Порта. В комедиях последнего заметны и маньеристические тенденции. Линию сатирической комедии, начатую «Мандрагорой» Макиавелли, в этот период продолжил «Подсвечник» Джордано Бруно.
Для придворного театра поры Позднего Возрождения наиболее характерной стала разработка жанра пасторали. Большой славой пользовались «Аминта» Торквато Тассо (1573) и «Верный пастух» Джован Баттисты Гварини (1590). Пастушеская драма испытала заметное влияние эстетики маньеризма: поиски простоты и естественности сочетались здесь с вычурностью и утонченностью.
Традиции народного театра дали жизнь новому жанру — комедии масок (народной комедии дель арте). Возникнув в середине XVI в., комедия дель арте быстро набирала силу, и уже к началу XVII в. приобрела широкую популярность. В этом жанре автора заменили актеры-импровизаторы, представляющие традиционные, восходящие к средневековому фарсу, типы-маски: таковы Арлекин, Пульчинелла, Коломбина, Панталоне, Бригелла. Острословие, искрометная веселость, буффонада, использование народной лексики различных диалектов, меткие характеристики представителей самых разных слоев общества и непочтительность к высшим классам — все эти яркие черты итальянской комедии масок обеспечили ей прочное положение в театральной культуре Позднего Возрождения, даже во времена усиления католической реакции, когда многие ренессансные комедии были занесены в Индекс запрещенных книг.
Музыкальная жизнь Италии XVI в. отличалась исключительным богатством. Широкое распространение получили вокальная полифоническая музыка строгого стиля — мессы, мотеты — и светская музыка, особенно мадригал и фроттола. Если мадригал был связан с традициями полифонизма, то фроттола, а с середины XVI в. и вилланелла, развивались в русле многоголосной песни, близкой к народной. Авторами фроттол, с начала столетия часто издававшихся в песенных сборниках, были многие известные композиторы — Жоскен Депре, Марко Кара, Бартоломео Тромбончино и др. Нередко они сочиняли музыку на стихи выдающихся итальянских поэтов — Петрарки, Полициано, Бембо. В отличие от фроттолы, получившей, распространение преимущественно в Северной Италии, вилланелла родилась и обрела популярность на юге, в Неаполе, и была тесно связана с традицией крестьянской песни. Фроттола и вилланелла — собственно ренессансные музыкальные жанры — в известной мере противостояли полифонии строгого стиля. Промежуточное положение между ними в XVI в. занял мадригал, возникший еще в XIV в., но почти забытый в следующем столетии. Возрождению этой свободной музыкально-поэтической формы способствовало обращение композиторов Адриана Вилларта, Карло Джезуальдо и многих других выдающихся мастеров к итальянской ренессансной поэзии. Мадригалы, главным содержанием которых стала любовная лирика, слагались на стихи Данте и Петрарки, Саннадзаро и Ариосто, петраркистов Бембо, Делла Каза, Тансилло. В отличие от мотета (на латинский текст), имевшего официальное, часто праздничное назначение, мадригал в XVI в. был самым распространенным жанром светской музыки. Мадригалы нередко включались в интермедии, ставшие непременной частью придворных спектаклей. Во Флоренции постановки в 1520—1530-х годах «Медеи» Сенеки и «Мандрагоры» Макиавелли, как и многих пасторалей в последующие годы, сопровождались музыкой мадригального типа.
Интенсивная музыкальная жизнь Италии эпохи Чинквеченто и укреплявшаяся связь музыки с театром подвели к рождению оперы. Одной из первых опер стала положенная на музыку композитора Якопо Пери «Эвридика» Оттавио Ручеллаи. Она была поставлена во Флоренции в палаццо Питти в 1600 г. За «Эвридикой» последовали осуществленные в Мантуе постановки опер «Орфей» Клаудио Монтеверди (1607) и «Дафна» Гальяно (1608). Расцвет оперного творчества обоих композиторов связан с первыми десятилетиями XVII в. и выходит за рамки ренессансной эпохи в Италии.
Одним из крупнейших композиторов Позднего Возрождения был Дж. Палестрина. Он внес огромный вклад в развитие духовной полифонической музыки. Придав новые формы пению а капелла, Палестрина стал непревзойденным создателем месс, но внес немало нового и в жанр светского мадригала. Его творческое наследие огромно, оно включает более ста месс, более трехсот праздничных мотетов и более ста мадригалов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14