logo search
Вопросы Госэкзамена с ответами

1. Познавательная функция

Первый из этих ответов связан с познавательной функцией творчества. Познание мира через его образ и представление — один из самых первых способов познания человеком окружающей действительности. Древние наскальные рисунки растений, животных и птиц, их изображения, сделанные из глины и дерева, представляли собой попытки передачи знаний и жиз­ненного опыта от старшего поколения к младшему. Известно, что Аристотель рассматривал творчество как средство для приобретения и познания мудрости. То удовольствие, которое испытывают люди, созерцая произведения искусства, определялось им как «интел­лектуальное развлечение», как «радость узнавания», ибо «приобретать знания весьма приятно не только философам, но равно и прочим людям... На изображе­ние смотрят (они) с удовольствием, потому что, взирая на них, могут учиться и рассуждать, что (есть что-либо) единичное, например, что это — такой-то; если же раньше не случалось видеть, то изображение доставит удовольствие не подражанием, но отделкой, или крас­кой, или какой-нибудь другой причиной того же рода»!.

Понимание творчества как особого способа мыш­ления и познания жизни с помощью образов было широко представлено в работах В.Г. Белинского, кото­рый видел различие между наукой и поэзией «не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание»2.

С нашей точки зрения, познание жизни через творчество дает человеку возможность расширить грани­цы бытия, что позволяет ему проживание не только од­ной своей жизни, но и жизни других людей, живших в другие времена, в других странах и на других кон­тинентах. Поэмы Гомера и трагедии Шекспира, лири­ческие стихотворения японского средневекового поэта Басе и американской поэтессы Эмили Дикинсон, орган­ные хоралы Баха и симфонии Шостаковича входят в его духовный мир как непременные спутники полно­ценного существования. Это дает поклоннику творчества возможность чувствовать себя Гражданином мира, вбирающим в себя все достижения человеческого духа за всю историю его существования.

Однако познавательную парадигму творчества нельзя считать истиной в последней инстанции, по­скольку только познанием функции творчества никак нельзя ограничить. В частности, с критикой познава­тельной концепции творчества выступал Л.С. Выгот­ский, потому что такая концепция, по его справедливо­му замечанию, «несет в себе совершенное непонима­ние формы художественного произведения, бьет мимо цели и не дает разъяснение психологии искусства как таковой». К тому же теории, объясняющие творчества только как работу мысли, игнорирующие значение пе­реживаний и аффектов, вынуждены исключить из сво­его объяснения такие важные области творчества, как музыка, архитектура, поэзия.

Этой критике познавательной концепции искусст­ва противостоит другая, связанная с обоснованием развлекательной функцией искусства, иначе называе­мой гедонистической.