9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Однако практика показывает, что большинство наших современников имеют слабое представление о культурной истории своего края. Во многих селах, городах, забыты и утеряны традиции и обычаи предков. Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Современные же традиции, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества.
Культурно-творческая деятельность имеет различные формы проявления. Наслаждение, получаемое от досуговых занятий, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих потенций, запросов и интересов в досуговой деятельности. Первым шагом к художественному самодеятельному творчеству, безусловно, является инстинктивное поведение личности. Непроизвольно проникающее искусство, как в массовое действо, так и во внутренний мир человека, отражается на неоднородность восприятия его и определяется той меркой, какая наиболее приемлема имеющейся среде обитания. Передаваемые традицией культурные ценности имеют воздействие на формирование «идеала», так как жизненный путь их бесконечен. Общество имеет огромное влияние на личность, но подлинное воодушевление проявляется тогда, когда человек определил и выбрал свое «ценное». «Каждой личности присуща специфическая иерархия этих ценностей, которые выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием».
Сегодня музыкальное любительство существует в самых различных формах: от домашнего музицирования до занятий в кружках и студиях, от выступлений на смотрах самодеятельности до выступлений на телевизионных шоу типа "Утренней звезды". Широк и возрастной диапазон участников: хоры ветеранов труда и детские студии джазовой импровизации, студенческие театральные труппы и школьные вокально-инструментальные ансамбли. Но особый толчок получает неорганизованное, стихийное любительство.
Остановимся на одной из его форм, которая родилась буквально на наших глазах благодаря распространению компьютерных технологий. Явлению этому сопутствовало активное развитие Интернета, который спровоцировал настоящий всплеск любительства, в том числе и музыкального. Интернет открыл практически безграничное поле для творческой инициативы. Например, самодеятельное создание сайтов (тематических, новостных), персональных страниц и страничек, конференций и форумов. Не всегда в этих проектах можно отчетливо различить, самодеятельный он или профессиональный.
Связано это с тем, что Интернет меняет традиционную централизованную и, во многом, "теократичную" коммуникацию "от художника - к потребителю" (от композитора - к слушателю) и устанавливает более демократичные, горизонтальные или диагональные связи. В Сети нет "верха" и "низа", нет художника-мессии, который диктует свою художественную волю толпе. Формируется иная культура, во многом аналогичная постмодерну. Она децентрализована, ее создатели нередко дилетанты-любители, порой, они анонимны (один из главных признаков любительства). Подобный характер коммуникации открывает безграничные возможности для общения, но, с другой стороны, придает ей некий холодок или оттенок иронии. Все это необходимо иметь в виду, говоря о новой форме любительства, связанной с новыми музыкальными технологиями.
Итак, компьютер и Интернет вызвали к жизни целое движение в области музыкального любительства. Речь идет о чрезвычайно широком увлечении современной молодежи компьютерными программами создания музыки. Как известно, компьютер давно стал привычным инструментом в студиях видео- и звукозаписи. В руках профессионала он применяется для записи фонограмм, аранжировок, звуковых дорожек к фильмам и заставок к телевизионным передачам. Программы MIDI позволяют озвучить любую сложную партитуру, помогая композитору выверить детали партитуры. Но нас интересует другое - то, как компьютер используется непрофессионалом, человеком, который без материальных побуждений пытается написать музыку для себя, для своих друзей или близких людей и, самое главное, испытывает удовольствие и радость от этого занятия.
Увлечение это охватывает большое число дилетантов, как сформировавшихся меломанов, так и меломанов потенциальных. Какую музыку они сегодня сочиняют с помощью компьютера? Отметим три основные формы: 1) простейшая примитивная музыка (танцевальная, чаще всего, в стиле "техно"), 2) песенные и танцевальные фонограммы с достаточно сложными аранжировками, 3) экспериментальная электронная музыка неприкладного характера. Формы эти приблизительно соответствуют трем возрастным группам: 1) подросток (до 16 лет), 2) старшеклассник или студент (от 17 до 25 лет), 3) молодой человек (25-30).
Сущность художественно-творческого начала раскрывается посредством созидания - самодеятельности, через реализацию двух типов мотивации - общения и достижения результата практической деятельности человека, даже если это не представляет значимых ценностей. Стремление к самовыражению, к более полной реализации своих потенциальных возможностей, является одним из движущих мотивов в различных областях человеческой жизни, в том числе и в сфере свободного времени. Поэтому важным условием гармонического развития личности является организация культурно-досуговой деятельности, способствующая самоопределению ее в обществе. С помощью полученных знаний и навыков человек углубляет свой практический опыт, саморазвивается, самообразовывается, самореализуется.
Еще с древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого. Через восприятие знаний, ценностных и познавательных ориентации происходило единство теории и практики. Потребность к познанию, природные и приобретенные навыки в различных областях культурной жизни, приводили человечество к весомым достижениям, но и имели негативные стороны, подтачивающие сложившиеся традиции и устои его деятельности. Дилетант не может создать что-то новое, так как недостаточный опыт не может привести его к продуктивной деятельности, но и в этом случае его увлечение будет являться «творчеством для себя». Непосредственно общедоступным для всех является искусство, как ядро эстетической деятельности, средствами которого раскрывается творческий потенциал личности. В эстетическом формировании нравственности наиболее значимым является художественное воспитание как целенаправленное воздействие средствами искусства, при котором формируется художественное чувство, вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, возможность приобщаться к процессу творчества. Исключительно велико и многообразно влияние искусства на человека. В сфере искусства осуществляется процесс художественной деятельности. В.Г. Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию и убеждает человека не меньше, чем наука. Выполняя познавательную функцию, развивая стремления и чувства личности, ее взгляды и убеждения, искусство объединяет теорию и практику познания человеком окружающего мира. Эстетическое развитие связано с самовоспитанием, которое способствует обоюдному слиянию нравственного и эстетического идеала, формированию внутренней духовности. Л. Толстой связывает мысль о появлении настоящего искусства с внутренней потребностью выражения накопившихся чувств. Параллельно с аспектами научного познания и познания средствами искусства проходит соотношение двух процессов - социализации и индивидуализации. В результате взаимодействия их, создается современное представление о деятельности личности в художественных самодеятельных организациях. Являясь организованным аспектом культурной деятельности, самодеятельное художественное творчество предполагает как коллективные, так и индивидуальные, неорганизованные действа и наиболее доступно всем желающим. Особая роль в нем отводится любителям-энтузиастам, сосредотачивающим вокруг себя общую массу народа, где каждый по-своему талантлив. В художественной деятельности основой культурного мировосприятия выступает личностная сущность - любительство, как самостоятельное явление. «Духовно богатая талантливая личность не может не осознавать себя таковой, способна к подлинному самоуважению. Вот это - осознание человеком своего нравственного значения и есть первоначальный элемент нравственной культуры, которая эффективно может развиваться в процессе любительской творческой деятельности». Самодеятельное творчество имеет в своей основе возможность привлечения интеллекта человека к анализу своих потребностей, как способа свободного выбора путей и форм раскрытия своего потенциала, своих дарований. «... Быть личностью - значит обладать свободой выбора и через всю жизнь нести бремя выбора, но не так, как крест, а как дело, дарующее радость, - писал А. Асмолов».
Свобода - фундамент самодеятельности, благодаря которому человек возвращается к своей изначальной природе движения и реализуя ее, постоянно возобновляется при благоприятном стечении обстоятельств. Человек сам включает себя в природу и являясь частью природы, реализует себя как часть ее и обнаруживает себя в ней. Человеческая деятельность имеет и отклоняющуюся человеческую природу, включающую намерения и различные удовлетворения, поэтому важна суть самодеятельности личности, направленная на раскрытие эстетических и нравственно -этических норм ее поведения. Осмысление глубин человеческого духа и творческих возможностей человека имеют возможность раскрытия через потенциал эстетики, при побуждении к деятельности. Результатом является происходящее непрерывное накопление старых и новых продуктов. Для того, чтобы досуг личности не был однообразным, опустошающим, необходимы разумные и многообразные вариации человеческого мышления.
Раскрывая свои способности через внутреннюю эмоциональную потребность к выражению накопившегося чувства, человек самостоятельно осмысливает предполагаемую деятельность и реализует свои потребности. Тонус чувств и убеждений, проявляющийся в эмоциях, является важным уровнем активности мозга человека. На основании врожденных особенностей мозга и неадекватных природе воздействиях общества, раз- виваются различные увлечения, вплоть до талантов. Талантливая личность, направляемая активностью, развивается в любом разуме, т.е. мысли редко повторяют себя в точности. Все это говорит о рождении процесса творчества. Увлечение же искусством раскрывает человека изнутри, воздействует на творческое сознание, т.е. происходит раскрытие его эмоционально - психологических чувств через формирование нравственно-эстетической культуры, что значительно расширяет круг любителей за пределами массового творчества клубных учреждений. Творить - с любовью жить. «Любительское связывается со стихийностью творчества, его нерегламентированностью, естественностью бытового или праздничного проявления. Самодеятельное указывает на роль государственных структур в организации творчества, его плановостью, участие различных социальных институтов в предоставлении условий для развертывания тех форм творчества, которые не могут полноценно развиваться в иных условиях». Виды и формы искусства воздействуют, влияют на не восполненные духовные потребности человека. И он, через самопознание стремится решить мотивационные компоненты своей природной творческой одаренности, которая представляется вначале неясной и расплывчатой. «Самодеятельность и творчество - активное и свободное выполнение человеком требований нравственности, в котором он утверждает себя как моральная личность, способная не только подчиняться возлагаемым на нее обязанностям, но и самостоятельно ставить перед собой нравственные цели и осуществлять их без внешнего (не только материального, но и духовного) принуждения». Рассматривая самодеятельное художественное творчество в эстетическом аспекте народной художественной культуры, результатом которого является внутреннее высокое духовное наслаждение, мы говорим о постижении материальных и духовных ценностей человеком, в процессе жизнедеятельности и самодеятельности. Суть художественно-творческого восприятия человека в данном процессе предполагает не только овладение имеющихся природных художественных задатков, вы- званных интересом, но выступает сверхприродным компонентом во внесении своего творческого миропорядка в художественной деятельности. Самодеятельное художественное творчество предполагает включение природного таланта личности в процесс созидания (сущности творчества), где он развивается и вносит новые эстетические ценности в результате теоретического и практического опыта. Художественное творчество имеет реальную и потенциальную значимость. Оно включает все категории щ, эстетики (метакатегория - эстетическое, эстетическая деятельность, гно- сеология искусства, диалектика искусства, социология искусства и другие) «...результат обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики.». Эта деятельность происходит в результате эстетического развития личности, при наличии творческой самореализации и определяется как деятельность свободная. «Самодеятельное художественное творчество как творчество любительское есть сугубо добровольное, не стесненное никакими внешними рамками долженствования и обязанности, то есть нормативностью как регулятором, как одним из рычагов управления, оно движется прежде всего интересами.
- Вопросы государственного экзамена по «Теории и истории народной художественной культуры»
- 1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
- 2. Народная художественная культура как феномен культуры: сущность и структура
- 3. Фольклор и его место в структуре нхк: сущность и основные черты фольклора.
- 4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
- 5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций
- 6. Состояние законодательства Российской Федерации о культуре. Характеристика документа: «Основы законодательства рф о культуре».
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- 8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
- 9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
- 10. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества, домов народного творчества в различных регионах России.
- Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
- Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества.
- С Научно-методический центр культурытруктура методического руководства учреждениями клубного типа
- Структура Центра прикладного творчества и ремесел
- Директор
- 11. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- 12. Традиционные народные игры и их значение в формировании личности
- 13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.
- 14. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Жанровая разновидность русских народных песен.
- 15. История возникновения и развития русских народных инструментов. Классификация народных инструментов.
- Скрипка
- Колесная лира
- 1Б. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории рф
- 17. История возникновения и особенности развития художественных промыслов Урала (на примере одного из них).
- Сегодняшние возможности.
- 18. Русская игрушка - синтетический вид народного творчества. Художественно-эстетические особенности и центральные образы игрушек.
- 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
- 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
- 19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
- 20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- 21. Авторская песня - оригинальный вид любительского народного творчества.
- 22. Многогранность функций руководителя непрофессионального художественно-творческого коллектива.
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 23. Нормативные документы по организации и руководству самодеятельными коллективами в учреждениях культуры.
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- Функции художественного совета
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 24. Значение специализированных периодических изданий («Клуб», «Живая старина», «Народное творчество», «Искусство в школе» и др.) в сохранении и развитии самобытных традиций.
- 25. Инновационные проекты, программы, учебные пособия и методики этнохудожественного образования (от дошкольного до вузовского).
- 26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
- 1. Познавательная функция
- 2. Воспитательная функция
- 3. Гедонистическая функция
- 4. Коммуникативная функция