logo search
РИСУНОК тетрадь студента

Виды графических материалов, используемых в процессе работы

Материалы, применяемые при выполнении рисунков архитектурных сооружений, очень разнообразны. Это графитный карандаш, реже такие графические материалы, как уголь, сангина, соус, тушь (перо, кисть), мел (на тонированной бумаге, картоне).

Лишь знание характерных признаков графических материалов и техник, составляющих широкий спектр возможностей, входящих в понятие изобразительной грамоты, позволит студентам повысить качество своих рисунков.

Рисовать надо по-разному. Линейно, следя за «очертаниями вещей» и объемно-пластическим эффектом, развивая свое конструктивно-пространственное мышление. И тонально, пятном, стремясь к свободной живописной форме. В выборе материала и способа рисования очень много зависит от конкретной задачи, стоящей в каждый данный момент перед рисовальщиком.

Работа графитным карандашом. Графитный карандаш — выполняет большую подсобную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зарисовки. Графитным карандашом можно достичь различной мягкости и степени серо-черных градаций. Карандашный рисунок можно легко подправить, используя резинку и «клячку» (вымоченную в бензине резинку и затем прокипяченную в воде). Графитный карандаш позволяет линией изучить их конструкцию объектов изображения, а штриховкой прорабатывать детали, передавать материальность, фактуру и передать различные «настроения» архитектурного пейзажа, своеобразные особенности натуры. Выразительность линии от графического карандаша зависит от силы и разнообразия нажима на него. Контрастные линии и пятна помогают выделить первый план, а легкие уходят в глубину. Линия условна, в натуре её нет, есть объемы, силуэты которых мы видим в первую очередь.

Работа тушью (пером, палочкой, кистью) развивает наблюдательность, внимательность и уверенность, тренирует твердость руки, глазомер. И если тушью (палочкой, пером) целесообразнее работать линией, штрихом, то тушью-кистью работают «от монохромного пятна». Особенность этой техники в том, что изображение создают лишь два тона — черная тушь и белизна бумаги. Тональное разнообразие достигается лишь сочетанием штрихов, их толщиной и частотой. Допускается под тушь использовать только свинцовый карандаш, поскольку другие карандаши ею не перекрываются. Можно начинать работу как с самых светлых (труднее) (тонкий штрих), так и с самых темных пятен (толстый штрих, заливка) в натурной постановке. Полутон достигается расширением расстоянием между штрихами.

* Бистр (фр. bistre) — темно-коричневая прозрачная (акварельная) краска для рисования кистью и пером. Бистр' и тушь использовали для рисования замечательные мастера: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, С. Боттичелли, А. Дюрер, П. Брейгель, Рембрандт, И. Шишкин и др. XVIII сепия" и тушь вытесняют бистр.

* Сепия (гр. sepia) — 1) каракатица — род головоногих моллюсков отряда декапод (десятиногих); 2) коричневая краска, получаемая, из красящего вещества, вырабатываемого... в теле этого моллюска, а также изготавливаемая искусственно.

Последовательность работы в данных техниках следующая: контур изображения наносится карандашом (желательно свинцовым, так как он легко перекрывается тушью). Затем штрихи наносят или на самые светлые, или на затемненные места (рекомендуется начинающим), определяя тем самым камертон, по которому необходимо сверяться в течение всего процесса рисования. Можно варьируя пятно (тень, полутень), разреженную штриховку (переход от полутени к свету) и, наконец, утонченную штриховку (сам свет), достигать передачи объема, фактурности и материальности объектов изображения.

Работа углем, соусом, сангиной позволяет на шероховатой бумаге, картоне получать разнообразные линии, масштабные пятна, светотеневые контрасты, а, используя растушевку, достигать нежнейших тональных переходов. Основными свойствами угля являются пластичность и подвижность, а по приемам работы он напоминает пастель. Сочетая уголь, соус, сангину, можно решить и живописную задачу игры теплых и холодных тонов. Уголь можно также сочетать с пастелью, ретушью, мелом, акварелью. Соус (черный, серый, коричневый) используют как линеарно, так и живописно, используя щетинную или акварельную кисть (предварительно растолочь соус в порошок и для разбавления использовать воду). Также применяется прием растушки (конус из бумаги, замши, «промокашки») и прием штриховки «плашмя» для быстрого выявления в работе основных тональных и светотеневых отношений.

Исправление в данных техниках допускаются резинкой, хлебным мякишем. Но ими желательно пользоваться в крайних случаях и в конце работы, чтобы не нарушать структуру бумаги. Можно использовать тряпку, но не стирать ею, а стряхивать неточности и лишь затем «вынимать» резинкой, пастелью или мелом освещенные места и уплотнять в глубине, лепить форму. Закрепляются рисунки, расположенные горизонтально лаком для волос или специальным фиксативом. Возможно применение смешанных техник с использованием двух-трех материалов для получения большей выразительности. Так, например, сочетают тушь с фломастерами, которые дают ясную четкую линию, оживляющую рисунок кистью. Классические сочетания: уголь, сангина, мел (белила); тонированная бумага, графитный карандаш и сангина: тушь, перо и акварель.

В рисунке используют различные краски, которые можно разделить на непрозрачные и прозрачные. К непрозрачным относятся гуашь, темпера, клеевые. При положении одного слоя непрозрачной краски на другой верхний слой полностью перекрывается нижний; светлые оттенки образуются добавлением белил. К прозрачным относятся акварельные краски, цветная и черная тушь. При работе прозрачными красками высветление тона достигается добавлением воды в раствор краски, благодаря чему сквозь слой краски просвечивает бумага.

При выборе техники необходимо подобрать и соответствующую ей бумагу. Зернистая бумага предпочтительнее для акварели, туши с кистью; плотная, прочная — для карандашей; бархатистая рыхлая — для мягких материалов (соус и т.д.), а для туши (пера, палочки) — глянцевая. Наряду с белой бумагой, можно использовать и тонированную бумагу.