logo search
Вопросы Госэкзамена с ответами

3. Гедонистическая функция

Hedone в переводе с греческого означает «наслаж­дение». Рассмотрение творчество как удобного и до­ступного способа развлечения имеет очень давнюю традицию, уходящей своей историей в давние време­на. Об этой функции писали еще Платон и все тот же Аристотель, указывавшие в своих тракта­тах, какое творчество может быть полезно для воспита­ния молодежи, а какое вредно.

В Средние века, в эпоху Возрождения ориентация на развлечение при помощи искусства возникла как об­щественная реакция в ответ на суровые и аскетические требования церкви, требования с ее стороны отноше­ния к жизни как к юдоли скорби и страданий. Воспева­ние чувственных радостей жизни, приходящихся на ту эпоху, мы можем видеть на картинах Рабле и Рембрандта, в повествованиях Боккаччо, Свифта и Казановы, в музыке для праздников Вивальди и Генделя.

Использование творчества в целях развлечения не противоречит его природе. В современной жизни огромное количество людей — вынуж­дены заниматься из дня в день стереотипной, моно­тонной и далеко не всегда интересной работой. Такая серая и скучная жизнь требует своей компенсации в виде развлекательного искусства, позволяющего от­влечься от монотонности будней и хотя бы в воображе­нии погрузиться в другой мир, полный ярких эмоций и переживаний. Причем в качестве развлечений се­годня все чаще выступают не только развлекательные музыкальные телешоу, но и фильмы, в которых оказы­вается много агрессии и жестокости.

Но если публика требует от художника только развлечения, то это оказывается губительным как для нее, так и для художника. Наглядным примером слу­жит судьба талантливого художника Чарткова из пове­сти Гоголя «Портрет». Погнавшись за деньгами и на­чав рисовать портреты богатых клиентов, этот худож­ник со временем потерял свое дарование. Когда он решил написать что-то стоящее, он не смог этого сде­лать. Его рука, привыкшая совершать только стерео­типные движения, несовместимые с передачей тонких оттенков красок и линий, оказалась непослушной для воплощения его замысла.

Стремление к удовольствию и обратное стремле­ние — избежание наказания в виде какого-либо страда­ния по человечески очень понятны и без всяких психо­логических теорий. Заметим, однако, что на этом простом правиле выживания строится концепция современной так называемой поведенческой психотерапии.

Многие философские концепции и теории прошло­го строились на этом нехитром допущении, гласящем, что главная цель человека в жизни — получение им как можно большего количества удовольствий. Современная психология после достижений психоанализа и гумани­стической психологии далеко ушла от этих примитивных взглядов на природу человеческого поведения. Но они оказались достаточно живучи в сфере эстетики. Прекрас­ным и красивым долгое время объявлялось то, что до ставляло приятность, наслаждение и ощущения удоволь­ствия. Подобное отношение мы часто можем увидеть у подростков и у взрослых людей с неразвитым вкусом.

Но высшие достижения в любом виде искусства становятся возможными только тогда, когда достигает­ся необходимое равновесие между прекрасной внеш­ней чувственной формой и воплощаемым в этой фор­ме духовным содержанием. Соответствие прекрасной формы глубокому содержанию, их уравновешенность, целостность и единство рождают ту самую гармонию, которая составляет тайну высокого искусства, делая его «классическим».

В античном мифе Гармония — дочь Афродиты и Арея. Афродита, согласно канонам греческой мифоло­гии, — богиня любви и красоты, Арей — бог войны. В том, что Гармония является дочерью богини красоты и бога войны, нет случайности. В этом понятии отра­жаются представления древних греков о гармонии как единстве двух противоположных начал — любви и ненависти, красоты и уродства, Космоса и Хаоса.

Любопытно, что в «Одиссее» Гомера слово «гар­мония» употребляется в том же понятийном ряду, что и «скрепы» и «гвозди». Так, Одиссей, строя свой ко­рабль, сбивает его гвоздями и гармониями, т. е. скре­пами. И поэтому слово «гармония» можно понимать и как некое средство, помогающее достижению целост­ности и единства предмета. В художественном произ­ведении под подобной гармонией понимается единство прекрасной формы и глубокого содержания.

Каждому художнику знакомы пресловутые «муки творчества», связанные с тем, что то или иное содержа­ние никак не может вылиться в прекрасную совершен­ную форму либо прекрасная внешняя форма никак не может наполниться достойным ее содержанием. Воспри­нимаемая при этом деформация убивает эстетическое впечатление. Но когда же такое единство есть, возникает та самая Гармония, которая является важнейшей харак­теристикой совершенного произведения искусства.

В развлекательном искусстве, будь то комедия, популярный шлягер, детектив или «дамский» роман, красивая и броская внешняя форма часто превалирует над глубиной содержания. Сегодня это можно просле­дить на многих произведениях популярной культуры (поп-культуры), в изобилии преподносимой современ­ным шоу-бизнесом через средства массовой информа­ции. Но такое искусство оказывается бесполезным для осуществления личностного роста индивида. А именно такой рост способен доставить человеку наивысшее счастье на земле.