26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
Одна из важнейших задач учебных заведений культуры и искусства в условиях социально-экономического обновления общества - воспитание личности, обладающей высокой культурой, компетентностью в применении полученных знаний, умений и навыков в различных жизненных условиях и профессиональной деятельности.
Предмет педагогикинародного художественного творчества
Предмет педагогики - это образование средствами народного художественного творчества как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика народного художественного творчества в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Сегодня многими за хорошее воспитание принимается всё что угодно, кроме мировоззрения и мироотношения - внешний лоск, хорошие манеры, этикет - все то, что называется "воспитанностью"; а также владение многими иностранными языками! Но только не суть дела. Бывает так, что в семье внешне чрезвычайно благополучной, есть червоточина. Положим: не очень дружные отношения между родителями, обман, ложь в какой бы то ни было форме, что сколько-нибудь способный ребенок замечает мгновенно. Или обнаружим, что взрослые в этой семье насмехаются над всеми окружающими, кто бы ни пришел в гости, говорят нежно и ласково, а стоит гостю выйти за дверь, находят в его мотивах поведения все снижающее высокое, благородное, искреннее - над всем смеются... Этого абсолютно достаточно, чтобы начал вырастать урод. Циник - нравственный урод. Ребенок мгновенно замечает ложь в поведении взрослых, это его профессия на земле: подмечать все, что для него важно. Как заметила жена Франклина Рузвельта Элеонора: "Дети ведь слушают не то, что им говорят взрослые, они особенно внимательно слушают, когда говорят не им, а между собой". Дети впитывают мгновенно неверие в мир, нелюбовь к миру, отвращение к нему. Истинное воспитание заключено прежде всего в отношении к людям. Оно может быть получено и в самой бедной среде, либо среднего достатка, и в среде роскошной.
Человек рождается существом эгоистическим - это медицинский факт. И хорошо - иначе он не смог бы выжить. Но природный материал должен поддаться огранке. Алмаз сам по себе ничего не стоит, его нужно огранить. Человек, чтобы стать человеком, должен получить воспитание. Правильное воспитанный эгоизм - это долг человека перед самим собой, забота о своем достоинстве, своем здоровье - не за счет других. Человек совершает подвиг, делает благородное дело в частности и потому, что он не хочет уронить свое человеческое достоинство. Или, как говорил Иммануил Кант, "достоинство человечества в моем лице".
Но должно быть и высокое отношение к возвышенному, прекрасному, должен быть вкус. Тогда возможны высокие мотивы. А вкус, чувство возвышенного - это воспитание чувств. Вот почему так важен множественный подход к воспитанию - и ума, и чувства, и воли.
А есть ещё формула дурного воспитания. Это дьявольский коктейль из жалости к себе, страдающему, несчастному, обделенному судьбой, из любого комплекса неполноценности, который не получил правильной компенсации. Из тайного признания, что я лучше всех или что хуже всех - и то, и другое одинаково ведет к желанию диктовать миру свои законы. Второе - это нелюбовь к миру. Если содержание хорошего воспитания, его доминанта - благодарность бытия за бытие, любовь к миру и сочувствие людям, то дурное воспитание - это отвращение к миру, неспособность увидеть в нем ничего, кроме хищничества и зла, ненависть к людям как носителям всего дурного, отвратительного и мерзкого. Есть люди, которым мерзко видеть, как другие целуются, им отвратительны любые проявления человека. Это отношение закладывается очень рано. Ведь именно оттого, как реагирует окружение на крик младенца, в огромный степени зависит его отношение к миру - как к чему-то враждебному ему, где нужно отвоевать свою потребность, или же как к месту уютному, приятному для жилья в нем. Одна единственная грубость, один единственный шлепок в соответствующей ситуации может начать процесс отвращения от мира - как, впрочем, и равнодушное захваливание, и попытка откупиться от внимания - как и все, что является суррогатом тепла, внимания и заботы. Если взрослые не проживают с ребенком его жизнь, искренне сопереживая ему, если они вместе с ним не хохочут и не плачут - то и не будет хорошего воспитания. Сколько есть семей, в которых царит холод и равнодушие - а со стороны кажется, что это прекрасные дома. Родители, не способные дать опыта совместного проживания ребенку, откупаются одеждой, игрушками. Ребенок должен бы почесть за счастье три комнаты, набитые игрушками, а он замерзнет от холода, ему не хватает участия в его проблемах, среди которых есть проблема и пустоты, и скуки. Только та педагогика реалистична, которая знает, что человеконенавистничество и враждебное отношение к миру возникает также из-за пустоты души. Забота воспитания - наполнение души содержанием, достойным человека. Ведь скука создает убийцу-Онегина, который так легко, по дороге, незаметно убивает Ленского. Пустота души!
Хорошее воспитание - это сплошная профилактика. Но для того, чтобы предупреждать, надо знать, что и о чем предупреждать. Ибо большая часть зла на Земле творится только потому, что большинство равнодушно. Поэтому хорошее воспитание - вещь редкая. Как говорил один ученый: какое доказательство, что есть Бог? Очень простое: то, что этот мир еще существует. Хорошее воспитание должно быть сложным. А где мы возьмем для него самих воспитателей? Воспитатель должен быть воспитан. Где нам взять людей, знающих опасные стороны души человеческой или хотя бы то, что в человеке есть возможность любого развития. Человек создан таким, что он может стать всяким. Например, человек рождается способным услышать любую фонему. В первый год жизни, например, в Японии лишают ребёнка возможности различать "р" и "л" - потому что в этом языке нет этих фонем.
Мы можем воспитать чудесного, прекрасного человека, но если он будет безволен, он будет бесполезен для себя и окружающих. Можем воспитать тонкий вкус, возвышенные чувства, но если мы не натренировали его решать сложные задачи, то есть не развили тонкий и изощренный ум, человек будет прекраснодушным, жалким, ни к чему не способным мечтателем. Поэтому в человеке все должно быть цельно и прекрасно: и способность мыслить (решать задачи), и мощная, направленная к добру, продуманная воля, и совершенно безошибочный, тонкий вкус, то есть вся система чувств. «В воспитании нет мелочей». Если мы назовем что-то мелочами, а что-то главным, то тогда воспитатели будут ссылаться на свою неспособность отличить мелочь от главного. Но ведь и нужды в этом нет: все важно. И тогда воспитатель ко всему будет относится серьезно. Например, учитель не вынет из кармана грязного, мятого платка - и не станет при детях сморкаться, разглядывая на наших глазах содержимое. Сущность воспитанности в том, чтобы не быть неприятным окружающим и не мешать им. Но воспитанность проявляется в почти автоматических мелочах. И правильное, хорошее воспитание должно обращать внимание на все, что кому-то легкомысленно захочется назвать мелочью.
В процессе совершенствования системы воспитательно-образовательной работы, укрепления нравственного, эстетического, умственного развития подрастающего поколения огромную роль играет народная культура. Под культурой нередко понимается «совокупность способов и приемов организации, реализации и развития человеческой жизнедеятельности». Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы.
Культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты — технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т. д.Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты — религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д.В сфере духовной культуры особое место занимает художественная культура.
Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является только и чисто материальной, другая – только и чисто духовной, третья – не материальной и не духовной. В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, взаимно отождествляются. Эту духовно-материальную целостность и называют «художественностью».
В Оренбургской области художественная культура охватывает все сферы художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную, хореографическую, изобразительную и т. п.), включает в себя все процессы, протекающие в традиционной народной культуре (создание, хранение, восприятие и т.д.), и процессы, обеспечивающие её успешное функционирование (воспитание руководителей, участников народного творчества, клубной аудитории и т.д.).
Воспитательные возможности народного художественного творчества могут быть успешно реализованы, если педагоги сумеют с детского возраста заложить в человеке потребность в общении с материалами народной художественной культуры - сказками, пословицами, поговорками, загадками, играми, инструментальной музыкой, традиционными обрядами, декоративно-прикладным искусством. Эффективность применения материалов народной культуры в педагогическом процессе состоит не в использовании ее отдельных компонентов, а в создании системы работы на основе ее главных идей: празднично-игровой обрядовой культуры, труда и общения.
Деятельность в этих сферах, понимание их идей, оценка образов народного творчества, сопереживание им могут развить интерес к народным традициям, народному искусству, усилить их воспитательное воздействие. Освоение культурного наследия связывается с развитием чувств сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины, ее региональной культуре, что, в свою очередь, облегчает восприятие и понимание национальных культур других народов, способствует развитию дружественных межнациональных отношений.
Современная жизнь ставит перед нами новые задачи воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, в том числе и знания возможностей использования материалов народной художественной культуры в педагогическом процессе.
Народная педагогика, народное воспитание, народная мудрость, традиционная культура воспитания составляют мощный пласт человеческой деятельности, знаний и культуры. Эта сфера духовно-нравственной деятельности и творческих созидательных исканий человека необычайно многозначно объясняет смысл слова «культура» — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Народ всегда исторически значительнее, чем население. Он несет в себе концентрированный духовный заряд многих поколений, который накапливается веками. История воспитания во временных масштабах в точности воспроизводит историю человечества. Концепция народной педагогики исторически исключает национальную ограниченность, самоизоляцию, этнические противостояния. Ибо процесс воспитания и обучения подрастающего поколения возник тогда, когда человечество было как бы одним народом земли, и только значительно позднее, с образованием племен, государств, стран осуществлялось перерождение народов в население, что всегда сопровождалось трагическими последствиями.
В современном многообразном мире, в том числе и в многонациональных государствах педагогика может реально и эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики, потому что именно она имеет возможность решать вопрос об изучении и использовании культурного наследия прошлого, введении в практику воспитательных систем народных традиций. Культурное наследие каждого народа содержит огромный опыт воспитания, прогрессивные идеи становления развития личности, которые способствуют обогащению мировой педагогической мысли. В связи с этим необходимо изучать духовные непреходящие ценности народов, среди которых одно из центральных мест занимает народная педагогика.
Народная педагогика, народное воспитание, традиционная культура воспитания, традиционная педагогическая культура составляют мощный пласт человеческих знаний и деятельности. В них заключаются духовно-нравственные и творческие созидательные искания человека. Народная культура, означающая возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание - это сложное многообразное явление, ибо народ - в себе концентрированный духовный заряд многих поколений. Изучение культурного наследия любого народа при использовании достижений современной науки и практики помогает в историческом аспекте выявить общее и различное, специфичное и закономерное в процессе воспитания, характерном для определенного народа.
Народная культура и народная педагогика - теснейшим образом связанные между собой понятия. Народная педагогика, включая в себя все компоненты народной культуры, передает многовековой опыт воспитания норм и правил поведения в природе и обществе через примеры, обычаи, традиции. Народная педагогика как бы впитала в себя народную мудрость, общечеловеческие ценности. Вопросы использования традиций воспитания в народной педагогике освещены в трудах многих философов, педагогов, психологов (Ю.А. Азаров, В.П. Аникин, Ш.А. Амонашвили, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, Ф.И. Буслаев, Г.Н. Волков, Л.Н. Емельянов, З.С. Живова, Р.И. Жуковская, Н.А. Ильин, А.А. Исаев, Б.Т. Лихачев, СВ. Лурье, А.В. Кенеман, Н.В. Кузьмина, А.П. Орлов, Г.М. Пономарева, И.В. Суханов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СИ. Фомина, М.Г. Харитонов, B.C. Цукерман и др.), а также в публикациях по обобщению опыта работы по данной проблеме.
Исследователями отмечается, что народная педагогика существует в виде культуры, представленной в предметах материального мира, традициях, обрядах, произведениях устного народного и художественного творчества. Она реализуется в синтезе компонентов трудового, нравственного, эстетического, умственного воспитания народа, особенно подрастающего поколения, и отличается от педагогической науки способностью проникать во все сферы социальной жизни народа — мораль, виды хозяйственных занятий и трудовой деятельности, верования, обычаи, обряды, традиционные празднования и т. д.
Народная педагогика является частью современной педагогической науки,вобравшей в себя все лучшее из ее опыта. Современная педагогическая мысль рассматривает, народную педагогику как компонент социальной и этнической художественной культуры жизнедеятельности общества, выделяя при этом социальную ценность фольклора, которая создается за счет обобщенности, концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективность его создания и распространения. Как отмечают ученые, народное творчество несет в себе все формы общественного сознания, включает громадное количество информации, устанавливает связи между прошлым, настоящим и будущим. В педагогической деятельности народное искусство, народное творчество, фольклор используются учеными многих стран как средство усвоения подрастающим поколением социальных ценностей, ибо содержат в себе огромный воспитывающий и обучающий потенциал.
Произведения народного искусства всегда отражают правду жизни -взаимоотношения людей друг с другом, природой, трудовые действия, мечты о лучшем, картины жизни и так далее. А главными героями или образами своего творчества избирает личность или образ, которые отличает «активная жизненная позиция», верность долгу, отвага, ясность, единство внешней формы и внутреннего содержания.
Основные признаки творчества
Творчество характеризуется двумя основными признаками.
Первый его признак — качественная новизна продуктов творчества, связанная с их оригинальностью, своеобразием, неожиданностью, непохожестью на все, что существовало до сих пор. Чем больше качественно нового содержит творческий результат, тем выше уровень творчества.
Новизна может быть объективной исубъективной. Объективная новизна предполагает, что результат является новым для человечества, что он получен в истории общества впервые. Субъективная же новизна имеет индивидуально-психологический характер: полученный субъектом результат нов для него, но на самом деле повторяет уже известное другим. Психологи обычно называют деятельность творческой, если результат ее обладает хотя бы субъективной новизной. Но для общества важна не субъективная, а объективная новизна.
Другой основной признак творчества — социальная значимость (ценность, важность для общества) его результатов. Они должны представлять интерес не только для того, кто их получил, но и для других людей. Если продукт деятельности имеет ценность для его создателя, то он обладаетиндивидуальной значимостью. Социальная же значимость творческих результатов определяется тем, какова их действительная роль в развитии тех или иных областей человеческого бытия. А это выясняется со временем. Известно, что многие выдающиеся творцы в течение жизни страдали от непонимания их творчества современниками и даже подвергались гонениям и насмешкам. Однако в конце концов история ставит все на свои места, и подлинно великие творческие достижения рано или поздно получают всеобщее признание.
Между двумя указанными признаками творчества — новизной и социальной значимостью — существует сложная и противоречивая связь. Новый результат, как правило, не имеет еще социальной значимости: требуется время, чтобы его значение выявилось. Напротив, социально значимый результат — это результат, уже получивший общественное признание и, следовательно, переставший быть новым. Новизна и значимость — противоположности: новое еще не значимо, а значимое уже не ново (Пигров К. С. Социально-философские проблемы творчества. — Л., 1982. — С. 15). Парадоксальность творчества состоит в том, что оно соединяет эти противоположности. Творец не просто создает нечто новое, но и предчувствует заранее его будущую значимость. Творческий дар есть не только способность созидания — он есть еще и способность предвидения.
Таким образом, можно сформулировать краткое определение творчества: это деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым результатам.
Функции народного творчества
Современные исследователи проблем НХТ находят свыше десятка функций, которые оно выполняет в обществе. Оно дает человеку новые знания, подпитывает его нужными эмоциями, побуждает к творческой деятельности, агитирует и зовет к борьбе, пророчествует и утешает, развлекает и воспитывает. Среди всех этих многогранных сторон и возможностей творчества все-таки можно выделить несколько главных направлений, которые определяют функции творчества в обществе. Мы остановимся на познавательной, воспитательной, гедонистической, коммуникативной и психотерапевтической функциях. Все они согласованно действуют в единой системе, но в каждом жанре и виде творчества с разным удельным весом.
- Вопросы государственного экзамена по «Теории и истории народной художественной культуры»
- 1. Предмет, задачи, структура и проблематика курса «Теория и история народной художественной культуры».
- 2. Народная художественная культура как феномен культуры: сущность и структура
- 3. Фольклор и его место в структуре нхк: сущность и основные черты фольклора.
- 4. Многообразие подходов к классификации детского фольклора
- 5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций
- 6. Состояние законодательства Российской Федерации о культуре. Характеристика документа: «Основы законодательства рф о культуре».
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- 8. Самодеятельное художественное творчество и его место в структуре нхк
- 9. Неорганизованное любительское творчество - одна из форм нхк.
- 10. Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества, домов народного творчества в различных регионах России.
- Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
- Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества.
- С Научно-методический центр культурытруктура методического руководства учреждениями клубного типа
- Структура Центра прикладного творчества и ремесел
- Директор
- 11. Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- 12. Традиционные народные игры и их значение в формировании личности
- 13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.
- 14. Региональные традиции русского народного песенного творчества. Жанровая разновидность русских народных песен.
- 15. История возникновения и развития русских народных инструментов. Классификация народных инструментов.
- Скрипка
- Колесная лира
- 1Б. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов России.
- Исторические корни художественных промыслов нашей страны
- Предприятия художественных промыслов и их размещение на территории рф
- 17. История возникновения и особенности развития художественных промыслов Урала (на примере одного из них).
- Сегодняшние возможности.
- 18. Русская игрушка - синтетический вид народного творчества. Художественно-эстетические особенности и центральные образы игрушек.
- 1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
- 2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
- 19. Организационные основы подготовки и проведения фестивалей, смотров, конкурсов народного художественного творчества.
- 20. Особенности организации и проведения выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
- 21. Авторская песня - оригинальный вид любительского народного творчества.
- 22. Многогранность функций руководителя непрофессионального художественно-творческого коллектива.
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 23. Нормативные документы по организации и руководству самодеятельными коллективами в учреждениях культуры.
- Жанры нормативно-правовых документов
- Минимум документов, которые должен знать руководитель коллектива народного художественного творчества
- Функции художественного совета
- Функции художественного руководителя
- Функции руководителя самодеятельного коллектива
- Качества руководителя
- Требования, предъявляемые менеджеру
- Роли менеджера
- 24. Значение специализированных периодических изданий («Клуб», «Живая старина», «Народное творчество», «Искусство в школе» и др.) в сохранении и развитии самобытных традиций.
- 25. Инновационные проекты, программы, учебные пособия и методики этнохудожественного образования (от дошкольного до вузовского).
- 26. Педагогический потенциал народного художественного творчества и проблемы его реализации в современных условиях.
- 1. Познавательная функция
- 2. Воспитательная функция
- 3. Гедонистическая функция
- 4. Коммуникативная функция