Колесная лира
С точки зрения эволюции струнных инструментов колесная лира (рыля) должна была ознаменовать своим появлением высшую ступень в их развитии. Действительно, в отличие от смычка, периодически меняющего направление своего движения, отчего звук на какое-то мгновение прерывается, колесо лиры, натертое той же смолой, что и смычок, дало возможность извлекать из струн непрерывно тянущийся звук. Это тот случай, когда конструкция музыкального инструмента была в значительной степени механизирована. (Так впоследствии были придуманы всевозможные механические инструменты — шарманка, пианола, разнообразные музыкальные шкатулки).
Колесная лира представляет собой скрипкообразный деревянный ящик, над которым в другом, меньшего размера ящичке протянуты три струны. Средняя струна — мелодическая. Нажимом специальных клавиш (от 8 до 11) эту струну можно укорачивать, извлекая тем самым звуки разной высоты, составляющие мелодию. Крайние струны настроены по отношению к средней в квинту и октаву и звучат непрерывно. Лира держится на ремне через плечо в наклонном положении, так что клавиши сами отпадают от струны вниз, когда пальцы левой руки перестают их нажимать. Правой рукой вращают колесо, которое трется о все три струны одновременно. Получается, как правило, довольно резкий, специфически гнусавый звук.
Появление колесной лиры в России (XVII век) ознаменовало собой конец разудалого скоморошества. Скоморохов сменили нищие скитальцы — «калики перехожие». Чтобы не навлечь на себя гнев царский и божий, они исполняли под заунывные звуки своих лир добропорядочные духовные стихи. Так назывались сочиненные ими песни на различные церковные, исторические или былинные сюжеты.
Особое распространение искусство духовного стиха под лиру получило на Украине и в Белоруссии. Еще не так давно, в начале XX века, там существовали специальные артели и даже школы, во главе которых стоял выборный старец, пользовавшийся непререкаемым авторитетом и известностью среди нищей братии. Большинство лирников было слепыми.
Дальнейшего развития инструмент этот не получил, и заложенная в нем идея непрерывности звука оказалась практически ненужной. Так же как хорошему певцу дыхание не мешает петь, так и скрипачу ведение смычка, а гармонисту движение мехом не мешают извлекать широкий, почти непрерывный звук. Более того, сплошной, непрерывный звук противоестествен, быстро утомляет слух и делает исполнение музыки маловыразительным, «бездыханным». Это одна из причин, почему механические инструменты не выдержали соперничества с инструментами, в звучании которых как бы слышится живое присутствие человека, исполнителя на них.
В этом отношении определенный интерес представляют изобретенные уже в нашем веке электромузыкальные инструменты: клавиалино, «Аэлита», «Юность», электроорган, ионика и другие. Если хотите, это те же народные инструменты, но XX века.
Так же, как древний человек услышал и использовал свист воздуха об острые края твердых предметов или гудение тетивы лука, так и современный человек не прошел мимо способности электричества производить вполне чистые, музыкальные звуки. Находчивостью и изобретательностью инженеров-электриков была создана целая группа своеобразных и интересных музыкальных инструментов, как бы продолживших линию своего развития в новых условиях технического прогресса.
- Вопросы государственного экзамена по «Теории и истории народной художественной культуры»
- 1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
- 2. Народная художественная культура как феномен культуры: сущность и структура
- 3. Фольклор и его место в структуре нхк: сущность и основные черты фольклора.
- 4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
- 5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций
- 6. Состояние законодательства Российской Федерации о культуре. Характеристика документа: «Основы законодательства рф о культуре».
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- 8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
- 9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
- 10. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества, домов народного творчества в различных регионах России.
- Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
- Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества.
- С Научно-методический центр культурытруктура методического руководства учреждениями клубного типа
- Структура Центра прикладного творчества и ремесел
- Директор
- 11. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- 12. Традиционные народные игры и их значение в формировании личности
- 13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.
- 14. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Жанровая разновидность русских народных песен.
- 15. История возникновения и развития русских народных инструментов. Классификация народных инструментов.
- Скрипка
- Колесная лира
- 1Б. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории рф
- 17. История возникновения и особенности развития художественных промыслов Урала (на примере одного из них).
- Сегодняшние возможности.
- 18. Русская игрушка - синтетический вид народного творчества. Художественно-эстетические особенности и центральные образы игрушек.
- 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
- 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
- 19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
- 20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- 21. Авторская песня - оригинальный вид любительского народного творчества.
- 22. Многогранность функций руководителя непрофессионального художественно-творческого коллектива.
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 23. Нормативные документы по организации и руководству самодеятельными коллективами в учреждениях культуры.
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- Функции художественного совета
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 24. Значение специализированных периодических изданий («Клуб», «Живая старина», «Народное творчество», «Искусство в школе» и др.) в сохранении и развитии самобытных традиций.
- 25. Инновационные проекты, программы, учебные пособия и методики этнохудожественного образования (от дошкольного до вузовского).
- 26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
- 1. Познавательная функция
- 2. Воспитательная функция
- 3. Гедонистическая функция
- 4. Коммуникативная функция