logo search
РИСУНОК тетрадь студента

Орнаментальная композиция

Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.

К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются элементами композиции, которые приобретают в художественном произведении разнообразные формы, превращаясь в орнаментальные мотивы – геометрические или изобразительные в зависимости от поставленных задач и целей.

Орнаменты подразделяются на композиции с замкнутой структурой и раппортные композиции с открытой структурой. Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка.

Ленточный раппорт – мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные и горизонтальные орнаментальные ряды. Используют рисунки со смещенным (сдвинутым) раппортом.

Мотив – часть текстильного орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент или состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.

Ритм – закономерное чередование и повторение соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. Ритм является главным организующим началом любой орнаментальной композиции. Ритмическая повторяемость в текстильном орнаменте млтивов и элементов этих мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, площадей, орнаментальных пятен, просветов между ними и разных других элементов композиции является важнейшей характеристикой этого орнамента.

Ритмическая организация – взаиморасположение мотивов или элементов мотива на композиционной плоскости.

Композиционные связи – пропорциональные соотношения элементов по размерам и интервалам, ритмический порядок их чередование.

Стилизация – видоизменение и переработка природного мотива при наибольшем художественном обобщении с целью выявления условных декоративных его качеств.

В орнаментальном искусстве пропорции являются фактором всеобъемлющим. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных композиций (ритм, статика и динамика, симметрия и асимметрия и т.д.).

Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна с другой. Эта соразмерность может быть основана на равновесии или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов. Различают типы соразмерности: статическую и динамическую. Чаще всего в орнаментальной композиции в той или иной степени используются оба типа соразмерности.

Надо отметит, что пропорциональные отношения особо важную роль играло в архитектуре, и здесь прежде всего надо назвать золотое сечение – это такая соразмерность частей одна с другой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей. Закономерность и неожиданность чаще всего создают целостность композиции. Закон соподчинения дает равное звучание выразительных средств орнаментальной композиции. Обеспечивается выделение главного мотива и подчинение ему второстепенных элементов.

Наиболее ярко закон соподчинения проявляется при решении композиции с замкнутой структурой. Организация доминанты реализуется посредством выделения одного или нескольких орнаментальных мотивов. Закон трехкомпонентости в выражении сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов.

Трансформировать мотив орнамента можно в двух направлениях: статике; динамики. При создании текстильного орнамента требуется более активная переработка природных форм, превращая их в условный орнаментальный образ.

Принципы трансформации мотивов животного мира и мира природы в орнаментальные образы предполагает преобразование пространственной формы объекта в плоскостную. При этом рисунок преобразовывается в орнаментальный узор текстильного рисунка.

Различные способы трансформации (аппликационный, графический) трактуют активное лаконичное обобщение формы, акцентирование и выявление характерных её особенностей, отказ от пространственных характеристик мотива и фона, стилизация форм.

Трансформация предполагает наибольшую степень обобщения природных форм, условную геометризацию элементов и лаконизм изображения.

Разработка орнаментального узора в мотиве в большей степени обеспечивается на представлении художника о логике развития формы, на его интуиции и фантазии. Узор представляет собой абстрактное орнаментальное образование.