Соц-арт
Термин "соц-арт" был придуман в 1972 году Виталием Комаром, по принципу советского варианта поп-арта. Соцарт доводит до абсурда вербальную и живописную символику соцреализма. В основе их творчества-создание системы свободного копирования советских пропагандистских клише, наполненных сочетанием приподнятости и страха.
Представителями данного направления в живописи являются Александр Косолапов, Леонид Соков, Борис Орлов, Михаил Рошаль, Геннадий Донской. Их произведения наполнены диалогами официальной культуры и формами ее ниспровержения, издевательскими версиями советских мифов. Примером произведения данного направления может служить скульптурная группа Соколова "Вожди ХХ века", выполненная в виде лестницы, на ступеньках которой расставлены без особого порядка фигуры политических деятелей (Сталина, Рузвельта, Мао, Хрущва и т.д.). Любая из фигур может быть передвинута зрителем на любое место, согласно его представлениям. Только фигура Сталина, поставленная на самый верх, закреплена основательно. Таким образом, достигается решение идеи о том, что советская история изменчива, но личность Сталина всегда надисторична.
Аптарт
Аптарт- еще одно новшество искусства ХХ века, связанное с художественной жизнь России. Он возникает в начале 80-х годов под влиянием нэоэкспрессионизма и трансавангарда.
Новое объединение художников получает название МАНИ (московский архив нового искусства). Первые показы работ происходят на квартире Никиты Алексеева. Название происходит от слова "апартаменты", т.к. выставление работ происходит в условиях тесной квартиры. Выставка представляла собой до предела уплотненное экспозиционное пространство, заполненное более чем 1000 работами 17-ти авторов. При этом возникала особая искусственная среда, позволяющая зрителям непосредственно контактировать с произведениями и "телесно" сопереживать увиденное. Работы имели в основном миниатюрные размеры и были выполнены из дешевых и доступных материалов, названных "художественным мусором".
В начале 80-х появляется новое направление, получившее название "трансавангарда". Его отличительной чертой становится призыв к возврату "старого искусства". Это направление многие сегодня называют "смертью авангарда". Некоторая стабильность общества создает новое мироощущение, для которого характерно притупление жажды сильных переживаний, связанных с авангардными проявлениями в искусстве. Начинается мода на антиквариат, исторические ценности. Об этом говорят сами названия выставок трансавангардистов: "После классицизма", "Барокки", "Присутствие прошлого", "Актуальность мифа" и т.д. Трансавангард представлен течениями, не отрицающими свою связь с авангардом: "Неоэкспрессионисты", "новые дикие", "гиперманьеризм", "постсюрреализм". Но это только намек на связь. Трансавангард претендует на старое, но под лозунгом обновления. Поэтому часть его направлений имеют совершенно новые названия: "орнаментальная живопись", "ретро-арт", "нефигуративизм" и т.д.
Художники трансавангарда открыто подражают мастерам прошлого. Примером можно считать "культурную живопись". Это направление основано на эстетике узнавания того, что уже стало привычным. Оно представляет собой высшую вторичность. Картины наполнены античными сюжетами, образами Возрождения и Средневековья, подаваемыми под "соусом" современности. В таких произведениях смыкается "высокое искусство" и "кич". Это не само искусство, а "история искусства в искусстве". Представителями этого направления считаются К.Хэринг, Й.Иммендорф, Г.Базелитц, С. Киа, А.-Р.Пенк. Главным критерием такой живописи художники считают яркость и незрелость, эклектичность и орнаментальность.
Главным становится отказ от авангардности, способной изменить мир, человека и его окружение. Искусство современности неавтономно и не конфликтно по отношению к обществу. Скорее оно объединяет человека и жизнь, помогает человеку узнавать себя в мире.
- Философско-теоретические основы классической эстетики
- Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания
- Эстетические категории:
- Раздел 2. Эстетика искусства и художественной деятельности
- Философское обоснование искусства Гегеля
- Философское обоснование искусства Канта
- Краткая характеристика стилевых проявлений искусства Высокие стили
- Направления
- Авангардное искусство первой половины хх века Фовизм
- Экспрессионизм и абстрактное искусство
- Футуризм
- Реди-мейд
- Дадаизм
- Сюрраелизм
- Функционализм
- Конструктивизм
- Ар Деко
- Музыкальный авангард
- Рок-музыка
- Саморазрушающееся искусство (или не-искусство)
- Нулевое не-искусство
- Структурализм
- Хай-тек
- Деконструктивизм
- Поп-арт
- Гиперреализм
- Минимализм
- Процессуальное искусство
- Концептуализм
- Соц-арт
- Классическая и неклассическая эстетика в культуре и искусстве второй половины хх-начала ххi веков
- Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии Изобразительное искусство
- Литература
- Хореография
- Эстетика зрелищных форм в искусстве Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве
- Телевидение
- Эстрада
- Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства
- Виды и формы интеграционных процессов в художественной деятельности