Ренессанс при дворе Матяша
Сам Матяш был одной из наиболее выдающихся фигур Ренессанса. Гуманистически образованный, он показал себя тонким ценителем красоты, горячим покровителем наук и искусств. Матяш был страстным коллекционером. Он с одинаковым энтузиазмом коллекционировал редкие кодексы, картины, драгоценную посуду, предметы антиквариата, собирал вокруг себя талантливых людей.
Подобно итальянским Сфорца и Медичи Матяш в первую очередь обращал внимание на строительство и собирание книг. Так, он реконструировал в ренессансном стиле и расширил королевскую резиденцию в Буде. Прекрасная архитектура и великолепное убранство дворца — мозаичные полы, деревянные резные потолки, обилие скульптуры, камины из красного каррарского мрамора, венецианские зеркала, картины, фрески — производили впечатление на современников. Подлинным шедевром ренессансной архитектуры стал летний дворец — резиденция короля под Будой, в Вишеграде, созданный, казалось, из одних летящих аркад и колоннад, восхищавший своими висячими садами и мраморными фонтанами. Для строительства и украшения дворцов приглашались итальянские, прежде всего флорентийские, а также далматинские мастера. Именно они привносили в венгерскую архитектуру новое ордерное мышление, привившееся в Венгрии и постепенно оттеснившее готику. В таком отношении к зодчеству и искусству проявлялась не только любовь Матяша к прекрасному, но и трезвый расчет: все это великолепие было призвано подчеркнуть в глазах подданных и иностранцев величие и могущество венгерского монарха и его государства.
Этому же служила знаменитая на всю Европу библиотека «Корвина», основанная в 70-е годы XV в. В ней насчитывалось не менее 500 томов. Это были произведения как древних, так и средневековых авторов, а также новых, в том числе гуманистических. Преобладали книги светского содержания, среди них —по истории, географии, астрономии, медицине, поэзии и т.д. Король не жалел денег на покупку и переписку книг. Чаще всего они заказывались во Флоренции через тамошних книготорговцев и иллюстрировались известными флорентийскими миниатюристами. Со временем мастерская по переписке, оформлению и переплету книг возникла при королевском дворе в Буде. В хранителях библиотеки состояли высокообразованные гуманисты Марцио Галеотто и Тадео Уголетти, приглашенный воспитателем к королевичу Яношу. Библиотека была излюбленным местом работы придворных и самого короля. Здесь устраивались ученые диспуты и симпозиумы.
Капелла Бакоц собора в Эстергоме. 1507 г.
Матяш прилагал немало усилий к тому, чтобы собрать при дворе цвет европейской гуманистической интеллигенции. Духовную атмосферу при дворе создавали приехавшие из Италии гуманисты Марцио Галеотто, Антонио Бонфини, Каллимах Эспериенте, Пьетро Рансано и др. Все они так или иначе трудились над созданием новой концепции государя. В их исторических трудах, пусть и не слишком фундированных, вырисовывался образ государя, который с помощью Фортуны и добродетели мог не только безбедно существовать в этом мире, но и формировать его. Подобная трактовка тем более импонировала и была необходима Матяшу, что он не мог похвастать принадлежностью к королевскому или хотя бы к какому-нибудь древнему аристократическому роду. Его отец поднялся из захудалого влашского дворянского рода; единственный сын Матяша был рожден вне брака. В гуманистической историографии новыми красками заиграла распространенная в средневековой венгерской хронистике, в том числе и добротном труде современника Матяша Яноша Туроци, гуннская концепция, отождествлявшая венгров с гуннами. Аттила идентифицировался с Матяшем и представлялся мудрым справедливым правителем, создавшим могучую державу, образцом гуманистических добродетелей, радетелем народных интересов.
Кодекс из библиотеки Матяша.
Портрет Матяша.
Пропаганда королевского авторитета делала свое дело — Матяш приобрел чрезвычайную популярность в народе. Об этом свидетельствуют широко распространившиеся в фольклоре сказки и баллады о справедливом и добром короле Матяше. Важным источником этого фольклора послужили произведения Галеотто и Бонфини.
В эпоху Ягеллонов пульс новой культуры продолжал биться, хотя уже не с такой силой, как при Матяше. Заметно ослабло итальянское влияние, зато усилилось польское, немецкое, чешское: ведь Уласло II (Владислав) был одновременно и чешским королем. Из чешской канцелярии в Буду попали такие гуманисты, как Ян Шлехта, Богуслав Лобкович. Выдающийся немецкий гуманист, поэт Конрад Цельтис, проводя в жизнь свою идею творчески объединить центральноевропейскую интеллигенцию, создал в 1492 г. в Буде «Венгерское литературное общество» по подобию тех, что он сформировал в Германии, Польше, Австрии. В этом кружке продолжали жить идеи неоплатонизма, доминировавшие в гуманистическом окружении Матяша. В то же время усилилось влияние идей Эразма Роттердамского. В новое культурное движение включалось больше, чем прежде, венгров и представителей других народностей, живших в Венгрии. К их числу относятся Миклош Олах, Антал Веранчич, Иштван Бродарич — поколение, пережившее мохачскую катастрофу и писавшее о ней.
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14