1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
Сегодня, когда наше общество переживает не только социально-экономический, но и нравственный кризис, роль культурных традиций, народной художественной культуры исключительно важна. В нашей стране на протяжении последней четверти XX столетия произошло несколько социальных преобразований, происходит дезорганизация общества, его деморализация, размывание и утрата корневых основ русской художественной культуры и искусства. Без духовного, культурного возрождения ситуация не стабилизируется. Сейчас особенно необходимо повышение национального самосознания, а также обращение к этническим корням, к многовековым народным традициям, с их мировоззренческой, художественно-эстетической и нравственной самобытностью.
Единого, утвердившегося в науке определения понятия «народная художественная культура» до сих пор не существует. Мы поддерживаем позицию, в соответствии с которой под народной художественной культурой понимается самодостаточная и целостная система духовной жизни народа, как процесс бытовой, социально-организованной творческой деятельности всех слоев общества, осуществляемой ими на основании народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры.
Народная художественная культура - одно из направлений гуманитарного знания, чьи границы всегда оказывались подвижными. Это зачастую приводило к «поглощению» народной художественной культуры другими науками. Вместе с тем, вся история народной художественной культуры ознаменована усилиями ее создателей, осознать специфику этой науки и соотношение ее со смежными науками. Подобно любой другой общественной науке, народная художественная культура вступает в многосторонние связи с другими науками, не теряя из виду специфики своего предмета. Как любая наука народная художественная культура разрабатывает свою собственную методику исследования, опираясь при этом на единую для всех этих наук методологию.
Разнообразие точек зрения на народную художественную культуру, как феномен, вобравший в себя материальное и духовное богатство народа, поставило перед наукой задачу создания некой единой и самоценной теории народной художественной культуры. Эта теория должна отразить всю сложность и многоаспектность своего предмета и в то же время учитывать различные авторские взгляды, позиции, количество которых достаточно велико. (В.Е. Гусев, B.C. Цукерман, СВ. Приходько, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова, Л.И. Михайлова). Поскольку единого, утвердившегося определения понятия «народная художественная культура» до сих пор не существует, каждый из названных авторов дает собственное определение этого понятия.
По мнению Л.И.Михайловой, народную художественную культуру необходимо рассматривать как сложное и многогранное явление. С одной стороны, это творческая, созидательная деятельность народа, в процессе и результате которой появляются новые ценности. Они зафиксированы и хранятся либо в памяти народной, либо в предметном виде (изделия декоративно-прикладного искусства, народный костюм, народная игрушка), распространяются и потребляются, осваиваются из поколения в поколение через устные способы передачи. С другой стороны, народная художественная культура - определенный способ деятельности с использованием музыкально-поэтического, игрового языка, техники исполнения и других средств выразительности, это и культура, содержащая в себе определенные знаки, символизирующие нормы и образцы жизнедеятельности. Кроме того, предназначение ее состоит в том, чтобы развивать способности и возможности самого человека, формировать его мировосприятие, мироощущение, свойственные народному сознанию.
Для некоторых элитарных концепций характерно сведение народной культуры к массовой в синониме с понятиями «низкопробной», «стандартизированной», «бездуховной».
В отечественной науке термин «народная культура» широко распространен и с ним связывают, как правило, творчество народных масс. Например, Л.Н. Коган пишет, что «народной культурой называют культуру, непосредственно созданную людьми физического труда - даром народных масс каждой исторической эпохи». Давая определение народной культуры, Л.И. Михайлова отмечает, что «ее субъектом является народ, представляющий собой социальную общность, сформировавшуюся на основе этнических групп». Данная позиция основана на подходе к народной культуре как к явлению этническому, а не классовому («Этнос» в переводе с греческого означает «народ».)
Непосредственно под народной культурой с социологической точки зрения понимаем народные знания, ценности, нормы, образцы, выражающие этническую картину мира и определяющие социальное поведение и придающие ценностно-нормативный характер жизнедеятельности членов общности. Она отличается от элитарной культуры своим аксеологическим содержанием.
По своей структуре народная культура представляет собой сложную целостную многоэлементную систему. В настоящее время она вбирает в себя не только традиционные этнические, бытовые, но и современные формы выражения знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности народа, превращаясь, таким образом, в культуру народа. Включение современных форм в ее структуру означает, что мы рассматриваем ее как постоянно находящуюся в развитии.
Народная художественная культура является элементом всей художественной культуры, представляющей собой часть культуры вообще.
Тяга людей к прошлому объясняется желанием приспособиться к переменам, адаптироваться, не поддаться убыстряющемуся влиянию времени, сохранить историческую культурную преемственность. Объяснить интерес к прошлому, в том числе и к художественной культуре народа, можно и повышением уровня культуры общества.
Народная художественная культура предоставляет широкие возможности преодоления тенденции увеличения бездуховности, пассивного потребительства. Это связано с тем, что в народной художественной культуре заключена многовековая мудрость житейского опыта; многие приемы, советы, рекомендации представляют интерес и для современности, благотворно влияют на личность, отражают мировоззрение, психологию, идеалы народа, его представления о нравственности и красоте.
Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера.
Сегодня много говорят о затухании фольклорных традиций, о том, что исконная художественная культура вытесняется из повседневной жизни народа, что сужается социальная база ее бытования, что многие виды и жанры традиционного искусства становятся предметом коммерциализации.
Современное развитие художественной народной культуры находится в прямой зависимости от того, как пойдет сейчас процесс возрождения деревни, какую поддержку получит народная культура со стороны государства. Многое из того, что происходит в нашем обществе, вселяет надежду. Свидетельство тому - возрастающий интерес молодежи к подлинным этнографическим образцам народного творчества. Элементы старинной обрядности все активнее включаются в сегодняшние обычаи и ритуалы.
Анализ защищенных диссертаций по проблемам народной художественной культуры в течение 1995 - 2004 гг. позволяет проследить современный взгляд молодых ученых на методологию, теорию и практику народной художественной культуры, дает представление о новых технологиях возрождения и развития ее на региональном уровне, о перспективах этнокультурного образования.
Известно, что для народной художественной культуры как науки человек выступает объектом воздействия. Важным источником воспитания была и есть традиционная культура.
Одним из ведущих средств формирования гражданской позиции личности выступают культурные ценности конкретного региона, воспитывающие патриотическое отношение к Родине, но доминирующим является отношение к малой Родине, ее истории, культуре.
Возрастающее значение приобретает традиционная культура в процессах социально-психологической реабилитации детей и подростков.
Однако такие явления, как взаимодействие и взаимосвязь социальных институтов воспитания и развития подрастающего поколения на основе русского фольклора, недостаточно изучены.
В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций: создаются и внедряются в жизнь художественно-образовательные программы, основанные на национальных традициях, разрабатываются новые технологии возрождения народной культуры во многих регионах России за счет усиления "культурно-этнического компонента", реформируется система этнокультурного образования и воспитания.
Народное искусство отражает национальный характер. В силу закона традиции это искусство становится носителем этнического ядра художественной культуры народа. Оно всегда - основа национального, и в то же время, по мнению М.А. Некрасовой, "народное искусство во все эпохи остается над личным, над индивидуальным". Именно в силу своей "всечеловечности", восходящей глубоким корням, народное искусство понятно всем народам. Обращение к традиционным художественным и культурным ценностям других народов многократно умножает духовные способности человека. Народное декоративно-прикладное искусство способствует формированию духовности, неповторимой человеческой сущности.
Современный уровень развития педагогической науки позволяет по-новому взглянуть на традиции народной педагогики.
Модель непрерывной этнохудожественной системы: детский сад - школа - учреждения дополнительного образования - колледж - вуз, разработана в научных трудах Т.Я. Шпикаловой. Теоретические разработки исходных положений формирования основ этнохудожественного образования обусловили новые подходы в художественной методике довузовского и вузовского образования.
В процессе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей целесообразно учитывать следующие условия: этнопедагогические традиции каждого народа необходимо рассматривать в единстве с общекультурными и художественными традициями и как отражение педагогического опыта "психологического склада той или другой этнической общности"; наиболее целесообразно обращаться к методам этнопедагогики при изучении народной культуры, в частности художественной, что является оправданным самой "генетической" связью компонентов народной культуры; процесс обучения и воспитания с использованием некоторых приемов этнопедагогики будет успешен, если он является результатом сотворчества педагога и учащегося; включение в педагогический процесс этнохудожественных и этнопедагогических традиций должно способствовать сохранению народной культуры, передачи подрастающему поколению культурной исторической памяти народа; использование педагогического опыта и культурных традиций других народов должно основываться на накопленных фактах этнопедагогических систем, последующем сравнительном анализе традиций народной педагогики и дальнейшем обобщении опыта идей о воспитании и образовании народов данным возрастом и личностными особенностями каждого учащегося (студента); в процессе воспитания и образования должны быть включены воспитательные и образовательные функции народного искусства, региональные, локальные школы народного мастерства как фундаментальные пласты народной, художественной культуры.
В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.
Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме ("из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались).
До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.
Народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX - начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.
Народная художественная культура - более широкое понятие, чем народное художественное творчество.
Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.
Народная художественная культура в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов н сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями, с народным художественным творчеством.
В современной России получила распространение не только православная вера, но и другие религии, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искусства.
Еще один важнейший исторический пласт отечественной художественной культуры, неразрывно связанный с народной художественной культурой - светская художественная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального и т.д.) и в связи с реформами Петра I.
В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.
Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф. Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.
Таким образом, народная художественная культура - сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.
Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.
- Вопросы государственного экзамена по «Теории и истории народной художественной культуры»
- 1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
- 2. Народная художественная культура как феномен культуры: сущность и структура
- 3. Фольклор и его место в структуре нхк: сущность и основные черты фольклора.
- 4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
- 5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций
- 6. Состояние законодательства Российской Федерации о культуре. Характеристика документа: «Основы законодательства рф о культуре».
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- 8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
- 9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
- 10. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества, домов народного творчества в различных регионах России.
- Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
- Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества.
- С Научно-методический центр культурытруктура методического руководства учреждениями клубного типа
- Структура Центра прикладного творчества и ремесел
- Директор
- 11. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- 12. Традиционные народные игры и их значение в формировании личности
- 13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.
- 14. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Жанровая разновидность русских народных песен.
- 15. История возникновения и развития русских народных инструментов. Классификация народных инструментов.
- Скрипка
- Колесная лира
- 1Б. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории рф
- 17. История возникновения и особенности развития художественных промыслов Урала (на примере одного из них).
- Сегодняшние возможности.
- 18. Русская игрушка - синтетический вид народного творчества. Художественно-эстетические особенности и центральные образы игрушек.
- 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
- 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
- 19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
- 20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- 21. Авторская песня - оригинальный вид любительского народного творчества.
- 22. Многогранность функций руководителя непрофессионального художественно-творческого коллектива.
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 23. Нормативные документы по организации и руководству самодеятельными коллективами в учреждениях культуры.
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- Функции художественного совета
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 24. Значение специализированных периодических изданий («Клуб», «Живая старина», «Народное творчество», «Искусство в школе» и др.) в сохранении и развитии самобытных традиций.
- 25. Инновационные проекты, программы, учебные пособия и методики этнохудожественного образования (от дошкольного до вузовского).
- 26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
- 1. Познавательная функция
- 2. Воспитательная функция
- 3. Гедонистическая функция
- 4. Коммуникативная функция