3. Гедонистическая функция
Hedone в переводе с греческого означает «наслаждение». Рассмотрение творчество как удобного и доступного способа развлечения имеет очень давнюю традицию, уходящей своей историей в давние времена. Об этой функции писали еще Платон и все тот же Аристотель, указывавшие в своих трактатах, какое творчество может быть полезно для воспитания молодежи, а какое вредно.
В Средние века, в эпоху Возрождения ориентация на развлечение при помощи искусства возникла как общественная реакция в ответ на суровые и аскетические требования церкви, требования с ее стороны отношения к жизни как к юдоли скорби и страданий. Воспевание чувственных радостей жизни, приходящихся на ту эпоху, мы можем видеть на картинах Рабле и Рембрандта, в повествованиях Боккаччо, Свифта и Казановы, в музыке для праздников Вивальди и Генделя.
Использование творчества в целях развлечения не противоречит его природе. В современной жизни огромное количество людей — вынуждены заниматься из дня в день стереотипной, монотонной и далеко не всегда интересной работой. Такая серая и скучная жизнь требует своей компенсации в виде развлекательного искусства, позволяющего отвлечься от монотонности будней и хотя бы в воображении погрузиться в другой мир, полный ярких эмоций и переживаний. Причем в качестве развлечений сегодня все чаще выступают не только развлекательные музыкальные телешоу, но и фильмы, в которых оказывается много агрессии и жестокости.
Но если публика требует от художника только развлечения, то это оказывается губительным как для нее, так и для художника. Наглядным примером служит судьба талантливого художника Чарткова из повести Гоголя «Портрет». Погнавшись за деньгами и начав рисовать портреты богатых клиентов, этот художник со временем потерял свое дарование. Когда он решил написать что-то стоящее, он не смог этого сделать. Его рука, привыкшая совершать только стереотипные движения, несовместимые с передачей тонких оттенков красок и линий, оказалась непослушной для воплощения его замысла.
Стремление к удовольствию и обратное стремление — избежание наказания в виде какого-либо страдания по человечески очень понятны и без всяких психологических теорий. Заметим, однако, что на этом простом правиле выживания строится концепция современной так называемой поведенческой психотерапии.
Многие философские концепции и теории прошлого строились на этом нехитром допущении, гласящем, что главная цель человека в жизни — получение им как можно большего количества удовольствий. Современная психология после достижений психоанализа и гуманистической психологии далеко ушла от этих примитивных взглядов на природу человеческого поведения. Но они оказались достаточно живучи в сфере эстетики. Прекрасным и красивым долгое время объявлялось то, что до ставляло приятность, наслаждение и ощущения удовольствия. Подобное отношение мы часто можем увидеть у подростков и у взрослых людей с неразвитым вкусом.
Но высшие достижения в любом виде искусства становятся возможными только тогда, когда достигается необходимое равновесие между прекрасной внешней чувственной формой и воплощаемым в этой форме духовным содержанием. Соответствие прекрасной формы глубокому содержанию, их уравновешенность, целостность и единство рождают ту самую гармонию, которая составляет тайну высокого искусства, делая его «классическим».
В античном мифе Гармония — дочь Афродиты и Арея. Афродита, согласно канонам греческой мифологии, — богиня любви и красоты, Арей — бог войны. В том, что Гармония является дочерью богини красоты и бога войны, нет случайности. В этом понятии отражаются представления древних греков о гармонии как единстве двух противоположных начал — любви и ненависти, красоты и уродства, Космоса и Хаоса.
Любопытно, что в «Одиссее» Гомера слово «гармония» употребляется в том же понятийном ряду, что и «скрепы» и «гвозди». Так, Одиссей, строя свой корабль, сбивает его гвоздями и гармониями, т. е. скрепами. И поэтому слово «гармония» можно понимать и как некое средство, помогающее достижению целостности и единства предмета. В художественном произведении под подобной гармонией понимается единство прекрасной формы и глубокого содержания.
Каждому художнику знакомы пресловутые «муки творчества», связанные с тем, что то или иное содержание никак не может вылиться в прекрасную совершенную форму либо прекрасная внешняя форма никак не может наполниться достойным ее содержанием. Воспринимаемая при этом деформация убивает эстетическое впечатление. Но когда же такое единство есть, возникает та самая Гармония, которая является важнейшей характеристикой совершенного произведения искусства.
В развлекательном искусстве, будь то комедия, популярный шлягер, детектив или «дамский» роман, красивая и броская внешняя форма часто превалирует над глубиной содержания. Сегодня это можно проследить на многих произведениях популярной культуры (поп-культуры), в изобилии преподносимой современным шоу-бизнесом через средства массовой информации. Но такое искусство оказывается бесполезным для осуществления личностного роста индивида. А именно такой рост способен доставить человеку наивысшее счастье на земле.
- Вопросы государственного экзамена по «Теории и истории народной художественной культуры»
- 1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
- 2. Народная художественная культура как феномен культуры: сущность и структура
- 3. Фольклор и его место в структуре нхк: сущность и основные черты фольклора.
- 4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
- 5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций
- 6. Состояние законодательства Российской Федерации о культуре. Характеристика документа: «Основы законодательства рф о культуре».
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- 8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
- 9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
- 10. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества, домов народного творчества в различных регионах России.
- Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
- Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества.
- С Научно-методический центр культурытруктура методического руководства учреждениями клубного типа
- Структура Центра прикладного творчества и ремесел
- Директор
- 11. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- 12. Традиционные народные игры и их значение в формировании личности
- 13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.
- 14. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Жанровая разновидность русских народных песен.
- 15. История возникновения и развития русских народных инструментов. Классификация народных инструментов.
- Скрипка
- Колесная лира
- 1Б. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории рф
- 17. История возникновения и особенности развития художественных промыслов Урала (на примере одного из них).
- Сегодняшние возможности.
- 18. Русская игрушка - синтетический вид народного творчества. Художественно-эстетические особенности и центральные образы игрушек.
- 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
- 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
- 19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
- 20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- 21. Авторская песня - оригинальный вид любительского народного творчества.
- 22. Многогранность функций руководителя непрофессионального художественно-творческого коллектива.
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 23. Нормативные документы по организации и руководству самодеятельными коллективами в учреждениях культуры.
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- Функции художественного совета
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 24. Значение специализированных периодических изданий («Клуб», «Живая старина», «Народное творчество», «Искусство в школе» и др.) в сохранении и развитии самобытных традиций.
- 25. Инновационные проекты, программы, учебные пособия и методики этнохудожественного образования (от дошкольного до вузовского).
- 26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
- 1. Познавательная функция
- 2. Воспитательная функция
- 3. Гедонистическая функция
- 4. Коммуникативная функция