Рождение истории
Хотя во Франции никогда не снижался интерес к своей истории, эпоха Возрождения оформила его в науку благодаря новым критическим методам познания. Французы поставили задачу создать свою историографию, не уступающую итальянской, споря с последней в оценке европейской истории. Во Франции национальная средневековая традиция хроник осталась определяющей в области истории, но критические методы анализа заставляли историков проверять и обосновывать все прежние легенды, отбрасывая то, что не выдерживает критики. В то же время исторические сочинения отныне опирались на документы и источники, что способствовало изданию хроник и трудов средневековых авторов. Среди первых печатных книг — труды Фруассара, Филиппа де Коммина, Монстреле. Под покровительством короны ведется издание кутюмов областей Франции.
Жанр хроник остался во Франции ведущим, и «Большие французские хроники» читались больше, чем новые труды, хотя создавались они с применением критических методов анализа и содержали описание национальной истории в отличие от всемирных хроник от Адама и Евы, бытовавших прежде.
Переворот совершили филологи и археологи, изучая античность. Пример тому — труд Бюде «Об ассе и его частях» (1515), где проведена грань между античной и христианской культурами. Именно эрудиты обеспечили прогресс исторических исследований, и связано это с Буржской школой права, основанной под покровительством Маргариты Наваррской и канцлера Мишеля де л’ Опиталя. Там возникла первая историческая школа права, а соединение истории и права дало толчок обеим наукам. Была поставлена задача воссоздать подлинный текст свода римского права без наслоений и искажений времени. Метод был предложен миланцем Андреа Альчато, преподававшем в Бурже в 1527—1532 гг. Ученики Альчато — Франсуа Бодуэн, Франсуа Отман и Жан Кюжас применили этот метод к истории Франции.
Итогом штудий в Буржской школе права явилось понимание того, что римское право создано другой эпохой и иным народом, что Франции нужны свои законы, вытекающие из ее истории. Отсюда — обращение исследователей к истории Галлии времен Цезаря и к истории государства во Франции.
Жан Боден в «Методе, облегчающем познание истории» (1566) отверг идею «золотого века» и последующего упадка цивилизации. Историю он объявлял наукой, где возможен поиск закономерностей. В историческом развитии Боден придавал значение не только фактору государственного роста, но и природе, культуре, религии, наметив культурно-историческое направление в историографии. С учетом новых методов и подходов пишутся отныне и хроники.
Франсуа де Бельфоре (1530—1583) создает «Историю девяти Карлов» (1568) и «Большие анналы Франции» (1574), получив за них титул королевского историографа. Хроники королей пишет и Дю Тийе, показав историю Франции как рост абсолютной власти короля и первым использовав документы архивов. Жак Огюст де Ту (1553—1617) пишет историю Франции периода 1546—1601 гг. как продолжение труда итальянца Паоло Джовио. Его «История моего времени» претендует на всемирную хронику событий этого периода, но самое большое место в ней уделено именно Франции.
Последним летописцем по праву считается Теодор Агриппа д’ Обинье. Продолжая традицию «Мемуаров» Филиппа де Коммина, он написал историю своей жизни, а ему было что рассказать, ведь долгие годы он был главой гугенотской партии и соратником Генриха Наваррского, будущего короля Генриха IV. «Всемирная история» Агриппы преследует цель преодолеть партийную точку зрения; в ней соединились риторика и точная документация (документы он получал из королевских архивов и от соратников): военные и политические события документированы в его «Истории» так, что она использовалась в дальнейшем как первоисточник.
Первым профессиональным историком стал Этьен Пакье (1529—1615). Гуманист, полемист, поэт, ученик Буржской школы права, он оставил службу, чтобы посвятить себя написанию истории. Его многотомные «Исследования о Франции» положили начало собственно исторической науке. Пакье отказался от красот стиля в пользу документа и факта. Историком его делает вера в возможность познания истины путем критического анализа источников и выработки философии истории. По его теории, Франция существовала до королей, церкви, дворянства. Франция — это нация, а не раса или государство, и ее дух выражают ее кутюмы, законы, культура. История, по Пакье, развивается не только в божественном, но и в человеческом плане, зависящем от поступков людей.
Так критические методы исследований, собирание и издание источников и документов, поиск закономерностей исторического развития превращали интерес к прошлому в науку.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14