Историография в условиях Реформации и Контрреформации
В отличие от гуманистов, внимание которых привлекала прежде всего гражданская история, протестантская историография сосредоточила главные усилия на изучении истории церкви. Вместе с тем лютеранские историки не ограничились только этой задачей: само учение Лютера о двух порядках, светском и духовном, и о важнейших обязанностях христиан в рамках светского порядка побуждало уделять внимание также и гражданской истории. Лютер неоднократно подчеркивал воспитательное значение всемирной истории и писал предисловия к историческим трудам. Меланхтон включил историю в свои программы университетских наук и сам читал курс всемирной истории, положив в основу компилятивную всемирную хронику своего ученика И. Кариона. Меланхтон переработал ее, расставив необходимые концепционные акценты, до времени Карла Великого, а дальнейшую доработку в том же духе, вплоть до времени императора Карла V, осуществил его ученик и зять К. Пейцер. В учебнике, изданном в 1564—1565 гг., подчеркивалось, что особенно в последние 500 лет, со времен Григория VII, нарастали проявлявшиеся и ранее взаимосвязанные явления — тирания пап и упадок благочестия. В упадок пришло и изображение истории. Ответственность за это состояние науки возлагалась на порчу церкви по вине папства, на схоластику и невежество монахов. Учебник более чем на столетие стал одним из главных пособий по всемирной истории во всех землях Германии, где восторжествовало лютеранство, а также в зарубежных протестантских странах. При этом повсюду в них наряду с церковной историей преподавалась и ставшая обязательной гражданская, поскольку такое сочетание было санкционировано рекомендациями Меланхтона.
Популярный учебник по истории для юношества написал и выдающийся протестантский ученый Иоганн Слейдан (1506—1556). Это пособие по гражданской истории — «О четырех монархиях» — пользовалось успехом до XVIII в. Слейдан получил известность также как автор полемических памфлетов, переводчик и комментатор «Мемуаров» Филиппа де Коммина, которые должны были, по мысли Слейдана, способствовать политическому воспитанию немецких властителей и их советников, но главным трудом его жизни стали вышедшие в 1556 г. «Комментарии о состоянии религии и государства при императоре Карле V». Автор широко пользовался неизданными архивными материалами, в основном официального характера, и пытался, избегая чрезмерной пристрастности, создать историю Реформации. Стремление к объективности побуждало его делать упор на фактологию и тексты самих документов, но подбор фактов и особенно характерные умолчания выдавали его лютеранские идеалы.
Самым крупным по масштабам историческим трудом протестантских авторов стало издание в 13 томах «Церковной истории, изложенной по столетиям», где каждому веку («центурии»), начиная с Рождества Христова до XIII столетия, был посвящен отдельный том. Издание, вышедшее в 1559— 1574 гг., впервые в исторической науке готовилось как коллективная работа. Ее возглавлял из Магдебурга лютеранский теолог Матфей Флакк (Власич), получивший гуманистическое образование в Венеции. Работа, которую часто сокращенно называют «Магдебургскими центуриями», создавалась по строгому плану, с четким разделением задач участников. Одни собирали материалы, в том числе в католических землях и странах — тайно, другие делали отбор и анализ источников, третьи, во главе с Флакком, вели завершающую фазу написания и редактирования книг. Главной целью труда был показ на широчайшем историческом материале процесса «порчи» церкви после периода раннего христианства и превращения ее под главенством римских пал в «царство Антихриста». Авторы дают разностороннюю картину жизни церкви и религиозных верований (в том числе еретических) разных веков, они идеализируют императоров, боровшихся с папами, разоблачают ряд католических легенд и сфабрикованных документов, в частности обосновывают подложность «Константинова дара». Вместе с тем, сделав шаг вперед в собирании источников, организации работы, использовании критического метода, создатели «Магдебургских центурий» подчинили свой труд задачам откровенной антикатолической пропаганды. Отсюда и одностороннее использование ими критицизма — средневековые легенды, враждебные папству, они сохраняют.
Католическая сторона отвечала протестантам главным образом яростными полемическими сочинениями, но в 1588—1593 гг. появился в качестве научного противовеса «Магдебургским центуриям» труд объемом в 12 томов — «Церковные анналы». Его автором был кардинал Чезаре Баронио, который использовал недоступные протестантам богатейшие архивы Ватикана. Стремясь на основе документов от года к году осветить жизнь церкви до конца XII в. и вместе с тем опровергнуть нападки лютеран, Баронио также обращался к критическому методу, но подчинял его применение задачам апологетики папства и католицизма. Историография, таким образом, в условиях острой межконфессиональной борьбы использовалась в пропагандистских целях обеими сторонами. В то же время публикация крупных массивов новых источников, стремление в полемике с оппонентами выявить реальные, а не только риторические доказательства определенной точки зрения в конечном счете способствовали продвижению вперед истории как науки.
Одной из характерных работ католической историографии, получившей европейский резонанс, стала книга Иоганна Кохлея «Комментарии о деяниях и сочинениях Мартина Лютера» (1549). До Реформации Кохлей был одним из поборников гуманистической образованности. После выступления Лютера он сохранил верность римской католической церкви, а затем постепенно вошел в число ее главнейших полемистов. Его перу принадлежало свыше сотни антилютеровских памфлетов. Публицистическая окраска присуща и «Комментариям». Эта книга стала первой биографией Лютера (протестанты написали свои варианты позже) и первой историей Реформации, освещенной с католических позиций. Компилируя нужный материал из разных работ, включая в книгу множество цитат Лютера, вырванных из контекста его сочинений, Кохлей все подчиняет жесткой схеме: он стремится показать, что самые различные несчастья, расколы, ереси, секты, волнения и восстания с 1517 г. до 1547 г. (таковы хронологические рамки работы) имели один и тот же адский корень — деяния и писания саксонца Мартина Лютера. Он изображается как одержимый, фанатик, полный ненависти к папству и католической церкви, демон разрушения, порожденный самим Сатаной. Чтобы продемонстрировать масштабы бедствия, Кохлей набрасывает действительно широкую, но крайне тенденциозную картину Реформации. Если освещение ее Слейданом считалось в лютеранской среде самым авторитетным до XIX в., то традиции концепционных оценок Кохлея продолжали жить в католической историографии до начала XX в.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14