Новая философская и научная проблематика
Не только появление новой идеологии, активно неприемлющей ренессансное мировоззрение, знаменовало начало заката гуманизма в Англии. Симптомы его внутреннего кризиса выявились уже к концу елизаветинского века. Пессимистические мотивы и сомнения в способности человека достичь гармонии с миром все чаще звучали в литературе. Многие современники ощущали «вывихнутость века», в котором торжествовали эгоизм и страсть к наживе. Разочарование в действенности прежних этических идеалов определило новые направления духовных исканий на рубеже XVI—XVII вв. Основным их содержанием стал поворот от этической проблематики к естественнонаучным и социально-политическим изысканиям.
В это время англичане добились выдающихся успехов в области естественных наук. У. Гарвей открыл большой круг кровообращения, У. Гилберт — явления магнетизма и электричества. Математик и астроном Т. Хэриот, опередив Галилея, обнаружил пятна на Солнце, а в области аналитической математики раньше Декарта ввел алгебраические формулы. Д. Непер разработал систему логарифмов.
Интерес английских ученых к астрономии и космологии стимулировали лекции, прочитанные здесь в 80-х годах Дж. Бруно. Диспуты о различных свойствах материи, интерес к атомарной теории строения мира стали новым шагом в развитии науки. Однако в умы современников, пытавшихся осмыслить результаты новейших научных открытий, они вносили смятение, точно переданное поэтом Джоном Донном:
... едва свершится
Открытье — все на атомы крушится.
Все из частиц, а целого не стало.
Переоценка традиционной картины мироздания привела к распространению пантеизма, который, в частности, исповедовали члены тайного кружка, объединявшего Т. Хэрриота, Дж. Ди — знаменитого математика и астролога, У. Рэли и К. Марло.
В философских исканиях начала XVII в. человеческая личность постепенно перестает быть главным объектом интереса и ей отводится более скромное место лишь одного из звеньев во «всеобщей цепи мироздания». Успехи естественных наук, культ опытного знания, представление о том, что природа и человечество развиваются по одним и тем же законам, отразились в новых теориях общественного развития. Наиболее ярко эти тенденции воплотились в творчестве гениального ученого, философа, политика, литератора Фрэнсиса Бэкона (1561—1626).
Ф. Бэкона называют ярчайшей фигурой английского Ренессанса и в то же время основоположником натурфилософии нового времени. Сын высокопоставленного государственного деятеля, выпускник Кембриджа и Грейз-Инн, он начал свою карьеру как юрист, в правление Елизаветы I выполнял дипломатические поручения, избирался в парламент, но на государственной службе продвинулся только с воцарением Якова I. При нем Бэкон стал канцлером Англии, бароном Веруламским и виконтом Сент-Олбансским. Свои размышления о современном ему обществе, морали, религии и политике Ф. Бэкон облек в форму литературных философских эссе — «Опыты и наставления нравственные и политические» (1597). «Опыты» отражают его этические воззрения, основывающиеся на идеалах гуманистического индивидуализма, вере в человека и его способность противостоять Фортуне, отлившиеся в формулу «человек — хозяин своей судьбы». В поздних редакциях этого произведения наряду с этической проблематикой все большее место занимала социально-политическая: анализ сословного состава общества, роли государства, функций религии, путей стимулирования экономики. Бэкон полагал, что управлять обществом можно лишь основываясь на соединении всех наук о нем в высшую «гражданскую науку», включающую и историческую память, и рациональные законы, и социальный опыт. Последний он оценивал очень высоко, как и другие наиболее социологически мыслящие умы его времени — Макиавелли, Монтень.
Социология Бэкона тесным образом связана с принципиально новым осмыслением задач, стоящих перед наукой. В своих трудах «Великое восстановление наук» и «О достоинстве и преумножении наук» философ провозглашал целью человеческого знания преобразование мира и обретение человеком власти над природой. Упоенный идеей научно-технического прогресса, который позволит человечеству достичь небывалых высот, Бэкон облек свою мечту в форму утопического романа. По характеру его «Новая Атлантида» разительно отличалась от «Утопии» Т. Мора. Если последний видел путь к гармоничному обществу в социальных преобразованиях, то для Бэкона прогресс науки — главное средство, призванное обеспечить такой уровень благосостояния государства, при котором социальные и имущественные различия не будут иметь значения. На его идеальном острове царит Дом Соломона, храм знаний и лаборатория новых открытий, восторженно описываемых Бэконом, предвосхитившим многие достижения будущего: использование солнечной энергии, селекция животных и растений, оживление людей и консервация их органов для лечения, создание невиданных механизмов и приспособлений от микроскопа до подводной лодки и летательных аппаратов. «Сциентистский» характер произведений Бэкона — выражение веяний его времени и эволюции гуманистической социологии на протяжении века, который разделял канцлера Бэкона и канцлера Мора.
Активная преобразующая роль науки, по мнению английского мыслителя, могла быть осуществлена только при условии отказа от традиционных философских схем и методологии. В противовес умозрительному дедуктивно-силлогистическому методу, на котором основывалась философия античности и средних веков, Бэкон выдвинул идею эмпирико-индуктивного метода познания. Согласно ему, ученый должен идти от ощущений и частностей к общим аксиомам через ряд этапов: собирание материала, наблюдение и изучение различных свойств вещей и природы — «рассечение и анатомирование мира», затем постановка сознательных научных экспериментов, рациональный анализ их результатов, лишь обобщив которые, ученый мог сделать окончательные выводы. Этот метод Бэкон предлагал в качестве универсального для любых наук.
Ф. Бэкона называют основателем материализма нового времени. Его материализм, однако, не был последовательным и тяготел скорее к агностицизму, чем к атеизму. В решении вопроса о соотношении философии и теологии он стоял на позициях «двойной истины», полагая, что проблему бытия Бога следует предоставить теологам, а ученым важно сосредоточиться на исследовании материального мира. Оставляя в стороне вопрос о божественном первотолчке, Бэкон рассматривал проблему зарождения и дальнейшего развития мира из единого материального начала с естественнонаучных позиций, не прибегая к гипотезе о демиурге.
Учение Бэкона о новом методе познания оказало непосредственное влияние на эмпиризм Гоббса и Локка, а материализм его натурфилософии — на всю европейскую философию эпохи Просвещения. Не случайно Гегель назвал английского мыслителя «вождем опытной философии».
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14