20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Выставки также занимают особое место в арсенале средств социально-культурной деятельности, так как они представляют широкие возможности демонстрации результатов народного художественного творчества.
Выставки являются эффективным инструментом пропаганды народного художественного творчества, участие в них позволяет коллективам и отдельным участникам продемонстрировать и даже прорекламировать результаты своего творчества. Участие в выставке представляет уникальную возможность анализа тенденций развития жанров художественного творчества, способствует обмену информацией о новых технологиях и инновациях, позволяют сравнить творческие результаты разных коллективов или авторов.
В рамках выставок могут организовываться семинары, пресс- конференции, презентации и другие мероприятия, дающие широкие возможности представить свой коллектив и свои творческие результаты, заключить контракты, найти новых партнеров, спонсоров, меценатов, распространить информацию через широкий круг посетителей и журналистов, обменяться опытом работы.
Выставки можно классифицировать по следующим признакам:
1) По статусувыставки могут быть всемирными, международными, национальными, межрегиональными, региональными, местными.
2) По предмету и широте тематики- универсальными, многоотраслевыми, общеотраслевыми, специализированными, ярмарочными и традиционными ярмарками-продажами.
3) По времени проведения- постоянно действующие выставки, продолжительного срока действия, среднесрочные и краткосрочные.
4) По частоте повторенияделятся на единовременные и регулярные (ежегодные, сезонные).
5) По месту проведения- проводимые в разных или постоянных местах. Также выделяют выставки с переменным местом проведения и передвижные выставки, которые проводятся в различных городах или странах.
Все выставки можно разделить на следующие типы:
Торговые выставки, посещение которых организуется только по пригласительным или только для специалистов или бизнесменов, например, ярмарка игрушек. Существует некоторые события, которые интересны как для широкой общественности, так и для специалистов. В этом случае для каждой категории устанавливаются свои дни посещений, например, на выставках автомобилей или мебели.
Выставки, проводимые на открытом воздухе, которые объединяют в себя особенности шоу и профессиональной выставки.
Частные выставки, проводимые в собственных или арендованных помещениях, и на которые специально приглашают гостей.
Отличаются торговые ярмаркив других странах, проводимые с целью продвинуть продукцию страны-участника, привлечь импортеров или принять участие в международном шоу со своими национальными павильонами и стендами, и различные выставки типа “Экспо” или совместные мероприятия, организованные для субсидирования участия небольших структур бизнеса на выставке (размещение на одном стенде).
Мобильные шоу, выставки, транспортируемые трейлерами, поездами, специальными транспортными средствами или воздушным транспортом. В плавучие выставки также переоборудуются суда, которые заходят в различные порты, на их борту свою продукцию могут демонстрировать многочисленные учреждения.
Переносные выставки, которые могут проводиться в общественных зданиях, в фойе различных зданий, библиотеках, отелях, железнодорожных станциях, они могут быть как публичными, так и частными.
Выставки для витринмагазинов, фойе гостиниц, железнодорожных станций и помещений в аэропортах. Такие выставки организовываются в стеклянных витринах или сооружаются на специальных панелях на отведенной для этого территории. Здесь могут быть представлены модели, образцы, фотографии, диаграммы и другие экспонаты.
Недели продаж, которые проводятся в крупных магазинах в иностранных городах, спонсируемые органами власти, торговыми ассоциациями, производителями, туристическими организациями и другими структурами. Как правило, их проведение сопровождается соответствующим оформлением витрин и демонстрациями, проводимыми в магазинах, а в некоторых случаях и театрализованными представлениями с участием актеров, певцов и танцоров из страны-участника. Во время этого события устраиваются показы мод и другие мероприятия, которые можно вписать в проведение такой недели.
Специальные выставки, к примеру, расстилка - демонстрация ковра в аэропорту или на железнодорожном вокзале в таком месте, чтобы по нему прошло как можно больше участников.
Выставочная работа представляет собой совокупность целенаправленных действий целого ряда людей. Выставку в музее создают научные сотрудники, реставраторы, художники, оформители, осветители, компьютерная служба, и технические работники. Экспозиция в клубе, центре, доме творчества создается организатором выставочной деятельности, который должен быть знаком с основными приемами экспозиционного мастерства.
Одним из правил организации выставки являются, концепция экспозиции, которая представляет собой письменный документ, в нем последовательно указываются, название выставки, ее тема (чему она посвящена), основное содержание. В экспозиции представляют творчество конкретного мастера, вид декоративно-прикладного искусства, деятельность центра или кружка.
Применительно к названию можно обозначить ряд требований, перечень которых не следует считать исчерпывающим:
- в названии выставки должно быть не более четырех-пяти слов, так как, мгновенное зрение человека не в состоянии воспринимать информацию, превышающую установленный психологами объем. Заголовок, превышающий пять слов, не закрепляется мгновенным зрением посетителя. Для осмысления информации свыше пяти слов человеку необходимо сосредоточиться, задуматься, и приложить определенные мыслительные усилия.
Экспозиция может быть приурочена важному событию: празднику, юбилею коллектива, проекта или конкурса, актуальность может заключаться просто в большой популярности и востребованности. Цели и задачи экспозиции могут быть просветительскими или популяризаторскими:
- повысить уровень знаний посетителей, их информированность, сформировать интерес к теме выставки;
- учебные - усвоение знаний, навыков и умений;
- формирующие личностные качества, прежде всего это развитие эстетического вкуса у детей, стимулирующие творчество; развлекательные.
Выставки народного художественного творчества различаются:
1. По месту размещения:
- стационарные: в музее, Доме культуры;
- передвижные: в школе, в детском саду, на предприятии, кинотеатре;
2. По продолжительности работы;
3. По содержанию экспозиционных материалов: систематическая или коллекционная (ее основу составляет коллекция предметов);
4. Тематическая, посвященная определенному виду творчества;
5. Монографическая, посвященная деятельности одного коллектива или лица;
6. Художественно-мемориальная, посвященная памяти какого-то художника, мастера или памятному событию;
7. Юбилейная (из частного собрания);
8. Персональная, посвященная творчеству одного автора.
Анализ экспозиций и выставок показывает, что усредненная экспозиция не интересна, для специалистов она не дает ничего нового, для посетителей она скучна и непонятна. Создавая выставку, автор всегда должен думать, для кого она, какой категории посетителей будет интересна, и при монтаже пользоваться определенными приемами, рассчитанными на разные возрастные категории, разный уровень профессионализма и разный возраст. Необходимо обладать высоким уровнем мастерства и опыта, чтобы создать универсальную экспозицию, где посетитель любого возраста, уровня культуры и знаний.
Оборудование и художественное решение выставки играет важную роль в организации экспозиционной деятельности. Предметы, которые выставляются в экспозиции, являются содержанием, а оборудование - витрины, стенды, подиумы и ее художественное и стилевое решение – форма подачи материала. Эти вспомогательные средства помогают преподнести материал посетителю. Они должны стилистически соответствовать материалу, не заглушая экспонаты. Оборудование и художественное решение выставки, на первый взгляд, незаметны, но без них выставка просто бы была набором предметов, а не организованным, художественным произведением.
Организаторам выставки, а именно службе связи с общественностью следует позаботиться о процедуре открытия и закрытия выставки, которые должны быть динамичными, чёткими и запоминающимися.
Во время работы выставки проводятся и всевозможные развлекательные мероприятия на стенде, например, встречи со знаменитостями (ток-шоу), но это не должно превращаться в шоу ради шоу и нарушать работу соседнего стенда.
Кроме рекламных акций на выставке и на стенде, служба по связям с общественностью работает и журналистами. Пресса считается эффективным и не дорогостоящим средством привлечения внимания общественности к предприятию и его продукции, а также в целом к выставке. С этой целью службы, занимающиеся выставочной деятельностью, учреждений могут готовить сообщения для печати во всех их видах. Связи с общественностью осуществляется через организацию общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования учреждения и повышения ее репутации, которая осуществляется разными путями, но, прежде всего через средства массовой информации. Поэтому отношения со средствами массовой информации, прессой выступают важнейшим элементом всей системы связей с общественностью.
После закрытия выставки контакт желательно закрепить коротким благодарственным письмом, звонком, приглашением на следующую выставку или просто на встречу. Таким образом, организация выставочной деятельности коллективов народного художественного творчества - необходимый и важный составляющий компонент в планировании деятельности каждого учреждения социально-культурной сферы и она является одним из самых распространенных и эффективных рычагов по развитию народного художественного творчества в современном обществе.
- Вопросы государственного экзамена по «Теории и истории народной художественной культуры»
- 1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
- 2. Народная художественная культура как феномен культуры: сущность и структура
- 3. Фольклор и его место в структуре нхк: сущность и основные черты фольклора.
- 4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
- 5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций
- 6. Состояние законодательства Российской Федерации о культуре. Характеристика документа: «Основы законодательства рф о культуре».
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- 8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
- 9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
- 10. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества, домов народного творчества в различных регионах России.
- Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
- Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества.
- С Научно-методический центр культурытруктура методического руководства учреждениями клубного типа
- Структура Центра прикладного творчества и ремесел
- Директор
- 11. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- 12. Традиционные народные игры и их значение в формировании личности
- 13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.
- 14. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Жанровая разновидность русских народных песен.
- 15. История возникновения и развития русских народных инструментов. Классификация народных инструментов.
- Скрипка
- Колесная лира
- 1Б. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории рф
- 17. История возникновения и особенности развития художественных промыслов Урала (на примере одного из них).
- Сегодняшние возможности.
- 18. Русская игрушка - синтетический вид народного творчества. Художественно-эстетические особенности и центральные образы игрушек.
- 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
- 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
- 19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
- 20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- 21. Авторская песня - оригинальный вид любительского народного творчества.
- 22. Многогранность функций руководителя непрофессионального художественно-творческого коллектива.
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 23. Нормативные документы по организации и руководству самодеятельными коллективами в учреждениях культуры.
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- Функции художественного совета
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 24. Значение специализированных периодических изданий («Клуб», «Живая старина», «Народное творчество», «Искусство в школе» и др.) в сохранении и развитии самобытных традиций.
- 25. Инновационные проекты, программы, учебные пособия и методики этнохудожественного образования (от дошкольного до вузовского).
- 26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
- 1. Познавательная функция
- 2. Воспитательная функция
- 3. Гедонистическая функция
- 4. Коммуникативная функция