Английская Реформация и культура
Евангелические идеи начали проникать в Англию из Франции и Германии в 20-е годы XVI в. вместе с трудами протестантских теологов. Они нашли отклик в самых разных слоях общества, что было обусловлено глубокой местной традицией — идеями Уиклифа и проповедями лоллардов в XIV—XV вв. Лютеранское учение распространялось преимущественно в бюргерской среде благодаря оживленной торговле с германскими и нидерландскими городами, тайно снабжавшими Англию протестантской литературой. В ученых кругах оно вызывало противоречивую реакцию: Оксфорд отнесся к Лютеру настороженно, а со временем — резко критически, но в Кембридже его труды вызвали горячий интерес гуманистов-эразмианцев У. Тиндала, М. Ковердейла, Т. Кранмера, X. Латимера, которые в отличие от служившего им прежде духовным авторитетом Эразма приняли Реформацию. Один из них, У. Тиндал в 1524 г. закончил собственный перевод Нового Завета на английский язык с греческого и, не сумев опубликовать его на родине, отправился на континент, где его труд увидел свет.
Симпатии двора разделились: Генрих VIII поначалу выступил против виттенбергского теолога в ученой полемике и запретил ввоз «еретической» лютеранской литературы в английские порты. Но окружение королевы Анны Болейн симпатизировало реформационным идеям, которые она восприняла от К. Маро и Ж. Лефевра д’Этапля. «Партия королевы» покровительствовала французским эмигрантам-протестантам и кембриджским ученым Латимеру и Кранмеру — будущим теоретикам англиканской Реформации. В ходе конфликта с Римом и Испанией из-за развода с Екатериной Арагонской изменилось отношение к лютеранству и самого короля, поручившего Т. Кранмеру обосновать необходимость реформы английской церкви.
Реформация «сверху» была политическим шагом короля, опередившим время: несмотря на относительное распространение пропротестантских симпатий, требование реформы еще не вылилось здесь в широкое общественное движение. Символ веры обновленной церкви начал разрабатываться только тогда, когда отпадение Англии от Рима стало политической реальностью. Этим определялась доктринальная бедность английской Реформации на ранней ее стадии, в результате чего англиканская церковь мало отличалась от католической.
В сфере культуры Реформация имела ряд важных последствий. Она подорвала влияние католической церкви и ее позиции как основного средневекового патрона искусств и архитектуры. Это сказалось на характере английской культуры, которая во второй половине XVI в. приобрела отчетливо светский облик.
Реформация оказала огромное влияние на развитие английской политической мысли, поставив тезис о божественном происхождении королевской власти в центр полемики, не утихавшей несколько десятилетий. Она также стимулировала дискуссии о природе светских и церковных законов, о государстве, правах подданных, тираноборчестве.
Результатом Реформации стал подъем национальных чувств, связанный с обретением независимости от Рима, к которой Англия стремилась с XIV в. Национальный характер церкви подчеркивался тем, что служба отныне велась на английском языке. Однако в эпоху Генриха VIII англиканское духовенство не продвинулось дальше этого в распространении Писания и приобщении верующих к его индивидуальному осмыслению. Особым королевским повелением простолюдинам запрещалось читать и толковать Библию. Провозглашенное в начале Реформации намерение направить значительную часть секуляризованной церковной собственности на строительство новых школ и совершенствование образования так и осталось декларацией.
На начальном этапе Реформации ее разрушительные последствия для культуры выглядели куда более значительными, нежели положительные. Она стала настоящей катастрофой для церковной архитектуры и искусства, так как секуляризация монастырей сопровождалась варварскими погромами и бессмысленными разрушениями, негласно санкционированными королем: скульптура, иконы, церковная утварь уничтожались как объекты идолопоклонства или разграблялись. Статуи святых стояли обезглавленными. ценнейшие монастырские библиотеки гибли, оставленные без присмотра. На Севере, где располагались древнейшие монастыри с бесценными книжными коллекциями, церковная политика Генриха VIII вызвала резкий отпор, что привело к гибели людей и зданий, превращенных в руины. Методы, которыми насаждалась Реформация, создали условия для конфессионального раскола страны.
Раскол был внесен и в ряды английских гуманистов. Старшее поколение «эразмианцев», адвокатов терпимости, чуждых религиозному фанатизму, не приняло Реформацию, и наиболее выдающиеся из них — Дж. Фишер и Т. Mop — сложили головы на плахе. Тем не менее большая часть населения страны приняла Реформацию, уже через тридцать лет попытка реставрации католицизма при Марии Тюдор встретила сопротивление нации.
Подлинное укоренение реформированной религии произошло в основном в 40—50-х годах в царствование Эдуарда VI. В это время был принят Символ веры и отменен запрет на чтение и толкование Библии. Официально утвержденной версией стал перевод М. Ковердейла (1539), сохранивший многое из более совершенного варианта Тиндала. Распространявшаяся большими тиражами английская Библия способствовала развитию и обогащению литературного английского языка.
В 40—50-е годы были заложены основы реформы в области образования и морали, планы которой вынашивались протестантским духовенством с самого начала Реформации. Однако она дала реальные плоды не ранее конца XVI— начала XVII в. Как и в других протестантских странах, в основе реформы лежала идея индивидуального постижения Писания верующим. Грамотность, способность прочесть библейский текст осознавалась отныне как важнейшее средство спасения души. Согласно парламентскому статуту, каждый английский приход должен был содержать начальную школу, а каждая церковь — иметь экземпляр Библии для прихожан. Как показывают инвентари XVI в., Библия стала доступной не только церковным общинам, но и многим семьям. Детям и взрослым вменялось в обязанность изучать катехизис (порой это становилось условием допуска к причастию). Совместное чтение Библии семьей иди общиной становилось распространенной формой досуга.
Как и в других протестантских странах, в Англии со временем наметился поворот от визуального восприятия информации неграмотным большинством через ритуальные действа и изобразительное искусство к господству слова и печатного текста. В скромных по убранству протестантских храмах выдержки из Писания украшали выбеленные стены вместо икон, фресок и витражей.
Разумеется, этот сдвиг был бы невозможен без книгопечатания, благодаря которому книги, в том числе учебники, наставления, руководства, стали дешевы и доступны. Историки считают возможным говорить об «образовательной революции» в Англии в 1560—1640 гг. Ее характер был, безусловно, относительным: многие «грамотные» среди сельских жителей и городского простонародья умели лишь читать, но не писать. Для них издавались лубочные издания, иллюстрированные примитивными гравюрами, пользовавшиеся огромным спросом. Тем не менее рост числа читателей и его связь с протестантской пропагандой были очевидны. К началу XVII в. Англия наряду со Скандинавскими странами и Германией лидировала по уровню грамотности в Европе.
- История культуры
- Сандро Боттичелли
- Введение
- Глава 1
- Рождение гуманизма
- Ренессансная культура в XV в.: основные черты и этапы развития
- Торжество studia humanitatis
- Гуманистическая этика
- Лоренцо Валла
- Леон Баттиста Альберти
- Новое понимание благородства человека
- Культ разума и знания
- Учение о достоинстве человека
- Ренессансное свободомыслие
- Историография
- Риторика. Филология. Литература
- Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
- 1446—1451. Флоренция.
- Пьеро делла Франческа.
- 1465 Г. Галерея Уффици. Флоренция.
- Глава 2 культура возрождения в италии XVI в.
- Высокое Возрождение
- Леонардо да Винчи
- Никколо Макиавелли
- 1541 Г. Флоренция.
- Литература
- Философия
- Позднее Возрождение
- Натурфилософия и естествознание
- Джордано Бруно
- Театр, музыка
- Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
- 1545—1554. Лоджия деи Ланци. Флоренция.
- Глава 3 культура германии в конце XV—XVI в.
- Становление гуманизма в Германии
- Проникновение гуманизма в университеты
- Особенности гуманизма в Германии
- Гуманистические сообщества и центры
- Крупнейшие гуманисты Германии конца XV — начала XVI в.
- Историческая мысль
- Эразм Роттердамский
- Религиозно-философские представления м. Руфа и и. Рейхлина
- «Письма темных людей»
- Ульрих фон Гуттен
- Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
- Реформация и книгопечатание
- Ганс Бальдунг Грин.
- Реформация и образование
- Контрреформация и образование
- Культурные сдвиги в дворянской среде
- Историография в условиях Реформации и Контрреформации
- Религиозно-философская и социально-политическая мысль
- Развитие науки
- «Охота на ведьм»
- Немецкие дворы
- Немецкая литература
- Искусство. Архитектура
- Л. Кранах Старший.
- Никлаус Громанн.
- Глава 4 культура швейцарии в конце XV—XVI в.
- Особенности культуры Швейцарии
- Базель как центр гуманизма и книгопечатания
- Распространение гуманистических идей
- Теофраст Парацельс
- Реформация и культура
- 1531 Г. Винтертур.
- Драматургия и историография в условиях Реформации
- Культура и Контрреформация
- Искусство Швейцарии XVI в.
- Г. Гольбейн Младший.
- 1519 Г., дерево, масло.
- Глава 5 культура нидерландов в конце XV—XVI в.
- Особенности культурной эволюции в Нидерландах
- Становление и развитие гуманизма
- Культура во второй половине XVI в.
- Юст Липсий
- Литература
- Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
- 1434 Г. Национальная галерея. Лондон.
- Глава 6 культура англии в конце XV—начале XVII в.
- Г. Гольбейн Младший.
- Г. Гольбейн Младший.
- Двор и куртуазная культура
- «Рассадники учености и лучшее украшение королевства»
- Оксфордский кружок гуманистов
- «Утопия» — манифест интеллектуалов
- Английская Реформация и культура
- Культура англии во второй половине
- «Золотой век» Елизаветы
- «Цветущий сад в ограде моря»
- «Время англичан»
- Английская литература
- Мир в зеркале сцены
- «Прекрасное безумие» Марло
- Уильям Шекспир — «потрясатель сцены»
- Защитник Мельпомены — Бен Джонсон
- «Любители достопочтенной древности»
- «Ювелирное» искусство живописцев
- Николас Хиллиард.
- Маркус Гирердс (?) или Исаак Оливер(?).
- Симптомы культурного конфликта и формирование культуры «благочестивых»
- Новая философская и научная проблематика
- Глава 7 культура франции в конце XV — начале XVII в.
- Новая система образования
- «Гуманизм первопечатных книг»
- Королевский двор как явление культуры
- Рыцарь нового времени
- Триумф национального языка
- Обновление музыки и театра
- Ренессанс в литературе
- В поисках веры
- Искания политической мысли
- Рождение истории
- Монтень
- Архитектура и изобразительное искусство
- 1547—1549. Лувр. Париж.
- Глава 8
- Культура стран
- Пиренейского полуострова
- В конце XV — начале XVII в.
- Великие географические открытия и пиренейская культура
- Луиш Камоэнс
- Контрреформация и ее влияние на развитие культуры
- Образование
- Луис Вивес
- Книга и книжное дело
- Историография
- Придворная культура
- 1548 Г. Прадо. Мадрид.
- Лопе де Вега
- Литература
- Сервантес
- Архитектура и изобразительное искусство
- Праздничная культура
- Глава 9 культура стран северной европы
- Повседневность, быт, нравы
- Ренессансная интеллигенция
- Исторические сочинения
- Литература и театр
- Распространение книг. Библиотеки
- Образование: школы, университет
- Естественные и прикладные науки. Медицина
- Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
- Глава 10 культура чехии
- Основные тенденции развития культуры
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Культура двора Рудольфа II
- Особенности чешского Ренессанса
- Глава 11
- Политическая, историческая и научная мысль
- Изящная словесность и искусства
- Польский ренессансный менталитет
- Культура Литвы, Белоруссии и Украины
- Глава 12 культура венгрии
- Культура королевского двора в XV в.
- Истоки гуманизма в Венгрии
- Ренессанс при дворе Матяша
- Итоги культурного развития до Мохача
- Новые факторы культуры в XVI—XVII вв.
- Политическая мысль после Мохача
- Придворная культура после распада королевства
- Школьное дело
- Книги и читатели
- Обретение родного языка
- К родной литературе
- Глава 13 культура далмации, хорватии, словении и словакии в XV—XVI вв. Культура Далмации и Хорватии
- Культура Словении
- Культура Словакии
- Глава 14 быт европейских стран в эпоху возрождения
- Среда обитания горожанина
- Дом снаружи и внутри
- Меблировка дома
- Стол: меню
- Правила застолья
- 1540—1543. Художественно-исторический музей. Вена.
- Одежда и мода
- Библиография
- Оглавление
- 127994, Москва, гсп-4, Неглинная ул., д. 29/14