logo search
Вопросы Госэкзамена с ответами

2. Воспитательная функция

Воспитательная функция творчества связана с по­знавательной самым непосредственным образом. Поэто­му рассмотрение творчества как одного из эффективных способов воспитания на основе положительного или отрицательного примера имеет такую же давнюю исто­рию, что и отношение к нему как способу познания. Часто одно оказывается неотделимым от другого. Это вполне естественно, потому что знание о каком-либо предмете или явлении всегда включает в себя и отно­шение к нему — положительное или отрицательное. Подлинное произведение искусства всегда включает в себя оценку художником того, что он изображает и выражает. Что такое «хорошо» и что такое «плохо», многие люди впервые узнают не только от родителей, но и из детских сказок, мультфильмов и песен. Зрители и слушатели, созерцатели и потребители произведений искусства через процессы сопереживания делают эти оценки достоянием своего личностного опыта. Это и используется идеологами, философами, политиками и педагогами в воспитательных целях.

Эстетика — красота формы и этика — красота содержания в классическом произведении искусства выступают в единстве. Традиция опять-таки восходит к Античности, когда Пифагор, Платон, Аристотель утверждали это единство этического и эстетического, прекрасного и нравственного в своих трактатах.

Для своих уче­ников Пифагор упорядочил и привел в систему так называемые «настраивающие» и «смягчающие» мело­дии, «с божественным искусством придумав сочетания некоторых диатонических, хроматических и энгармо­нических мелодий, при помощи которых он легко об­ращал и приводил страсти души (печаль, гнев, жалость, глупую зависть, страх, различные влечения, ярость, желания, пустые фантазии, низкие чувства, горяч­ность), если они незадолго до этого беспорядочно воз­никали и усиливались, в противоположное состояние, восстанавливая добродетельные свойства каждой из них с помощью нужных мелодий, словно с помощью правильно смешанных лекарственных средств». По­мимо музыки пифагорейцы использовали для исправ­ления души избранные места из поэм Гомера и исто­рических хроник Гесиода.

Наконец, А.С. Пушкин в своем знаменитом стихо­творении «Памятник» прямо говорит о том, что он дол­го будет жить в народной памяти именно потому, что в свой жестокий век он восславил свободу и «милость к падшим призывал».

В истории творчества, однако, часто бывало и такое, когда на него неправомерно возлагали всю ответствен­ность за все то зло, которое имелось в обществе. Еще Аристотель, признавая за искусством огромную нрав­ственную силу, указывал на то, что оно тем не менее не способно прямо и непосредственно превращать зло в добро и делать из злодея и преступника добропоря­дочного человека. Для того чтобы творчества морально и нравственно смогло подействовать на человека, надо, чтобы в самом человеке уже имелись какие-то зерна и крупицы добра. А за это в конечном счете отвечает все общество в целом.

Мы не можем, однако, обойти и тот факт, что творчество, используемое в идеологических целях, может не только освобождать человека, но и закрепощать его. В годы Советской власти многие художники претерпе­вали гонения на свое творчество, которое не уклады­валось в догмы социалистического реализма.

В 1962 г. на художественной выставке в Манеже, посвященной 30-летию МОСХа, побывал тогдашний лидер партии Н.С. Хрущев и жестко раскритиковал ее. Известный российский художник Элий Билютин, участник той знаменитой выставки, вспоминает, как много позже, в 1991 г., в том же Манеже к нему по­дошел один важный партийный деятель и спросил его: «"Элий Михайлович, вы знаете, почему партия всегда выступает против непривычной живописи и музыки?" И пояснил: "Живопись, как и музыка, — выражение духовной свободы человека. А это опасно, потому что духовно свободный человек неуправляем". Я возразил: "Вы же разрушаете творческую личность"... На что по­лучил ответ: "Лучше разрушить личность, чем дать ей свободу"».