Орнаментальная композиция
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются элементами композиции, которые приобретают в художественном произведении разнообразные формы, превращаясь в орнаментальные мотивы – геометрические или изобразительные в зависимости от поставленных задач и целей.
Орнаменты подразделяются на композиции с замкнутой структурой и раппортные композиции с открытой структурой. Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива.
Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка.
Ленточный раппорт – мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные и горизонтальные орнаментальные ряды. Используют рисунки со смещенным (сдвинутым) раппортом.
Мотив – часть текстильного орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент или состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.
Ритм – закономерное чередование и повторение соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. Ритм является главным организующим началом любой орнаментальной композиции. Ритмическая повторяемость в текстильном орнаменте млтивов и элементов этих мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, площадей, орнаментальных пятен, просветов между ними и разных других элементов композиции является важнейшей характеристикой этого орнамента.
Ритмическая организация – взаиморасположение мотивов или элементов мотива на композиционной плоскости.
Композиционные связи – пропорциональные соотношения элементов по размерам и интервалам, ритмический порядок их чередование.
Стилизация – видоизменение и переработка природного мотива при наибольшем художественном обобщении с целью выявления условных декоративных его качеств.
В орнаментальном искусстве пропорции являются фактором всеобъемлющим. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных композиций (ритм, статика и динамика, симметрия и асимметрия и т.д.).
Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна с другой. Эта соразмерность может быть основана на равновесии или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов. Различают типы соразмерности: статическую и динамическую. Чаще всего в орнаментальной композиции в той или иной степени используются оба типа соразмерности.
Надо отметит, что пропорциональные отношения особо важную роль играло в архитектуре, и здесь прежде всего надо назвать золотое сечение – это такая соразмерность частей одна с другой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей. Закономерность и неожиданность чаще всего создают целостность композиции. Закон соподчинения дает равное звучание выразительных средств орнаментальной композиции. Обеспечивается выделение главного мотива и подчинение ему второстепенных элементов.
Наиболее ярко закон соподчинения проявляется при решении композиции с замкнутой структурой. Организация доминанты реализуется посредством выделения одного или нескольких орнаментальных мотивов. Закон трехкомпонентости в выражении сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов.
Трансформировать мотив орнамента можно в двух направлениях: статике; динамики. При создании текстильного орнамента требуется более активная переработка природных форм, превращая их в условный орнаментальный образ.
Принципы трансформации мотивов животного мира и мира природы в орнаментальные образы предполагает преобразование пространственной формы объекта в плоскостную. При этом рисунок преобразовывается в орнаментальный узор текстильного рисунка.
Различные способы трансформации (аппликационный, графический) трактуют активное лаконичное обобщение формы, акцентирование и выявление характерных её особенностей, отказ от пространственных характеристик мотива и фона, стилизация форм.
Трансформация предполагает наибольшую степень обобщения природных форм, условную геометризацию элементов и лаконизм изображения.
Разработка орнаментального узора в мотиве в большей степени обеспечивается на представлении художника о логике развития формы, на его интуиции и фантазии. Узор представляет собой абстрактное орнаментальное образование.
- 051000.62 Дт Профессиональное обучение
- Тетрадь по дисциплине: «Основы рисунка»
- Вводная часть
- Требования к уровню освоения дисциплины рисунок
- Методические рекомендации Рекомендации по выполнению рисунка
- Рекомендации по выполнению графических и композиционных работ
- Как держать карандаш
- Как приступить к работе
- Рекомендации по совершенствованию тонального рисунка
- Основные навыки рисования
- Форма, объем, конструкция
- Основы перспективы
- Пропорции и их значение в рисовании
- Композиция
- Практические советы по компоновке рисунка
- Свет, создание светотени
- Техника выполнения набросков
- Способы изображения предметов в рисунке
- Рекомендации по рисованию экстерьера
- Последовательность работы над экстерьером
- Рекомендации по рисованию интерьера
- Последовательность работы над интерьером
- Рекомендации для работы на пленере
- Графика
- Линейная графика
- Архитектурный рисунок
- Технический рисунок
- Линия и основы графики
- Штрихи, созданные линиями
- Виды графических материалов, используемых в процессе работы
- Базовые принципы композиции
- Правила, приемы и средства композиции
- Передача ритма, движения и покоя
- Правило передачи движения
- Правило передачи покоя
- Выделение сюжетно - композиционного центра
- Передача симметрии и асимметрии в композиции
- Передача равновесия в композиции
- Практические советы
- Композиции линейные и цветовые Предмет из геометрических фигур
- 1. Краткий курс теории композиции.
- Этапы построения композиции
- Пример композиции, вписанной в уравновешенный треугольник
- Практические занятия:
- Варианты гармоничного размещения предмета на листе
- Дизайн и композиция в дизайне
- Законы композиции
- Основные средства композиции
- Орнамент
- Орнаментальная композиция
- Организация декоративной композиции
- Монокомпозиция
- Построение монокомпозиции по мотивам растительных форм
- Построение монокомпозиции из мотивов сложной формы
- Экзаменационные вопросы
- Рекомендуемая литература