logo
виды искусства

Сюрраелизм

Сюрреализм(фр. Над-реализм)-направление, возникшее на базе иррационалистско-антропологической эстетики во Франции благодаря деятельности писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона. Первым опубликованным произведением считают "Магнитные поля" Бретона. Как движение в искусстве сюрреализм начинает действовать с 1924 года и заканчивается где-то в 1960-1970-е гг. Термин "сюрреализм" впервые употребил Ж.Кокто и почти одновременно с ним термин ввел Гийом Аполлинер.

Это направление, унаследовавшее воинственно-нигилистические установки дадаистов стремились к радикальному перевороту в соотношении реального и идеального, к полной "революции сознания", которая должна включать также и революцию социальную. Сюрреалисты хотели стереть границы между материей и духом, прошлым и будущим, высоким и низким. Такое возможно только в случае отключения сознания и выход на бессознательные импульсы. В этом сюрреалисты развивают идеи Фрейда. В их творчестве реальным становится воображаемое.

Сюрреалистический канон звучит так: "Любовь, красота, бунт".

В основе философии сюрреалистов лежит тенденция стремления к антирационализму и субъективизм. Им характерен интерес к алхимии и оккультным наукам, а также психоанализу.

Бретон мечтал соединить в своем творчестве абсолютный дух Гегеля и тайну психологии личности Фрейда. Привозносились сюрреалистами и идеи сверхличности Ницше и теория дуализма Канта. Особо почитаем был Достоевский, поднявший на уровень художественного понимания экзистенциональные проблемы отдельной личности.

Главным средством выражения сюрреалисты считают метод "автоматического письма".

Способы достижения желаемого результата у сюрреалистов разнообразны: алкогольное или наркотическое опьянение, транс, сон наяву, игры в случайность, автоматические действия.

Творческие методы сюрреалистов также разнообразны:

Иногда сюрреалистически прорабатывался сам сюжет изображения. Для тематики их картин характерны лесные чащи, таинственные пещеры, угрюмые скалы, мертвый свет луны, фигуры и лики неземных существ.

В живописи Сальвадора Дали преобладает крайний сюрреализм, наполненный фантазиями, алогизмами, нелепицами, трудно поддающимися пониманию. Сюрреализм создает и новые жанры-иллюзионистические ребусы, абстрактные гротески, движение мысли т. д.

Для живописи сюрреалистов характерны стремление к примитивизму, видению мира чистым разумом, глазами ребенка или душевнобольного или дикаря, использование и пародирование мифов, и их созданию (среди героев мифов сюрреалистов-манекены, яичница, костыли, Ницше, Муссолини, Рембо), интерес к иронии и "черному юмору", игре.

Представители в живописи: Х.Миро, М.Шагал, Пуленк, С.Дали, Р.Кено, Ж.Плевер, Ж.Садуль, Р.Шар.

Наиболее яркой областью проявления сюрреализма стала поэзия: П.Элюар, А.Арто, Ф.Гарсиа Лорка. Рождаются и новые литературные жанры: записи сновидений, автоматические тексты, пародирование пословиц, манифесты, коллективные листовки и антологии.

Особа любима сюрреалистами фотография. Ман Рей изобретает метод фотографии без объектива, делающее самые обычные вещи неузноваемыми. Фотография часто становится частью живописного, скульптурного или текстового коллажа.

В кино сюрреализм проявился в творчестве Ж.Кокто, А.Мишо, Ж.Ренуара.

В СССР направление представлено не было, хотя черты можно проследить в творчестве А.Тарковского, В.Хлебникова.

В театре сюрреализм стал предшественником театра абсурда ("Театр Альфред-Жари" Р.Витрака и А.Арто, известный как театр жестокости).