Образование: школы, университет
В ренессансную эпоху возросла роль книжного знания. Получение университетского образования стало одним из условий успешной карьеры. Аристократы-канцлеры Кристиана IV были выпускниками университетов. От прошлого эпоха Ренессанса унаследовала практику домашнего обучения и монастырские школы. В Лунде действовала высшая теологическая школа («студиум») с лекторами-францисканцами. Большую роль играла и учебно-воспитательная работа кармелитских монастырей. С начала XV в. появляются школы со светским уклоном. Копенгагенский университет поначалу не пользовался авторитетом, и молодежь продолжала обучение за границей, но в 1498 г. король Ханс запретил выезжать за рубеж юношам, которые не проучились в Копенгагенском университете по меньшей мере три года. После Реформации университет стал называться «Королевская академия в Копенгагене». Начиная с 20-х годов XVI в. в университете проводились реформы: были созданы философское, медицинское и юридическое отделения, типография; разработаны новые программы; для последующего обучения студентов за границей была введена стипендия. Университет получал привилегии по образцу Парижа и Болоньи.
Студенты были очень разными. Появились «вечные студенты», подрабатывавшие преподаванием в частных домах. Преобладали дети горожан и дворян, но демократических нравов в студенческой среде не было, царил непотизм.
После Реформации из университета и из школ были изъяты книги теологов-миноритов. В составе преподавательского корпуса остались два теолога (преподавать Старый и Новый Заветы), три юриста, которые вели римское и каноническое право. Медицину изучали на подготовительном, артистическом, отделении. Десять профессоров преподавали древнееврейский, греческий, классическую латынь, риторику, диалектику, естественные науки, латинскую поэзию, историю, астрономию и грамматику. В первой половине XVII в. медицинское образование в Копенгагенском университете завоевало международный авторитет. Постепенно большинство профессорских кафедр в университете заняли «библеисты-гуманисты», которые заменили католическую схоластику евангелической и превратили университет в опору конформизма. Для закрепления этого Кристиан IV издал регламенты обучения и преподавания в университете, список рекомендуемых книг; объем обучения был ограничен настолько, что грозил стать беднее, чем в иезуитских школах.
Преподаватели университета составляли особую общественную группу — «ученое сословие». Подобно дворянам, университетские профессора не платили налогов и пошлин, получали за службу земельные пожалования. Большинство из них происходило из патрицианских кругов. Высшее образование не только создавало основу для карьеры, но и позволяло бюргерам получить статус, экономически равный дворянскому.
Еще больше изменений претерпело школьное обучение. С конца XV в. появилось множество светских, так называемых «латинских» школ в городских приходах, которые содержались на средства прихожан. Там изучали письмо, счет, латынь и в первую очередь — Закон Божий. Наряду с ними в радиусе двух миль от каждого торгового города появились так называемые «датские» школы, без латыни. Устройство обычной школы было все еще типично средневековым: общий зал, ученики разного возраста зубрят задание или стоят в очереди, чтобы сдать урок, учитель сидит с розгами. Одним из главных предметов были псалмы. Грамматика изучалась по церковным книгам. В результате распространения школ до половины деревенской молодежи овладевало грамотой, а в среде ремесленников и высших торговцев грамотность была поголовной. Школа вошла в повседневную жизнь народа, и после Реформации государство уделяло ей большое внимание.
В 1604 и 1621 гг. были проведены школьные реформы. В латинских школах ввели «Виттенбергский катехизис» Меланхтона. Для народа при епископских соборных капитулах строили средние школы, в небольших поселениях — школы низшей ступени. Образцом для латинских школ стала программа школы, организованной в 1581 г. в бывшем монастыре в Соре. Это был элитарный лицей для 30 дворянских и 30 бюргерских детей, предназначенный для подготовки государственных служащих, — так называемая «Королевская и дворянская рыцарская академия в Соре». Там должны были изучать обычные предметы латинских школ, но также музыку, стихосложение, танцы и прочие искусства, соответствующие ренессансному идеалу. Выпускники затем отправлялись на 6—8 лет в прославленные университеты Европы. Постепенно в Соре ввели греческий и древнегреческий языки, математику, историю, медицину («физику»). В XVII в. были созданы классические гимназии и Навигатская школа, а также детский приют в Копенгагене, где обучали не только чтению, письму, но и «добрым ремеслам». Новшеством было и включение девочек в число воспитанников приюта.
Постепенно совершенствуются методы обучения, появляются учебные пособия — картинки, фигурки, модели. Создается набор учебных книг по разным предметам, часто иллюстрированных. В подготовке учебников участвовали многие гуманисты. Появились специальные книги и для детей. Первая детская азбука Нильса Бредала (1591) была построена на основе высказываний Эразма Роттердамского о роли воспитания детей и школьной грамотности.
Католичество долго сохраняло сильное влияние в педагогике. Особую роль здесь играли иезуитские школы, их учебники и педагогические приемы. Среди студентов университета также ходили учебники и пропагандистские сочинения иезуитов (на латыни и датском). Королевскими ордонансами первой четверти XVII в. иезуитам было запрещено работать и «выступать» в школах и церквах, а датским студентам — обучаться в иезуитских школах, в частности в Пруссии.
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14