logo
виды искусства

Телевидение

Телевидение(от греч. Teie даль, далеко) - средство массовой аудиовизуальной коммуникации и экранное зрелище.

Хотя многие считают телевидение специфическим видом искусства близким по художественным приемам кино, это уже не совсем так. Телевидение, возникшее в ХХ веке и телевидение ХХI века - это хотя и сравнимые, но уже далеко не тождественные вещи.

Телевидение можно рассматривать как особый вид искусства, ведь оно проявляет в себе мир, окружающий человека, все его изменения, способствует познанию этих изменений, может воздействовать на людей, менять их менталитет и представления о мире. Кроме всего перечисленного, телевидение все больше становится авторским. Сегодня можно говорить о концепции телевидения. А концепция, как правило, формулируется Личностью. Как только происходит смена руководства телевиденью, начинается изменение как его структуры, формы, так и содержания всего того, что наполняет телеэфир.

В отличие от кино, телевидение тяготеет к разряду средств массовой информации: связь с аудиторией осуществляется периодически, значительная часть передаваемой информации не принадлежит сфере художественного, часто выступает в качестве посредника между группой людей и миллионами физически разобщенными зрителями.

Телевидение сегодня - это разновидность зрелищной формы. Многие зрелища, уже существовавшие в культуре до появления телевидения, с его появлением получили право стать экранными (спортивные состязания, праздники, концерты и т.д.). Позднее телевидение само стало вырабатывать новые формы экранных зрелищ.

Среди специфически телевизионных форм можно назвать такие, как ток-шоу, познавательные передачи ("В мире животных", "Здоровье"), критические передачи ("Мир кино", "Партитуры не горят"), развлекательные передачи ("Аншлаг") и т.д.

Современными особенностями телевидения стали интимность, камерность, периодическая продолжительность восприятия. Телеведущий - это домашний собеседник.

В это же время телевидение начинает активно тяготеть к художественности. Оно "переплавляет" в художественные формы реальные события (документально-игровое кино, передачи - комментарии событий). Возникают такие понятия как "информационный дизайн", "режиссура новостей", "комментарии художественного материала", "эстетическая организация информационных потоков", "художественно-публицистические передачи" и т.д.

Телевизионные передачи постепенно наполняются средствами, позволяющими зрителю ощущать эффект присутствия ("Что? Где? Когда?", ток-шоу "Моя семья", "Большая стирка", "Принцип домино", "Умники и умницы"). Телезрителю предоставляется возможность не только наблюдать действие телепередачи со стороны, но и участвовать в отгадывании задания или в создании этих заданий, позвонив во время эфира на телевидение (или заранее прислав свои вопросы). Иногда это присутствие иллюзорно (как запись смеющейся аудитории за кадром кинокомедийных сериалов). Но каждый раз телезритель находится в состоянии видимости и кажимости своего присутствия среди других людей.

Целостность телевидения проявляется и в том, что оно получает Зрителя, как единую аудиторию. Этот теле-Зритель отличается от зрителей театра, кино, цирка, прежде всего тем, что он разрознен, но все же един одновременно. Аудитория телевидения - это люди, сидящие в своих квартирах, не видящие друг друга и не вовлеченные таким образом в ситуацию толпы, массы. Каждый зритель воспринимает телевизионную проекцию самостоятельно. Но, при этом, каждый человек, находясь перед экраном телевидения четко осознает, что он часть огромной зрительской аудитории. Это дает каждому человеку особое право самостоятельно подключаться или выходить из телеэфира.

Многое меняется в телевидении с началом его коммерциализации. Это способствует тому, что телевидение как никогда сегодня стало отличаться невиданной до этого целостностью и слитностью. Все в нем стало развиваться по единому закону зрелища. Телевизионная зрелищность изначально связана с массовостью, а массовость - это самая благодатная почва для обращения денежных средств. Рейтинг передачи стал главным критерием ее качества. Телевидение, как и всякое зрелище, живет законами массовости. Суть этого закона заключается в том, что творчество телевизионными средствами осуществляется "на заказ" масс, оно изначально нацелено на потребление. Поэтому продукт этого творчества, представленный в виде телепередач -- это товар. Это отдаляет телевидение от искусства.

Зрелищность современного телевидения представлена и в процессах активного расширения его технических возможностей. Телевидение можно сегодня "зарезервировать" и хранить дома на полке в виде видеокассеты, создавая свое собственное телевидение. Можно вообще создавать "свое кино" и быть "Сам себе режиссером".

Но главная новинка века - "интерактивное телевидение" - синтез телевидения и компьютерной технологии. Телезритель получает не только возможность самому выбирать и создавать "свое телевидение", но и управлять им во время восприятия: менять ракурс камеры, менять масштаб изображения и т.д.

И все же телевидение можно отнести и к области искусства:

Эстетика телевидения сводится к тому, что восприятие всего того, что оно предлагает современному зрителю все в большей и большей мере зависимо не от тех, кто его делает, а от тех, кто его смотрит. Мы сами, полагаясь на свой собственный эстетический вкус, распределяем свое восприятие телевизионного материала. Поэтому телевидение-это огромные возможности восприятия, но реализованными они становятся только при условии востребованности отдельным субъектом восприятия. Прекрасное и безобразное на телевидении лишено статуса всеобщности, оно сугубо индивидуально.