logo search
виды искусства

Нулевое не-искусство

Пьеро Мандзони предлагал в качестве произведений разноцветные линии, проведенные по полоскам белой бумаги, отпечатки собственных пальцев, выдохнутый в баллон воздух и даже собственные экскременты, законсервированные в жестяные баночки. Его лозунг: все, что источает из себя художник--есть искусство. Появление его серии работ, представляющих собой белые холсты, ознаменовало начало нулевой стадии искусства. К 60 гг. неоавангард становится достаточно известным и сформировавшимся явлением.

Эстетика данного явления представляется достаточно сложной. Если к оценке таких произведений подойти с позиций классического подхода, где в основу восприятия положена мера и гармония, результативность творчества и его ценностные характеристики, то все эти "художественные произведения" должны быть оценены как безобразные и низменные. Если же посмотреть на данное как художественный эксперимент, то эти "опыты" являются попыткой преодоления одного из главных фундаментальных критериев Высокого искусства - создание шедевра ради сохранения для потомков важных эстетических ценностей и идеалов. Такие "шедевры" не содержат в себе ни художественной ценности, ни эстетических идеалов. Но есть в них и рациональное зерно, способное навести на мысль о значимости не только создания в искусстве, но и разрушения.

Человечество на протяжении веков параллельно с созданием Высокого искусства, изобретало и способы сохранения и восстановления утраченного произведениями искусства. Клейн и Мандзони выбрали в качестве главного элемента восприятия не создание и его результат, а разрушение, пытаясь найти в этом своеобразную эстетику. В некотором плане они правы, так как часто художественная реставрация "забирает" у произведение важный эстетический компонент восприятия-ощущение воздействия времени. Часть фрески полуразвалившейся стены способна вызывать в человеке подчас более возвышенные чувства уже только потому, что она несет в себе событие истории. Отреставрированная и "дорисованная" фреска хотя и более целостна, но слишком красива для восприятия, и поэтому не всегда способна подарить восторг ощущений старины, передать дух времени.