Ренессансная интеллигенция
Эпоха Ренессанса в Северной Европе связана с активной деятельностью гуманистической интеллигенции, которая выступила идейным вождем Реформации и составила культурную элиту страны. Первые гуманисты, происходившие главным образом из бюргерской среды, нередко клирики, почти все были людьми с западным университетским образованием. Они, как правило, принадлежали к последователям Эразма Роттердамского. Свои труды они издавали сначала за границей, на родине же группировались первоначально вокруг университетов и стояли в центре реформационной борьбы. Пропаганду Реформации в Швеции начал еще в 1514 г. ученик Лютера и последователь Меланхтона Олаус Петри (1493—1552), талантливый писатель, историк, богослов, главный переводчик на родной язык Библии и богословских текстов. Олаус Петри написал ряд полемических сочинений против папизма, катехизис, сборник проповедей, молитв и псалмов, «Правила судей», составил несколько учебников. Отличаясь универсальными интересами, он создал «Шведскую хронику» (до Густава Вазы); ему же приписывают самую старую из известных сегодня шведских пьес — «Комедию о Товии».
«Датским Лютером» был неистовый Ханс Таусен (1494—1561) — проповедник, крупный богослов, писатель и политический деятель. Монах, позднее принципиально нарушивший целибат, получивший образование сначала в Копенгагенском университете, затем в Ростоке, Лувене и Виттенберге, он преуспел в лютеранской теологии. Ханс Таусен переводил Библию и сочинения Лютера, писал пособия для евангелических пасторов, вел обширную полемику. В духе традиций аллегорической поэзии и гуманистической сатиры он написал полемическую поэму «Песнь о Лжи и Правде», где Правда погибает, гонимая католической Ложью.
Характерными фигурами раннего Ренессанса в Дании были гуманисты Кристиерн Педерсен и Пол Хельгесен, которые заявили о себе в 20-е годы XVI в.
Кристиерн Педерсен (ок. 1480—1554), выходец из небогатой городской семьи, получил степень бакалавра в Грейфсвальдском университете, затем —магистра в Париже, где сблизился с типографами-гуманистами. Вернувшись в Данию и получив духовный сан, он стал секретарем и дворцовым капелланом. Он переводил на датский язык басни Эзопа, издал датский лексикон, латинско-датскую комментированную книгу «Пословиц» Педера Лоле (XV в.), школьный латинско-датский словарь, воскресные евангельские проповеди. Педерсен много лет работал над переводом с латыни на датский «Истории датчан» Саксона Грамматика (начало XVIII в.), мечтал продолжить историоописание Дании, но успел издать только переработанный миф о великом датском короле и народном заступнике Ольгере Данске («Датская хроника короля Ольгера»), став основоположником новых направлений в исторических исследованиях. Он поддерживал связи с гуманистами Германии, Франции, Италии и Испании, широко использовал их сочинения. Рано восприняв лютеранство, он создал несколько богословских сочинений на датском языке, в том числе о Новом Завете и по библеистике. Ему принадлежит перевод с вульгаты на датский и полное издание всей Библии, а также некоторых сочинений Лютера.
Для монаха Пола Хельгесена (ок. 1480—1535) встреча с Реформацией обернулась нравственным раздвоением. Глава копенгагенской коллегии кармелитов, он одновременно преподавал теологию в университете, стремился вернуть церкви изначальную простоту, чистоту нравов и объединить всех западных христиан. Постепенно Пол Хельгесен превратился в «датского Томаса Мора» — гуманиста-католика, который в условиях Реформации требовал «свободной церкви», то есть возможности свободно исповедовать католицизм. Пол Хельгесен проявил себя как страстный и яркий полемист, плодовитый писатель; ему принадлежат труды об отношениях государства и церкви, описания людей его времени, в частности Ханса Таусена и других лютеранских проповедников. Серьезное внимание он уделял проблемам этики и учительству, создал «Краткую историю королевства Дания», рукопись которой была обнаружена лишь через столетие. Сочинение включает генеалогические экскурсы, погодные записи, комментарии по поводу современных Полу событий, личностей и нравов. Его ученики, «католические реформаторы», активно противостояли первым датским гуманистам.
Ярким представителем университетских гуманистов-лютеран в начале 20-х годов был Олоф Христостомус, оратор-проповедник, который за антиклерикализм и свободомыслие подвергался гонениям со стороны церкви. В речах и стихах он яростно обличал монахов и епископов. Учитель классических языков, он после Реформации стал профессором в протестантской пасторской школе, затем ректором латинской школы в Мальме, преподавал риторику, участвовал в литературной полемике, возглавлял теологический факультет и закончил жизнь будучи крупным провинциальным чиновником.
Одним из крупнейших гуманистов и популяризаторов Реформации был Педер Паладиус. Он, его коллеги и единомышленники распространяли в Дании идеи, почерпнутые в западных гуманистических центрах. Заметное место в этой особой группе занял специалист по университетскому праву Педер Лауренсен (ок.1490—1552), известный своей главной работой — «Книгой Мальме», которая стала одной из важнейших в датской Реформации. Он отстаивал свободу воли людей, которые сами выбирают праведный путь; им помогает Слово Божие, но глубина его открывается только с помощью веры.
С победой Реформации теологи все больше становятся ведущими экспертами во всех областях жизни. Постепенно они овладевают цензурой над общественной мыслью и, конечно же, толкованием Библии, которое вышло на первое место в вероучении. Являясь по большей части филиппистами, теоретики реформированной церкви обнаружили полную готовность к поддержке растущего абсолютистского режима.
Выдающимся теологом был профессор Нильс Хеммингсен (1513—1600), который искал баланс между Лютером и Меланхтоном. Он оказал большое влияние на развитие в стране теологии и этики, пользовался авторитетом в международных ученых кругах. Он неоднократно переиздавал «Катехизис» Меланхтона, писал латинские книги для пасторов —о супружестве, о ведьмах, магии и суевериях.
Позднее, с конца XVI в., король Кристиан IV в церковных вопросах проводил политику жесткой казарменной дисциплины, стремясь удушить остатки католицизма как «народной веры». Теологическая цензура, в которой участвовали богословы-теоретики и практикующие священники, приняла в Дании всеобщий характер, но диктат церковной ортодоксии сосуществовал с ренессансным свободомыслием в научном и литературном творчестве с бурно развивавшейся общественной мыслью, связанной с идейно-политической борьбой того времени.
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14