Историография
История заняла прочное место в системе гуманистических дисциплин уже в начальную пору их утверждения. Обращение к исторической тематике стало характерной чертой творчества многих гуманистов. История их интересовала не только сама по себе: как «наставница» в жизни и политике, она помогала обосновать разрабатывавшиеся гуманистами их собственные эстетические и социально-политические концепции. Этот двоякий аспект интереса к истории, осмысление прошлого и одновременно поиски в нем ответа на вопросы современности, оказал влияние на складывание различных направлений в гуманистической историографии, от эрудитского до политико-риторического. Последнее направление получило широкое распространение в официальной апологетической историографии больших и малых итальянских государств.
В исторических трудах гуманистов XV в. сохранилась идущая от предшествующей официальной хронистики верность локальным темам и приверженность местной политической традиции, обретавшей, однако, в их трактовке новые оттенки. Так, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Бартоломео Скала писали сочинения по истории Флоренции и прослеживали судьбу ее пополански-демократических порядков, доказывая их бесспорное преимущество перед единовластием. В свою очередь венецианские историки-гуманисты конца XV — первых десятилетий XVI в. (Бернардо Джустиниани, Маркантонио Сабеллико, Марино Санудо Младший, Гаспаро Контарини и др.) всемерно подчеркивали достоинства олигархического строя Венецианской республики и видели в нем главную основу ее исторических успехов. Историки Миланского герцогства (в XV в. это гуманисты Пьер-Кандидо Дечембрио, Джованни Симонетта, Джордже Мерула, Тристано Калько) восхваляли достижения герцогов, отдавая предпочтение описанию «великих деяний» правителей из рода Висконти и Сфорца. Более сложный вариант отношения к истории представляет труд Лоренцо Валлы «О деяниях короля Фердинанда Арагонского». Он не лишен апологетичности в подходе к истории Неаполитанского королевства, но она рассматривается достаточно критично. Своих официальных историографов-гуманистов имели и республики — Генуя, Лукка, Сьена, и синьории (государства монархического типа) — Феррара, Мантуя и др. В обоих случаях гуманисты искали и находили в античной и средневековой истории городов примеры и образцы, которые подкрепляли их обоснование достоинств современных порядков. Традиция гуманистической историографии сложилась в XV в. и в Риме, в трудах видных деятелей новой культуры — Энея Сильвия Пикколомини (папы Пия II), Флавио Биондо, Помпонио Лето, Платины. Все они принадлежали в большей мере к эрудитскому направлению гуманистической историографии. Они обращались преимущественно к древнеримской истории, рассматривая ее, как правило, в русле более широкой проблематики, чем историки других городских центров ренессансной Италии. Их волновали вопросы о причинах гибели Римской империи (одну из них они видели в крушении республиканских порядков), об упадке древней цивилизации. Культурный аспект римской истории представлял для них особый интерес, что побуждало, в частности Биондо, привлекать археологический материал, описывать памятники и т. п. Они неизменно подчеркивали необходимость восстановить преемственность с древнеримской цивилизацией, по достоинству оценить ее культурные богатства.
Неоднородная в своей политической ориентации, что было следствием государственного полицентризма Италии, гуманистическая историография имела немало общих черт. Это сказывалось в понимании целей и задач историка. Он должен был дать достоверное, дидактически окрашенное описание прошлого. При этом особенно ценилась стилистическая выразительность исторического повествования. В едином русле шла у гуманистов и выработка критического метода исследования. Приоритет здесь отдавался выяснению подлинности источника, методике филологической критики текстов, привлечению вспомогательных данных археологии, нумизматики, палеографии, эпиграфики и т. д. Призыв «ad fontes!» (к первоисточникам) стал символом гуманистической историографии, наметившей научные подходы к изучению прошлого. Конкретными достижениями метода исторической критики, отличавшего гуманистов от средневековых историков, были использование текстов на языке оригинала, перепроверка данных хроник, сомнения в непогрешимости многих авторитетов, к которым гуманисты неизбежно обращались, и, наконец, отбрасывание всевозможных легенд, чудес, всего иррационального.
Ренессансное историческое знание развивалось преимущественно в светском ключе, его богословские аспекты не затрагивались, провиденциализм, вмешательство божественной воли выносилось за рамки человеческих судеб, исторического процесса в целом, творцами которого оказывались сами люди. Впрочем, секуляризация исторической мысли не всегда была последовательной — признавалась, хотя и не абсолютная, власть Фортуны над людьми, которые могли, однако, как полагали многие гуманисты, противостоять ей, опираясь на свою нравственную силу и знание. В причинно-следственных связях событий гуманисты стремились найти — и нередко делали это весьма успешно — естественное обоснование, поддающееся рациональному истолкованию. Подчеркивалась роль выдающихся личностей в истории. Самостоятельное значение приобретал биографический жанр, создание исторических портретов («Жизнь замечательных людей» Веспасиано да Бистиччи, «Жизнеописание пап» Платины). Признанием роли личности в истории были обусловлены, в частности, и весьма распространенные в трудах гуманистов так называемые вставные речи, вкладывавшиеся в уста отдельных деятелей с целью показать их влияние на дальнейший ход событий. Это было явным отступлением от принципа «ad fontes», уступкой дидактическим целям исторического сочинения.
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14