19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
В современных условиях роль конкурсных и фестивальных мероприятий приобретает очень важное значение для коллективов народного художественного творчества. В первую очередь важность такой задачи, как максимальный охват населения разных социальных групп современного города и села. Вторая функция больше связана с такой задачей, как поиск и развитие талантов; здесь важно максимально обеспечить возможности творческого роста и самореализации наиболее одаренным непрофессионалам, способным внести весомый вклад в художественную сокровищницу общества своего времени.
Каждая форма организации конкурсной программы содержит в себе четыре основных компонента:
- содержание;
- композицию или гармоничное расположение элементов содержания;
- характер аудитории и ее расположение в пространстве;
- характеристику средств духовно-эмоционального и художественного воздействия.
Общение людей различных интересов сложный и многогранный процесс, способствующий сопереживанию, и, следовательно, взаимопониманию людей. Россия является одним из лидеров среди стран мира по своей территориальной протяженности и многонациональному составу. Поэтому различия проведения фестивалей и конкурсов народного художественного творчества в разных ее регионах довольно существенны. Представленная ниже классификация построена на принципах приоритета при выборе места проведения, содержания и тематики фестивалей и конкурсов народного художественного творчества. Она достаточно полно раскрывает сущность их организации и проведения.
Iфактор – национальный состав коренного и пришлого населения данной территории. Взаимное обогащение культур народов раскрывается на межнациональных фестивалях и конкурсах.
IIфактор – климатические условия. В курортных городах (Сочи, Ялта) чаще проводятся общенациональные фестивали и конкурсы, рассчитанные на массового зрителя и носящие развлекательный характер. В этой связи очень важно грамотно подобрать место проведения фестиваля или конкурса (в закрытом помещении, на открытой площади). К примеру, жанр авторской песни предполагает проведение фестивалей и конкурсов исключительно на открытом воздухе. Климат Западной Сибири не позволяет проводить данные фестивали в большом количестве. При организации фестивалей и конкурсов следует учитывать, что климатические условия влияют на народное художественное творчество. Грамотные руководители не будут проводить конкурс морской песни среди людей, проживающих вдали от моря.
IIIфактор – плотность населения, его численность в регионе. Чем больше людей проживает в данном регионе, тем более высокого уровня и разнообразия достигают фестивали и конкурсы.
IVфактор – статусный. Наиболее высокие по уровню, разнообразные по жанру фестивали и конкурсы проводятся в столицах, крупных городах и административных центрах.
Vфактор – экономический. В зависимости от экономического уровня региона и возможности проведения фестивалей и конкурсов соответственно большие или малые.
Фестивали и конкурсы охватывают все жанры самодеятельного творчества, такие как:
хореография;
музыкальное творчество;
цирковое искусство;
театральное творчество;
декоративно-прикладное искусство;
техническое творчество;
киноискусство.
Организация конкурсных и фестивальных программ процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом все фестивальные и конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час, до грандиозных - в течение месяца, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. Если попытаться перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно станут перед организатором любой фестивальной, конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов: участники, задания, критерии, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.
Итогом всей предварительной работы должно стать создание и утверждение «Положения о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, разъясняются условия и возможные номинации награждения победителей. После того как «Положение» разработано, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:
1) организатор должен найти будущих участников. В это время необходимо организовать рекламно-разъяснительную кампанию;
2) организатор должен позаботиться о наличии материально-технической базы (инструментов, текстов, нот, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения конкурса);
3) организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри:
а) нельзя доверять судейство в конкурсной программе одному человеку. Число членов жюри должно быть от трех до семи человек;
б) не приглашать в состав жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;
в) не полагаться на людей лично заинтересованных в результате.
Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и обид.
Для проведения фестиваля или конкурса необходимо создание штаба или оргкомитета,состав которого определяется решением (постановлением) вышестоящих органов (учредителей). Основным принципом работы является коллегиальность руководства и личная ответственность каждого члена оргкомитета за порученное дело.
В задачу оргкомитета входит, прежде всего, общее оперативное руководство отделами, комиссиями, организациями и лицами, ответственными за определенными участками работы. Методы здесь различны: заседание оргкомитета, оперативные совещания, индивидуальные беседы руководителей с исполнителями, получение срочной информации (указаний, отчетов), моральное и материальное стимулирование за высокое качество выполнения порученного дела в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия.
Также в задачи оргкомитета входит:
- планирование и координация работы по подготовке и проведению работы конкурса, фестиваля, осуществление контроля за ее выполнением;
- разработка и утверждение положения о фестивале, конкурсе, общего плана подготовки и проведения, состава жюри, сметы расходов, отчета о проведении конкурса, фестиваля;
- принятие решения о награждении участников фестиваля;
- определение целей и задач конкурса, фестиваля;
- составление графика проведения мероприятий;
- определение места и сроков проведения, размещения участников;
- привлечение спонсоров.
Оргкомитет утверждает исполнительную дирекцию фестиваля, которая в свою очередь ведет всю основную работу по организации и проведению конкурса или фестиваля, решает организационные вопросы (реклама в средствах массовой информации, афиши, пригласительные билеты, оформление зала и т.д.), утверждает творческую группу.
Жюри формируется оргкомитетом, в состав которого включаются известные режиссеры, артисты, исполнители, педагоги творческих вузов, представители организаций–учредителей фестивалей. В состав жюри должно входить нечетное количество человек, но не менее трех.
Одним из важных факторов, определяющих оценку исполнения на смотре, конкурсе, фестивале, обычно считается актуальность темы, выбор репертуара. Условия, определяющие его в Положениях о фестивале, конкурсе сформулированы достаточно широко, скорее как пожелания, которые не ведут к жесткой регламентации в выборе произведений. Именно поэтому репертуар коллектива или исполнителя осознается как важная характеристика его выступления, а не просто выполнение формальных исходных условий конкурса.
Репертуар обычно оценивается с двух позиций: соответствие взятого произведения возможностям и жанру коллектива, доступность репертуара исполнителю. По отношению к самодеятельному творчеству своеобразным аналогом выбора репертуара является социальная значимость, определенная идейно-тематическая направленность произведения. Как и оценка выбора репертуара, это связано с тем, что фестивали, смотры и конкурсы обычно посвящаются важному событию в жизни страны, что обычно и зафиксировано в Положении. Несколько особое место среди признаков, по которым оценивается самодеятельное художественное творчество, занимают такие его качества, как своеобразие, индивидуальность, самобытность.
Финансирование фестивалей осуществляется в прямой (денежной) и косвенной (предоставление концертных залов, полиграфической продукции, призов) формах. Финансирование осуществляется, согласно утвержденной смете, за счет средств, выделенных учредителями, а также спонсорских и благотворительных взносов. Все денежные средства перечисляются на счет некоммерческого фонда фестиваля.
Обычно фестивали проводятся в три этапа: отборочный, промежуточный туры и финал. В рамках области фестиваль разбивается на этапы – конкурсы:
- первый тур – городской конкурс;
- второй тур – зональный (по округам);
- третий тур – областной, а международные и всероссийские фестивали делятся на республиканские, региональные и областные фестивали. Конкурсная программа также проходит в несколько этапов: отборочный тур, промежуточный тур и финал.
Организация конкурса во многом схожа с организацией фестиваля. Существенные различия заключаются в том, что в положении о конкурсе указывается возраст участников, обязательная программа, ограничено время выступлений. В отборочном туре проходит просмотр и прослушивание всех желающих принять участие в конкурсе. С участниками, прошедшими во второй тур, ведется активная работа: подбор репертуара, создание имиджа и т.д. Участники, вышедшие в финал, занимаются непосредственно репетиционной деятельностью. Репертуар подбирается по следующим признакам:
1. учет степени подготовленности;
2. опора на интересы участника;
3. учет степени трудности произведения;
4. разноплановость произведений – возможность для индивидуального развития способностей участников;
5. учет художественной полноценности произведения, его выразительности.
Оценку уровня исполнительского мастерства участников, как и в конкурсе, так и в фестивале осуществляет жюри.
Сроки проведения фестивалей 1-2 года, а конкурсов – до 6 месяцев.
Часто первый отборочный тур конкурсов проводится заочно с помощью аудио- видеокассет, чего не существует в организации фестивалей.
Фестиваль, в отличие от конкурса, это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества.
Многогранность этого социокультурного явления дает основание рассматривать его в одном блоке с такими формами, как праздник, конкурс, олимпиада, представление и т.п. и во всех случаях мы будем близки к истине, поскольку компоненты названных форм бывают представлены на фестивале.
Завершает фестивали и конкурсы гала-концерт. Программа выступлений составляется в соответствии с занятыми участниками местами, исполняются лучшие номера. До гала-концерта с участниками работают специалисты, визажисты, режиссеры, хореографы; специально оформляется сцена, изготавливаются декорации, празднично оформляется зал. Награждение участников совершается на Гала-концертах учредителями, спонсорами.
Фестивали и конкурсы имеют очень большое значение для развития народного художественного творчества. Они предоставляют возможность формировать «творческую элиту», духовно наполнить досуг населения, раскрыть специфические особенности всех форм народного художественного творчества. Художественная самодеятельность каждого типа творчества имеет свои особенности, эстетические критерии, нормы. Их учет необходим при создании, организации, проведении фестивалей и конкурсов.
- Вопросы государственного экзамена по «Теории и истории народной художественной культуры»
- 1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
- 2. Народная художественная культура как феномен культуры: сущность и структура
- 3. Фольклор и его место в структуре нхк: сущность и основные черты фольклора.
- 4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
- 5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций
- 6. Состояние законодательства Российской Федерации о культуре. Характеристика документа: «Основы законодательства рф о культуре».
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- 8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
- 9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
- 10. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества, домов народного творчества в различных регионах России.
- Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
- Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества.
- С Научно-методический центр культурытруктура методического руководства учреждениями клубного типа
- Структура Центра прикладного творчества и ремесел
- Директор
- 11. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- 12. Традиционные народные игры и их значение в формировании личности
- 13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.
- 14. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Жанровая разновидность русских народных песен.
- 15. История возникновения и развития русских народных инструментов. Классификация народных инструментов.
- Скрипка
- Колесная лира
- 1Б. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории рф
- 17. История возникновения и особенности развития художественных промыслов Урала (на примере одного из них).
- Сегодняшние возможности.
- 18. Русская игрушка - синтетический вид народного творчества. Художественно-эстетические особенности и центральные образы игрушек.
- 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
- 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
- 19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
- 20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- 21. Авторская песня - оригинальный вид любительского народного творчества.
- 22. Многогранность функций руководителя непрофессионального художественно-творческого коллектива.
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 23. Нормативные документы по организации и руководству самодеятельными коллективами в учреждениях культуры.
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- Функции художественного совета
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 24. Значение специализированных периодических изданий («Клуб», «Живая старина», «Народное творчество», «Искусство в школе» и др.) в сохранении и развитии самобытных традиций.
- 25. Инновационные проекты, программы, учебные пособия и методики этнохудожественного образования (от дошкольного до вузовского).
- 26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
- 1. Познавательная функция
- 2. Воспитательная функция
- 3. Гедонистическая функция
- 4. Коммуникативная функция