Нулевое не-искусство
Пьеро Мандзони предлагал в качестве произведений разноцветные линии, проведенные по полоскам белой бумаги, отпечатки собственных пальцев, выдохнутый в баллон воздух и даже собственные экскременты, законсервированные в жестяные баночки. Его лозунг: все, что источает из себя художник--есть искусство. Появление его серии работ, представляющих собой белые холсты, ознаменовало начало нулевой стадии искусства. К 60 гг. неоавангард становится достаточно известным и сформировавшимся явлением.
Эстетика данного явления представляется достаточно сложной. Если к оценке таких произведений подойти с позиций классического подхода, где в основу восприятия положена мера и гармония, результативность творчества и его ценностные характеристики, то все эти "художественные произведения" должны быть оценены как безобразные и низменные. Если же посмотреть на данное как художественный эксперимент, то эти "опыты" являются попыткой преодоления одного из главных фундаментальных критериев Высокого искусства - создание шедевра ради сохранения для потомков важных эстетических ценностей и идеалов. Такие "шедевры" не содержат в себе ни художественной ценности, ни эстетических идеалов. Но есть в них и рациональное зерно, способное навести на мысль о значимости не только создания в искусстве, но и разрушения.
Человечество на протяжении веков параллельно с созданием Высокого искусства, изобретало и способы сохранения и восстановления утраченного произведениями искусства. Клейн и Мандзони выбрали в качестве главного элемента восприятия не создание и его результат, а разрушение, пытаясь найти в этом своеобразную эстетику. В некотором плане они правы, так как часто художественная реставрация "забирает" у произведение важный эстетический компонент восприятия-ощущение воздействия времени. Часть фрески полуразвалившейся стены способна вызывать в человеке подчас более возвышенные чувства уже только потому, что она несет в себе событие истории. Отреставрированная и "дорисованная" фреска хотя и более целостна, но слишком красива для восприятия, и поэтому не всегда способна подарить восторг ощущений старины, передать дух времени.
- Философско-теоретические основы классической эстетики
- Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания
- Эстетические категории:
- Раздел 2. Эстетика искусства и художественной деятельности
- Философское обоснование искусства Гегеля
- Философское обоснование искусства Канта
- Краткая характеристика стилевых проявлений искусства Высокие стили
- Направления
- Авангардное искусство первой половины хх века Фовизм
- Экспрессионизм и абстрактное искусство
- Футуризм
- Реди-мейд
- Дадаизм
- Сюрраелизм
- Функционализм
- Конструктивизм
- Ар Деко
- Музыкальный авангард
- Рок-музыка
- Саморазрушающееся искусство (или не-искусство)
- Нулевое не-искусство
- Структурализм
- Хай-тек
- Деконструктивизм
- Поп-арт
- Гиперреализм
- Минимализм
- Процессуальное искусство
- Концептуализм
- Соц-арт
- Классическая и неклассическая эстетика в культуре и искусстве второй половины хх-начала ххi веков
- Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии Изобразительное искусство
- Литература
- Хореография
- Эстетика зрелищных форм в искусстве Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве
- Телевидение
- Эстрада
- Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства
- Виды и формы интеграционных процессов в художественной деятельности