8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
Современное развитие самодеятельного художественного творчества обусловлено общим состоянием Российского общества, нестабильностью политической обстановки, серьезными экономическими трудностями, а также социальными противоречиями, которые существенно изменили культурное содержание общественной жизни. Сложившаяся кризисная ситуация во многом изменила нормы и правила жизнедеятельности субъектов и объектов социально-культурной сферы и в последнее время мы можем говорить о повышенном интересе общества к сохранению и возрождению национальных культурных традиций в различных регионах России.
Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Однако практика показывает, что большинство наших современников имеют слабое представление о культурной истории своего края. Во многих селах, городах, забыты и утеряны традиции и обычаи предков. Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта.
В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в самодеятельном художественном творчестве на локальном уровне.
Оренбуржье известно множеством имен, сыгравших в той или иной мере значительную роль в становлении культурных традиций и способствовавших развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества.
Самодеятельное художественное творчество, являющееся неотъемлемой частью художественной культуры региона, может сохраняться и развиваться при условии:
1. Изучения и использование в практической деятельности учреждений культуры историко-культурных традиций.
2. Формирования устойчивых интересов к различным формам народного художественного творчества среди участников любительских объединений, а также различных групп населения не вовлеченных в активные формы самодеятельного художественного творчества.
3. Обновления содержания деятельности любительских объединений, клубов по интересам на основе развития инициативы, активной самодеятельности населения и других форм деятельности (в т.ч. установления творческих контактов в совместном времяпрепровождении).
4. Опоры на новые региональные технологии.
Самодеятельное художественное творчество как часть народного художественного творчества имеет различные формы проявления. Наслаждение, получаемое от досуговых занятий, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Одной из активных форм самодеятельного художественного творчества является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих потенций, запросов и интересов в досуговой деятельности. Общество имеет огромное влияние на личность, но подлинное воодушевление проявляется тогда, когда человек определил и выбрал свое «ценное». «Каждой личности присуща специфическая иерархия этих ценностей, которые выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием».
При постижении социально-культурной динамики самодеятельного художественного творчества, мы в праве говорить о процессе социализации, касающемся ряда особенностей, которые влияют на организационные формы воздействия на личность. Это неоднородность коллектива, изолированность системы которого в результате наличия общего увлечения приводит к достижению равновесия-однородности коллектива. Творческая любительская деятельность в рамках такого коллектива помогает его членам реализовывать свои духовные потребности, выразить свое «Я». При этом самобытность внутреннего мира личности не нарушается. Напротив, в процессе обучения индивид получает возможность обрести свободу творческого выбора. Сущность человека - как существа, культурного по своей природе, позволяет говорить о его деятельности в соответствии с культурой и внутри культуры. Сущность художественно-творческого начала раскрывается посредством созидания - самодеятельности, через реализацию двух типов мотивации - общения и достижения результата практической деятельности человека, даже если это не представляет значимых ценностей. Стремление к самовыражению, к более полной реализации своих потенциальных возможностей, является одним из движущих мотивов в различных областях человеческой жизни, в том числе и в сфере свободного времени. Поэтому важным условием гармонического развития личности является участие в самодеятельном творчестве, способствующее самоопределению ее в обществе. С помощью полученных знаний и навыков человек углубляет свой практический опыт, саморазвивается, самообразовывается, самореализуется.
Еще с древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого. Через восприятие знаний, ценностных и познавательных ориентации происходило единство теории и практики. Потребность к познанию, природные и приобретенные навыки в различных областях культурной жизни, приводили человечество к весомым достижениям, но и имели негативные стороны, подтачивающие сложившиеся традиции и устои его деятельности. Дилетант не может создать что-то новое, так как недостаточный опыт не может привести его к продуктивной деятельности, но и в этом случае его увлечение будет являться «творчеством для себя». Непосредственно общедоступным для всех является искусство, как ядро эстетической деятельности, средствами которого раскрывается творческий потенциал личности. В эстетическом формировании нравственности наиболее значимым является художественное воспитание как целенаправленное воздействие средствами искусства, при котором формируется художественное чувство, вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, возможность приобщаться к процессу творчества. Исключительно велико и многообразно влияние искусства на человека. В сфере искусства осуществляется процесс художественной деятельности. В.Г. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию и убеждает человека не меньше, чем наука. Выполняя познавательную функцию, развивая стремления и чувства личности, ее взгляды и убеждения, искусство объединяет теорию и практику познания человеком окружающего мира. Эстетическое развитие связано с самовоспитанием, которое способствует обоюдному слиянию нравственного и эстетического идеала, формированию внутренней духовности. Л. Толстой связывает мысль о появлении настоящего искусства с внутренней потребностью выражения накопившихся чувств.
Параллельно с аспектами научного познания и познания средствами искусства проходит соотношение двух процессов - социализации и индивидуализации. В результате взаимодействия их, создается современное представление о деятельности личности в художественных самодеятельных организациях. Являясь организованным аспектом культурной деятельности, самодеятельное художественное творчество предполагает как коллективные, так и индивидуальные, неорганизованные действа и наиболее доступно всем желающим. Особая роль в нем отводится любителям-энтузиастам, сосредотачивающим вокруг себя общую массу народа, где каждый по-своему талантлив. В художественной деятельности основой культурного мировосприятия выступает личностная сущность - любительство, как самостоятельное явление. «Духовно богатая талантливая личность не может не осознавать себя таковой, способна к подлинному самоуважению. Вот это - осознание человеком своего нравственного значения и есть первоначальный элемент нравственной культуры, которая эффективно может развиваться в процессе любительской творческой деятельности». Самодеятельное творчество имеет в своей основе возможность привлечения интеллекта человека к анализу своих потребностей, как способа свободного выбора путей и форм раскрытия своего потенциала, своих дарований. Свобода - фундамент самодеятельности, благодаря которому человек возвращается к своей изначальной природе движения и реализуя ее, постоянно возобновляется при благоприятном стечении обстоятельств. Человек сам включает себя в природу и являясь частью природы, реализует себя как часть ее и обнаруживает себя в ней. Человеческая деятельность имеет и отклоняющуюся человеческую природу, включающую намерения и различные удовлетворения, поэтому важна суть самодеятельности личности, направленная на раскрытие эстетических и нравственно - этических норм ее поведения. Осмысление глубин человеческого духа и творческих возможностей человека имеют возможность раскрытия через потенциал эстетики, при побуждении к деятельности. Результатом является происходящее непрерывное накопление старых и новых продуктов. Для того, чтобы досуг личности не был однообразным, опустошающим, необходимы разумные и многообразные вариации человеческого мышления.
Раскрывая свои способности через внутреннюю эмоциональную потребность к выражению накопившегося чувства, человек самостоятельно осмысливает предполагаемую деятельность и реализует свои потребности. Тонус чувств и убеждений, проявляющийся в эмоциях, является важным уровнем активности мозга человека. На основании врожденных особенностей мозга и неадекватных природе воздействиях общества, развиваются различные увлечения, вплоть до талантов. Талантливая личность, направляемая активностью, развивается в любом разуме, т.е. мысли редко повторяют себя в точности. Все это говорит о рождении процесса творчества. Увлечение же искусством раскрывает человека изнутри, воздействует на творческое сознание, т.е. происходит раскрытие его эмоционально - психологических чувств через формирование нравственно-эстетической культуры, что значительно расширяет круг любителей за пределами массового творчества клубных учреждений. Творить - с любовью жить. «Любительское связывается со стихийностью творчества, его нерегламентированностью, естественностью бытового или праздничного проявления. Самодеятельное указывает на роль государственных структур в организации творчества, его плановостью, участие различных социальных институтов в предоставлении условий для развертывания тех форм творчества, которые не могут полноценно развиваться в иных условиях». Виды и формы искусства воздействуют, влияют на не восполненные духовные потребности человека. И он, через самопознание стремится решить мотивационные компоненты своей природной творческой одаренности, которая представляется вначале неясной и расплывчатой. «Самодеятельность и творчество - активное и свободное выполнение человеком требований нравственности, в котором он утверждает себя как моральная личность, способная не только подчиняться возлагаемым на нее обязанностям, но и самостоятельно ставить перед собой нравственные цели и осуществлять их без внешнего (не только материального, но и духовного) принуждения».
Рассматривая самодеятельное художественное творчество в эстетическом аспекте народной художественной культуры, результатом которого является внутреннее высокое духовное наслаждение, мы говорим о постижении материальных и духовных ценностей человеком, в процессе жизнедеятельности и самодеятельности. Суть художественно-творческого восприятия человека в данном процессе предполагает не только овладение имеющихся природных художественных задатков, вызванных интересом, но выступает сверхприродным компонентом во внесении своего творческого миропорядка в художественной деятельности. Самодеятельное художественное творчество предполагает включение природного таланта личности в процесс созидания (сущности творчества), где он развивается и вносит новые эстетические ценности в результате теоретического и практического опыта. Художественное творчество имеет реальную и потенциальную значимость. Оно включает все категории эстетики (метакатегория - эстетическое, эстетическая деятельность, гносеология искусства, диалектика искусства, социология искусства и другие) «...результат обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики.». Эта деятельность происходит в результате эстетического развития личности, при наличии творческой самореализации и определяется как деятельность свободная. «Самодеятельное художественное творчество как творчество любительское есть сугубо добровольное, не стесненное никакими внешними рамками долженствования и обязанности, то есть нормативностью как регулятором, как одним из рычагов управления, оно движется прежде всего интересами».
Художественная самодеятельность - одна из форм народного творчества. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).
На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. К руководству художественной самодеятельностью привлекаются мастера профессионального искусства. Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Без номеров художественной самодеятельности не обходится ни один концерт районного, городского, областного и даже Российского масштаба. В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.
После Октябрьской революции 1917 в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.).
Большое распространение получили коллективы “Живая газета”, “Синяя блуза”, “Красная рубаха” и др. В середине 20-х гг. зародилось движение ТРАМов (Театр рабочей молодёжи). КПСС и Советское правительство создали все условия для развития творческих сил народа. Огромное значение имели выступления В.И. Ленина с оценкойПролеткульта, письмо ЦК РКП (б)”О пролеткультах” (1920), постановление СНК РСФСР “Об улучшении театрального дела” (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности.
Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В.В. Барсова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.
В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. В 1937 на московском смотре художественной самодеятельности были показаны спектакли: “Укрощение строптивой” (клуб “Каучук”) и “Ромео и Джульетта” (клуб “Авиахим”) Шекспира, “Мещане” (Дом культуры им. Горбунова) и “Васса Железнова” (Клуб им. Кухмистерова) Горького, “Очная ставка” братьев Тур (клуб “Красный деревообделочник”) и др. В 1940-41 проведён Всесоюзный смотр театральной самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских).
Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема, велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д. На Всесоюзных смотрах в конце 40-х - начале 50-х гг. был продемонстрирован ряд значительных спектаклей: “Ревизор” Гоголя (Ленинградский университет), “Шторм” Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), “Егор Булычев и другие” Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград), “Аттестат зрелости” Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачева, Москва) и др.
С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Среди них: народные театры при домах культуры Автозавода им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры завода “Большевик” в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры - оперные (при Центральном доме культуры железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпедский оперный народный театр, Народная оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Московский народный театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве).
Распространение получили различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного танца Ашхабадского сельско-хозяйственного института, рижский танцевальный ансамбль “Гатве”), оркестры, цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор “Гаудеамус”, Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода).
Обогащение художественной сокровищницы социалистического общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства. Новым свидетельством внимания партии к развитию художественной культуры советского народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства культуры СССР, министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию “О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся” (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Первый фестиваль (1975-77) посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917. В коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания “народный” (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500.
В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. На таких смотрах каждая школа выступала со своей программой по заданной теме. А темы были связаны в основном с общественно-политическими событиями (годовщиной Октябрьской революции, юбилеем комсомола и т.п.). В смотрах участвовали учащиеся всех возрастов.
Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности. В 1950-е гг. возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. (Центральный орган по делам художественной самодеятельности в Чехословакии, Центральный дом народного творчества в ГДР, институт народного искусства в Венгрии).
Устраиваются смотры, фестивали. В Болгарии в 1956-74 проведено 4 республиканских фестиваля художественной самодеятельности; в 1973 здесь было свыше 15 тыс. коллективов художественной самодеятельности. (более 500 тыс. участников), которые дали свыше 68 тыс. спектаклей, обслужив более 21 млн. зрителей. В Венгрии в художественной самодеятельности участвует 8-10% населения (12-18% молодёжи). В Чехословакии в 1974 насчитывалось около 23 тыс. ансамблей (около 4 млн. чел). В 1975 в ГДР в художественной самодеятельности участвовало около 1,4 млн. чел.; 20 тыс. самодеятельных коллективов Польши дают ежегодно 120 тыс. представлений для 35 млн. зрителей.
Коллективы художественной самодеятельности (хоры, вокальные ансамбли, оркестры и др.) существуют на средства отдельных частных лиц, общественных организаций. В начале 30-х гг. в Германии, Австрии одной из форм объединения трудящихся были Олимпиады рабочих коллективов, в создании и деятельности которых участвовали видные прогрессивные деятели культуры. Любительское хоровое исполнительство распространено во Франции; важное значение приобрела деятельность Народной музыкальной федерации. В 1956 в Париже состоялась Международная хоровая олимпиада. Многочисленные хоровые объединения имеются в Финляндии, Швейцарии (“Швейцарский союз рабочих певцов” и др.). В Швеции функционируют свыше 60 любительских оркестров. В США работают студенческие оркестры (духовой оркестр Мичиганского университета и др.), хоры, вокальные ансамбли, театральные труппы.
Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются – проведение общегородских праздников, массовых гуляний.
В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.
Основные мероприятия, которые не обходятся без художественной самодеятельности – это: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, Проводы зимы, Первомайские гуляния, День Победы, День защиты детей, Сабантуй, День города, День пожилых людей, День матери и многие другие.
В России каждое учебное заведение, практически каждое предприятие имеют свои коллективы художественной самодеятельности.
- Вопросы государственного экзамена по «Теории и истории народной художественной культуры»
- 1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
- 2. Народная художественная культура как феномен культуры: сущность и структура
- 3. Фольклор и его место в структуре нхк: сущность и основные черты фольклора.
- 4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
- 5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций
- 6. Состояние законодательства Российской Федерации о культуре. Характеристика документа: «Основы законодательства рф о культуре».
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- 8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
- 9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
- 10. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества, домов народного творчества в различных регионах России.
- Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
- Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества.
- С Научно-методический центр культурытруктура методического руководства учреждениями клубного типа
- Структура Центра прикладного творчества и ремесел
- Директор
- 11. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- 12. Традиционные народные игры и их значение в формировании личности
- 13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.
- 14. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Жанровая разновидность русских народных песен.
- 15. История возникновения и развития русских народных инструментов. Классификация народных инструментов.
- Скрипка
- Колесная лира
- 1Б. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории рф
- 17. История возникновения и особенности развития художественных промыслов Урала (на примере одного из них).
- Сегодняшние возможности.
- 18. Русская игрушка - синтетический вид народного творчества. Художественно-эстетические особенности и центральные образы игрушек.
- 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
- 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
- 19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
- 20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- 21. Авторская песня - оригинальный вид любительского народного творчества.
- 22. Многогранность функций руководителя непрофессионального художественно-творческого коллектива.
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 23. Нормативные документы по организации и руководству самодеятельными коллективами в учреждениях культуры.
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- Функции художественного совета
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 24. Значение специализированных периодических изданий («Клуб», «Живая старина», «Народное творчество», «Искусство в школе» и др.) в сохранении и развитии самобытных традиций.
- 25. Инновационные проекты, программы, учебные пособия и методики этнохудожественного образования (от дошкольного до вузовского).
- 26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
- 1. Познавательная функция
- 2. Воспитательная функция
- 3. Гедонистическая функция
- 4. Коммуникативная функция