Повседневность, быт, нравы
В повседневной жизни европейского Севера господствовали общинность, коллективизм, ориентированность на интересы и мнение группы. Государственная, церковная, семейная и групповая (общины, цеха, гильдии, «своего круга») дисциплина определяли поведение людей. Традиции и конформизм предостерегали от необычных ситуаций, одежды или поступков, выходящих за пределы общепринятых: люди боялись оказаться вне своей группы. Опора на заповеди Господа, авторитеты, ссылки на «старые добрые времена» и «отцов-дедов», соблюдение законов, обычаев, традиций были условиями «нормального» поведения. Власть хозяина, каждого на своем уровне — короля, ленсмана, поместного господина, цехового мастера, пастора, учителя, отца семейства — была незыблемой. Соответственно в подчиненном положении оказывались женщины и дети, крестьяне, подмастерья, клирики, наемные работники, солдаты и т.д. За неукоснительным соблюдением заповедей, религиозных обрядов и правил бытового поведения следили приходские священники, авторитет которых и роль в жизни прихожан была намного выше, чем роль католического священника.
В быту также преобладали традиционные формы. Ели, как правило, дважды в день, каждому полагалось иметь собственные нож и ложку. Рацион скандинавов был скуден, но при этом они много пили — свежее и кислое молоко, мед, вино и особенно пиво. Обычным делом в праздничные дни, на семейных торжествах было повальное пьянство — с той лишь разницей, что обыватели пили домашнее пиво, а знать — заморские вина. Богатые люди питались более обильно и разнообразно: употребляли много мяса, фрукты, пряности и сласти. С середины XVI в. в Дании имелись книги о рациональном питании и сборники кулинарных рецептов, чаще всего привозные.
Ренессанс внес свои поправки в костюм. У бондов наряду с традиционными портами, рубахой из домотканого полотна и плащом из грубого сукна натуральных цветов появились кафтан и суконная шляпа. На портретах того времени черные одежды состоятельных людей увешаны массивными золотыми цепями, маленькие, скромные чепчики дам усеяны жемчугами. Реформатор Педер Палладиус сетовал на то, что «нынче молодые люди в будни используют больше украшений, чем их отец в свадебной одежде» (1556). К XVII в. роскошь парадных одеяний стала ослепительной. Одеяния украшались вышивкой, техника художественного шитья из золотых, серебряных и шелковых нитей была очень высока. Живопись отразила также характерные для той поры галантные увеселения, охоту и рыцарские упражнения, сцены, где элегантные дамы и господа беседуют, слушают музыку и музицируют сами.
Гуманисты много писали о семейных отношениях и домоводстве. Семейные отношения строились патриархально, родственные связи почитались. Любовь ценилась много ниже супружества. Вне супружества оставались, правда, довольно значительные слои населения: солдаты, батраки, подмастерья и люмпены, до Реформации — священнослужители. Но для мирянина брак был необходим по соображениям не только хозяйственным, но и общественного престижа. Отсутствие родни выталкивало человека за пределы групповой защиты. Поэтому вдовы и вдовцы быстро вступали в новые браки — как обычно, по расчету. В моду вошли семейные портреты, где стоящие строго по статусу и возрасту родственники молчаливо свидетельствовали о крепости семейных уз.
С распространением лютеранства скандинавский мир особенно много говорил и заботился о порядке и дисциплине в семье. При этом ужесточалось отношение к женщине, которую писатели представляют морально слабой, греховной, нуждающейся в неусыпном контроле со стороны мужчины. Женщины получали строгое воспитание: с детства занимались домоводством, не смели бродить по городу, по пристани. Проституция преследовалась строго, хотя немалое число замужних женщин по бедности подрабатывало этим древнейшим ремеслом.
Обычаи и законы не предусматривали места для женщины в общественной жизни, но на деле в ренессансную эпоху было немало общественно активных и весьма самостоятельных женщин в разных слоях населения. Бюргерши, к примеру, вели не только дом, но и дело, когда их мужья-торговцы находились в отъезде. Все это обычно не мешало признанию авторитета главы семьи.
В то же время в датской литературе XVII в. возникают новые темы: мятеж женщин против мужчин, месть за измены мужей и плохое обращение. Все большее число женщин из обеспеченных семей стремилось учиться и самостоятельно устраивать свою судьбу.
Дети были очень зависимыми. Детство в принципе не выделялось как особый период в жизни человека, требующий своего отношения, одежды, пищи и т.д.; обучение подавляющего числа детей происходило в процессе семейных занятий — производственных и бытовых. Другому мастерству отдавали учить на сторону. Главным было, чтобы дети репродуцировали статус, модель поведения и связи родителей, подготовились к супружеству, самостоятельному ведению хозяйства или проживанию в доме хозяина. В школе главным предметом являлась религия, главным средством воспитания — розги. С их помощью учили подчиняться хозяину и авторитетам. Состоятельные люди приглашали для своих детей домашнего учителя-священника или университетского профессора. Юноши дворянского и бюргерско-патрицианского круга знали иностранные языки, художественную литературу и историю, писали стихи на латыни. Обучение они продолжали в университетах Упсалы и Копенгагена (основаны в 1477 и 1478 гг. соответственно), затем — в зарубежных университетах, много путешествовали по Европе, а порой — и по Ближнему Востоку. Университеты Виттенберга и Лувена были особенно популярными.
Просвещение втягивало в свою орбиту многих, вынуждая подчиняться моде: давать образование детям, ставить в домах и садах скульптуры, собирать произведения живописи и книги, заказывать ренессансные постройки, покровительствовать ученым. И хотя общество в целом жило традиционной жизнью, которую элитарная культура лишь затрагивала своими краями, все же книжная образованность и путешествия порождали взаимодействие культур внутри страны и зарубежные заимствования. Последним способствовало традиционное наличие в странах Севера множества иностранцев, приток которых в XVI—XVII вв. еще более усилился.
В обществе скандинавов царили церковная мораль и официальное благочестие. В основе религиозных представлений лежала Библия. Протестантская церковь и государство насаждали верность лютеранской ортодоксии. Но рядовые прихожане плохо разбирались в конфессиональных вопросах, не понимали тонких отличий между католичеством и лютеранством. Многие католические обряды, почитание икон и т.п. еще долго сохранялись в приходах, особенно сельских. В праздники и будни у крестьян служили то протестантскую, то католическую мессу. Недовольство условиями жизни обращало людей к старым идеалам, католичество становилось подчас знаменем борьбы против абсолютизма так же, как некогда язычество — знаменем борьбы против феодализации.
В народе сохранялась масса языческих верований, ритуалов и предрассудков. Крестьяне посещали древние «кильде» — языческие культовые источники, оставляли там деньги и продукты для нищих, задабривали духов, прибегали к знахарству, заговорам, заклинаниям. Люди были до предела суеверны, верили в колдовство и магию, во всякую нечисть. На ее счет относили все бытовые и общественные беды: от неудачно сваренного пива до военного поражения. Народ по-прежнему населял лес лешими, воду — водяными и русалками, избы — домовыми. И после Реформации скандинавы все еще не изжили язычество и фактически исповедовали дуализм верховных сил — добра и зла, находящихся между собой в постоянной борьбе.
В процессах против ведьм, характерных для XVI в., на Севере, как и по всему Западу, сказался характерный для средневековья дуализм — представление о противостоянии Господа и Сатаны. В соответствии с ветхозаветными традициями женщина, как слабая духом, объявлялась особо подверженной влиянию дьявола, его орудием, направленным против рода человеческого. И один из парадоксов эпохи заключался как раз в том, что всеобщее усиление культа Богоматери-Девы сопровождалось усилением нажима на обычных женщин, всяческим подчеркиванием их «нечистоты», склонности к разврату и прочим грехам. Люди реально верили в троллей, а также ведьм и ведьмачей, в напускаемую ими порчу. Признаками «ведьмачества» служили знаки на теле типа темных родинок, эпилептические припадки или психическое заболевание (бесноватость), а нередко и искусство врачевания. В 1541 г. в Дании была издана первая книга об испытаниях, которыми определяют ведьм и троллей. В числе авторов подобных книг (переводных и «местных»), которых затем выходило немало, были и гуманисты, особенно строгие моралисты-лютеране. Пик процессов против ведьм в этой стране пришелся на 1533—1582 гг., когда было издано множество постановлений о пытках и наказаниях ведьм и троллей. Подозреваемых жестоко мучили, но оправдаться, избежать костра и тем более тюрьмы было почти невозможно. От пыток и на кострах ежегодно погибало множество женщин. Применялись и массовые процессы против ведьм, которые завершались десятками костров. Нередко доносители и судьи просто сводили счеты со своими жертвами, но чаще верили, что спасают свою душу и мир от нечистого. Хотя в скандинавских странах постоянно велась ортодоксально-теологическая кампания за жесткую дисциплину и мораль — против народных верований, по рукам ходили сочинения явно неортодоксального и прямо богохульного толка. Особенно популярными были любовные новеллы и сочинения-гротески с героями-побродяжками, которые не считались с церковными и светскими авторитетами и высмеивали «все святое». Сосуществование свободомыслия, фанатичной веры и суеверий было одним из парадоксов духовной жизни эпохи Ренессанса.
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14