4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
Отечественная фольклористика уделяет большое внимание детскому фольклору, но его анализ ограничивается, как правило, жанровой классификацией и характеристикой отдельных жанров детского фольклора. Среди отечественных авторов фундаментальных трудов по фольклору, послуживших теоретической базой исследования, следует особо выделить М.Н. Мельникова, Г.С. Виноградова, В.П. Аникина, С.М. Лойтер, а также отдельные работы современных петербургских исследователей М.Л.Лурье и В.Ф. Лурье.
Собирание и изучение фольклора на протяжении XIX-XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое осмысление и классификация начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение фольклору было уделено уже в 1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П.
Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой”. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В.П.
По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:
1) песни диалогические;
2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
2) песни с припевом;
4) песни-перегудки.
Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И.,
Науменко Г.
Все образцы были разделены на III раздела.
I – Календарный фольклор
II – Потешный фольклор
III – Игровой фольклор.
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.
Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий.
В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.
В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.
В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно – егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.
Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.
К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.
Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом).
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения”.
Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы:
драматические,
спортивные,
хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.
Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями.
Дидактическая роль фольклора в формировании личности ребенка
Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.
«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» - отмечает Мельников М.Н.
Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).
Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того, считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх.
В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов), которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов.
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
- Вопросы государственного экзамена по «Теории и истории народной художественной культуры»
- 1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
- 2. Народная художественная культура как феномен культуры: сущность и структура
- 3. Фольклор и его место в структуре нхк: сущность и основные черты фольклора.
- 4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
- 5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций
- 6. Состояние законодательства Российской Федерации о культуре. Характеристика документа: «Основы законодательства рф о культуре».
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- 8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
- 9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
- 10. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества, домов народного творчества в различных регионах России.
- Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
- Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества.
- С Научно-методический центр культурытруктура методического руководства учреждениями клубного типа
- Структура Центра прикладного творчества и ремесел
- Директор
- 11. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- 12. Традиционные народные игры и их значение в формировании личности
- 13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.
- 14. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Жанровая разновидность русских народных песен.
- 15. История возникновения и развития русских народных инструментов. Классификация народных инструментов.
- Скрипка
- Колесная лира
- 1Б. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории рф
- 17. История возникновения и особенности развития художественных промыслов Урала (на примере одного из них).
- Сегодняшние возможности.
- 18. Русская игрушка - синтетический вид народного творчества. Художественно-эстетические особенности и центральные образы игрушек.
- 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
- 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
- 19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
- 20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- 21. Авторская песня - оригинальный вид любительского народного творчества.
- 22. Многогранность функций руководителя непрофессионального художественно-творческого коллектива.
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 23. Нормативные документы по организации и руководству самодеятельными коллективами в учреждениях культуры.
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- Функции художественного совета
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 24. Значение специализированных периодических изданий («Клуб», «Живая старина», «Народное творчество», «Искусство в школе» и др.) в сохранении и развитии самобытных традиций.
- 25. Инновационные проекты, программы, учебные пособия и методики этнохудожественного образования (от дошкольного до вузовского).
- 26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
- 1. Познавательная функция
- 2. Воспитательная функция
- 3. Гедонистическая функция
- 4. Коммуникативная функция