4. Коммуникативная функция
Эта функция искусства связана с одной из главнейших для выживания человека, а именно с потребностью в общении. «Искусство, — говорил Л.Н. Толстой, — вовсе не игра, как думают физиологи, не наслаждение, а это просто один из видов общения людей между собой, и это общение соединяет их в одних и тех же чувствах»1.
В исследованиях видных отечественных психологов — сначала Л.С. Выготского, а затем А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, многих зарубежных психологов — неоднократно было отмечено, что первой потребностью ребенка на ранних этапах его развития после того, как его накормили, является потребность в общении с матерью. Полноценное или недостаточное общение фатальным образом может повлиять на все «его дальнейшее развитие. Но важность общения для развития человека и его выживания остается очень значимой и в зрелом возрасте. Ведь общество, как справедливо указывал К. Маркс, состоит не из индивидов, «а выражает сумму тех связей и отношений, в котором все индивиды находятся друг к другу». В общении со взрослыми ребенок учится ходить, овладевает речью, необходимыми символами — буквой и цифрой, теми навыками и принципами поведения, которые приняты в человеческом обществе. Суровые эксперименты, поставленные жестокими случаями, когда маленький ребенок попадал к животным и вырастал среди них, наглядно доказывают, что, пройдя мимо человеческого общества, такой ребенок уже никогда не сможет по-настоящему стать нормальным
Генерация и селекция творческого мышления
Творческое мышление выполняет два главных дела. Одно — генерация, порождение новых идей, а другое —селекция, выбор из множества этих идей тех, которые ведут к решению поставленных задач. Эти дела имеют противоположную направленность. Генерация приносит идеи, селекция их отбрасывает. Генерация направлена на увеличение множества идей, селекция — на его уменьшение. Взаимодействие этих противоположных линий мышления выливается в диалог между двумя «голосами»: один голос предлагает все новые и новые варианты, а другой придирчиво проверяет их соответствие условиям творческой задачи и бракует до тех пор, пока какая-то не вызовет его одобрение. Этот диалог (назовем его «поисковым») занимает центральное место в творческой деятельности.
И генерация, и селекция регулируются правилами и установками (осознанными и неосознанными), которые выступают как способы порождения, формирования идей и как критерии их отбора. Эти правила и установки могут в ходе творчества изменяться: в творческом поиске идет генерация и селекция не только нового идейного материала, из которого строится решение задачи, но также и методов его генерации и селекции.
Таким образом, творческий процесс сам себя регулирует: в нем есть внутренняя логика, обусловленная содержанием творческой задачи. Это самоуправляемый процесс. «Свободен первый шаг, но мы рабы второго» (Гете): начавшись, творческий процесс дальше протекает по неизведанным путям, но не как попало, а в соответствии с направляющими его ориентирами. Идущие же вразрез с механизмами его самоуправления внешние управляющие воздействия могут завести его в тупик.
Творчество как способ развития культуры
Культура — это почва, на которой взрастает творчество. И в то же время культура — продукт творчества. Развитие культуры есть следствие множества творческих актов, совершаемых в истории человечества. Творческая деятельность — источник всех новаций, которые возникают в культуре и изменяют ее (за исключением случайных «мутаций» в ее содержании). В этом смысле творчество есть движущая сила развития культуры, важнейший фактор ее динамики.
Подчеркивая роль творчества в культуре, нельзя вместе с тем недооценивать значение репродуктивной, воспроизводящей деятельности. Она необходима для поддержания жизни человеческого общества и сохранения накопленного им опыта. Она спасает культурное наследство от разрушительного воздействия времени.
Однако без творческой деятельности не только изменение, но и сохранение культуры было бы не всегда возможно. Когда в обществе замирает творческая деятельность людей (а это случается в истории), его способность адаптироваться к изменениям среды падает. Утратившие смысл в новых условиях традиции становятся мертвым грузом, лишь отягощающим жизнь, и постепенно разрушаются, а новые, более эффективные формы поведения не приходят им на смену. Это ведет к деградации культуры и примитивизации образа жизни. Забываются знания и умения, которые оказываются «лишними», хотя при творческом подходе к их использованию могли бы принести пользу. Подвергаются эрозии и гибнут сооружения, произведения искусства, рукописи, книги — материальные воплощения культуры прошлого, для сохранения и восстановления которых недостает ни сил, ни желания, да и нет возможности, так как для этого нужно было бы изобрести новые средства и новую технику.
В романе Татьяны Толстой «Кысь» рисуется фантастическая картина жизни людей после атомной катастрофы. У них сохранились еще кое-какие следы погибшей культуры — предметы домашнего обихода, книги, отдельные обрывки знаний и обычаев. Они сумели даже как-то приспособиться к вызванным радиацией изменениям в природе и в своих собственных телах. Но у них угасла способность к творческой активности. И даже чтение и переписка уцелевших «старопечатных» книг превращается в бессмысленную механическую процедуру, которая никак не способствует интеллектуальному развитию и духовному совершенствованию. До понимания их содержания дело не доходит: ведь для «открытия смысла» необходимы творческие усилия. Культурная жизнь затухает, и общество попадает в тупик, выхода из которого не видно.
Творчество — это механизм не только созидания нового, но и удержания старого в «работоспособном состоянии». Созидая новое, оно не просто отвергает старое, а преобразует его, развертывает заложенные в нем потенции. В творческом диалоге наряду с голосом нового звучит и голос старого. Действительно, прислушаемся более внимательно к поисковому диалогу. Голос одного из его участников — «органа генерации» — дышит оптимизмом и надеждой. Он уверен, что делает свое дело хорошо, если предлагаемые им идеи обладают новизной: ведь его назначение в том и состоит, чтобы создавать новое. Голос другого участника - «органа селекции» - куда менее оптимистичен. Утверждая, что новое не всегда заслуживает одобрения, он то и дело вмешивается в работу собеседника, критикует ее результаты, уговаривает его соблюдать определенные «технологические нормы», выбросить на свалку одни заготовки и взяться за другие. Он видит свою цель в том, чтобы среди многочисленных идей выделить те и только те, которые обладают значимостью для решения творческой задачи, и сооружает из имеющихся у него в распоряжении нормативов фильтры, сквозь которые способны прорваться лишь значимые идеи.
Таким образом, «орган генерации» ответствен за новизну, а «орган селекции» —за значимость результатов творческого поиска. Голос первого есть голос новизны, а второго — голос значимости. Но новизна и значимость — это определяющие характеристики творчества.
Культурный фон творческой деятельности: отношение общества к творчеству
В современном обществе творчество далеко не всегда вознаграждается по достоинству, но почти всегда рассматривается как почетное и уважаемое дело, возвышающее человека в глазах окружающих. Общество с интересом относится к творческим инновациям и охотно воспринимает их. Это создает благоприятный для творчества культурный фон, на котором оно выступает как высшая жизненная ценность и для многих становится смыслом всей жизни.
Однако такое отношение общества к творчеству — явление историческое. На протяжении истории культурный фон творчества складывался по-разному.
В первобытную эпоху для выживания людей в относительно неизменных природных условиях важно было, прежде всего, не растерять накопленный предками опыт и передать его потомкам. Так как дикари еще не умели логически упорядочивать этот опыт, инновации грозили разрушить его содержание. Мифологическая культура с ее системой магических ритуалов достаточно надежно справлялась с функцией сохранения и передачи опыта. Любые девиации, нарушавшие освященные мифами норм поведения, пресекались строгими табу. Негативное отношение ко всему новому, выходящему за пределы установленных стандартов поведения, в этих условиях имело свое оправдание.
Конечно, и в самые древние времена люди не ограничивались лишь точным копированием заданных предками образцов деятельности. Обновление их совершалось, но не как ожидаемое и одобряемое обществом дело, составляющее заслугу тех, кто рискнул им заняться, а скорее как некая ненормальность, заслуживающая осуждения или даже наказания. Поэтому творческая деятельность осуществлялась чаще всего исподволь, «небольшими дозами».
Этапы становления народного художественного творчества
Народное творчество складывалось как тянущаяся сквозь столетия последовательность множества малых инноваций. Новое накапливалось буквально по крупицам. Так, произведения фольклора приобретали художественное совершенство в результате усилий массы рассказчиков, певцов, музыкантов. Каждый вносил в них лишь очень небольшие изменения, но народная память в течение веков отсеивала из таких изменений самое лучшее, сохраняла и передавала по эстафете в будущее. Процессы генерации и селекции растягивались во времени и совершались многими участниками, принадлежавшими к разным поколениям. Таким образом, народ создавал художественные ценности, постепенно проделывая за тысячелетия такую творческую работу, которая у гениальной личности занимает какой-то краткий «звездный час». А в тех случаях, когда какие-либо шедевры искусства, или новые формы технологии, или крупные сдвиги в познании действительности были делом отдельных выдающихся людей, эти люди обычно оставались неизвестными. Многие творцы, пролагавшие некогда новые пути в производстве, ремесле, искусстве, по-видимому, даже не предполагали, что они заслуживают какой-то похвалы или славы. Возможно, они скорее чувствовали, что делают нечто предосудительное, и скрывали свое авторство.
Великие мудрецы «осевого времени» (так К. Ясперс называет период с VIIIпоIIвек до н. э., считая его начальным этапом развития мировой цивилизации) — Лао Цзы и Конфуций в Китае, Будда в Индии, Заратустра в Персии, библейские пророки в Израиле — в глазах современников были не творцами нового, выдвинувшими оригинальные идеи, а скорее выразителями вечных истин, старых как мир. И призывали они своих последователей отнюдь не к творческому новаторству, а к послушанию и смирению. В Библии о человеческом творчестве нет ни слова (речь идет лишь о творениях Бога — сотворении мира, земли, человека, а также о творении чудес «по воле Божьей»). Лишь в Древней Греции философское, художественное, техническое творчество получило признание и стало вызывать восхищение. Но и там его понимали лишь как высокую степень мастерства в каком-то деле, как умение мыслить, говорить, работать руками. Миф об Икаре, вздумавшем на крыльях своего творчества приблизиться к Солнцу, символизирует творческий взлет человеческой мысли, а падение Икара предостерегает: люди — не боги и их творения имеют предел совершенства.
Даже когда творческая деятельность начинает становиться заметным общественным явлением, отношение к ней в культуре еще долго продолжает оставаться неодобрительным. В Средние века складывается двоякое истолкование ее источников и природы.
С одной стороны, в состоянии творческого вдохновения усматривают нечто порочное, греховное, идущее от сатаны, некую одержимость, связанную с впадением в экстаз, с потерей рассудка. На художников и поэтов, увлеченных творчеством, смотрят как на людей «не от мира сего», чуть ли не психически ненормальных. Творчество — признак ущербности человека: «святые не творят».
С другой стороны, творчество рассматривается как дело Божественное. По словам Фомы Аквинского, только Бог выступает как творец, человеку же пристало заниматься лишь копированием и подражанием. Тот, кто дерзает быть творцом, является либо орудием Бога, избравшего его для проявления своей воли, либо безумцем, впавшим в непомерную гордыню и посягнувшим на то, что может делать только Бог. В обоих случаях творчество рассматривается как нечто чуждое человеческой природе.
Поворот в отношении к творчеству начинается в Западной Европе с эпохи Возрождения. Гуманисты видят в человеке носителя творческого начала. Образ человека-творца окружается ореолом величия. Творческая личность получает в общественном мнении право на гордость и независимость.
Данте в XIVвеке приходилось унижаться перед панскими слугами, а двумя столетиями позже Микеланджело мог разговаривать с Папой Римским, не снимая войлочной шляпы, и недовольно сетовать: «Папа мне докучает и меня сердит».
Новая трактовка творчества, зародившаяся в эпоху Возрождения, постепенно получает все большое распространение и становится важным элементом культуры индустриального общества. В XVI-XVIIвеках в Западной Европе складывается культ гениальности и само слово «гений» принимает современный смысл. Творчество приобретает статус социальной ценности, а в способности к нему видят возвышающее человека достоинство.
Вплоть до XXвека господствует традиция сводить сферу творческой деятельности преимущественно к искусству и философии. Постепенно к ней все чаще начинают относить науку. В концеXIXвека выдвигается и обосновывается представление о творческом характере технического изобретательства (Э. Капп, П. Энгельмайер и др.).
Происходящие в условиях индустриального общества процессы (в особенности ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения) резко увеличивают потребности общества в творческом труде. И чем больше общество заинтересовано в прогрессе, тем больше творчество почитается и поощряется общественным мнением.
Философская концепция психоанализа видит основу творчества в способности человека сублимировать сексуальность, переводить ее энергию в созидательный план в целях разума и культуры. З. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально неприемлемых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. К. Юнг рассматривал бессознательное как более сложный сплав различных влияний и факторов, включающий в себя помимо персонального вытесненного опыта групповое и общечеловеческое начало, названное им коллективным бессознательным. Э. Фромм считал, что каждому человеку присуща потребность в преобразовании и изменении мира, которая должна находить выражение, поскольку он не выносит абсолютной пассивности.
Философы-экзистенциалисты мыслят творчество как единственно успешную попытку выхода из неизбежного конфликта человека с окружающей его средой. Для А. Камю, в созданном им образе бытия, творчество – альтернатива бессмысленному не-существованию. В философии В. Франкла креативная деятельность - один из неотъемлемых способов реализации свободного и ответственного бытия, в котором проявляет себя личность. Ж.П. Сартр считал творчество основой, присущей не только сфере искусства, но и морали, поскольку каждый человек находится в неповторимой жизненной ситуации с множеством альтернатив, где нет априорных ценностей, определяющих его выбор.
- Вопросы государственного экзамена по «Теории и истории народной художественной культуры»
- 1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
- 2. Народная художественная культура как феномен культуры: сущность и структура
- 3. Фольклор и его место в структуре нхк: сущность и основные черты фольклора.
- 4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
- 5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций
- 6. Состояние законодательства Российской Федерации о культуре. Характеристика документа: «Основы законодательства рф о культуре».
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- 8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
- 9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
- 10. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества, домов народного творчества в различных регионах России.
- Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
- Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества.
- С Научно-методический центр культурытруктура методического руководства учреждениями клубного типа
- Структура Центра прикладного творчества и ремесел
- Директор
- 11. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- 12. Традиционные народные игры и их значение в формировании личности
- 13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.
- 14. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Жанровая разновидность русских народных песен.
- 15. История возникновения и развития русских народных инструментов. Классификация народных инструментов.
- Скрипка
- Колесная лира
- 1Б. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории рф
- 17. История возникновения и особенности развития художественных промыслов Урала (на примере одного из них).
- Сегодняшние возможности.
- 18. Русская игрушка - синтетический вид народного творчества. Художественно-эстетические особенности и центральные образы игрушек.
- 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
- 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
- 19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
- 20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- 21. Авторская песня - оригинальный вид любительского народного творчества.
- 22. Многогранность функций руководителя непрофессионального художественно-творческого коллектива.
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 23. Нормативные документы по организации и руководству самодеятельными коллективами в учреждениях культуры.
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- Функции художественного совета
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 24. Значение специализированных периодических изданий («Клуб», «Живая старина», «Народное творчество», «Искусство в школе» и др.) в сохранении и развитии самобытных традиций.
- 25. Инновационные проекты, программы, учебные пособия и методики этнохудожественного образования (от дошкольного до вузовского).
- 26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
- 1. Познавательная функция
- 2. Воспитательная функция
- 3. Гедонистическая функция
- 4. Коммуникативная функция