Сюрраелизм
Сюрреализм(фр. Над-реализм)-направление, возникшее на базе иррационалистско-антропологической эстетики во Франции благодаря деятельности писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона. Первым опубликованным произведением считают "Магнитные поля" Бретона. Как движение в искусстве сюрреализм начинает действовать с 1924 года и заканчивается где-то в 1960-1970-е гг. Термин "сюрреализм" впервые употребил Ж.Кокто и почти одновременно с ним термин ввел Гийом Аполлинер.
Это направление, унаследовавшее воинственно-нигилистические установки дадаистов стремились к радикальному перевороту в соотношении реального и идеального, к полной "революции сознания", которая должна включать также и революцию социальную. Сюрреалисты хотели стереть границы между материей и духом, прошлым и будущим, высоким и низким. Такое возможно только в случае отключения сознания и выход на бессознательные импульсы. В этом сюрреалисты развивают идеи Фрейда. В их творчестве реальным становится воображаемое.
Сюрреалистический канон звучит так: "Любовь, красота, бунт".
В основе философии сюрреалистов лежит тенденция стремления к антирационализму и субъективизм. Им характерен интерес к алхимии и оккультным наукам, а также психоанализу.
Бретон мечтал соединить в своем творчестве абсолютный дух Гегеля и тайну психологии личности Фрейда. Привозносились сюрреалистами и идеи сверхличности Ницше и теория дуализма Канта. Особо почитаем был Достоевский, поднявший на уровень художественного понимания экзистенциональные проблемы отдельной личности.
Главным средством выражения сюрреалисты считают метод "автоматического письма".
Способы достижения желаемого результата у сюрреалистов разнообразны: алкогольное или наркотическое опьянение, транс, сон наяву, игры в случайность, автоматические действия.
Творческие методы сюрреалистов также разнообразны:
коллективное продолжение рисунка вслепую,
декалькомания (складывание листа пополам, предварительно нанеся на одну из его сторон краску в виде пятна или размазывание его стеклом),
литохромия (вмятины, получающиеся от заворачивания в бумагу различных предметов),
фюмаж (задымление плоскости горящей свечой),
случайные коллажи,
рейограммы (комбинации из силуэтов реальных предметов, полученные на светочувствительной бумаге),
фротаж (натирание грифелем бумаги, под которую положен рельефный предмет),
гратаж (процарапывание цветного слоя острыми предметами),
дрипинг (раскачивание над холстом подвешенной банки с краской), протягивание окрашенной нити через сложенный вдвое лист бумаги.
Иногда сюрреалистически прорабатывался сам сюжет изображения. Для тематики их картин характерны лесные чащи, таинственные пещеры, угрюмые скалы, мертвый свет луны, фигуры и лики неземных существ.
В живописи Сальвадора Дали преобладает крайний сюрреализм, наполненный фантазиями, алогизмами, нелепицами, трудно поддающимися пониманию. Сюрреализм создает и новые жанры-иллюзионистические ребусы, абстрактные гротески, движение мысли т. д.
Для живописи сюрреалистов характерны стремление к примитивизму, видению мира чистым разумом, глазами ребенка или душевнобольного или дикаря, использование и пародирование мифов, и их созданию (среди героев мифов сюрреалистов-манекены, яичница, костыли, Ницше, Муссолини, Рембо), интерес к иронии и "черному юмору", игре.
Представители в живописи: Х.Миро, М.Шагал, Пуленк, С.Дали, Р.Кено, Ж.Плевер, Ж.Садуль, Р.Шар.
Наиболее яркой областью проявления сюрреализма стала поэзия: П.Элюар, А.Арто, Ф.Гарсиа Лорка. Рождаются и новые литературные жанры: записи сновидений, автоматические тексты, пародирование пословиц, манифесты, коллективные листовки и антологии.
Особа любима сюрреалистами фотография. Ман Рей изобретает метод фотографии без объектива, делающее самые обычные вещи неузноваемыми. Фотография часто становится частью живописного, скульптурного или текстового коллажа.
В кино сюрреализм проявился в творчестве Ж.Кокто, А.Мишо, Ж.Ренуара.
В СССР направление представлено не было, хотя черты можно проследить в творчестве А.Тарковского, В.Хлебникова.
В театре сюрреализм стал предшественником театра абсурда ("Театр Альфред-Жари" Р.Витрака и А.Арто, известный как театр жестокости).
- Философско-теоретические основы классической эстетики
- Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания
- Эстетические категории:
- Раздел 2. Эстетика искусства и художественной деятельности
- Философское обоснование искусства Гегеля
- Философское обоснование искусства Канта
- Краткая характеристика стилевых проявлений искусства Высокие стили
- Направления
- Авангардное искусство первой половины хх века Фовизм
- Экспрессионизм и абстрактное искусство
- Футуризм
- Реди-мейд
- Дадаизм
- Сюрраелизм
- Функционализм
- Конструктивизм
- Ар Деко
- Музыкальный авангард
- Рок-музыка
- Саморазрушающееся искусство (или не-искусство)
- Нулевое не-искусство
- Структурализм
- Хай-тек
- Деконструктивизм
- Поп-арт
- Гиперреализм
- Минимализм
- Процессуальное искусство
- Концептуализм
- Соц-арт
- Классическая и неклассическая эстетика в культуре и искусстве второй половины хх-начала ххi веков
- Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии Изобразительное искусство
- Литература
- Хореография
- Эстетика зрелищных форм в искусстве Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве
- Телевидение
- Эстрада
- Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства
- Виды и формы интеграционных процессов в художественной деятельности