Функционализм
Функционализм- художественное течение начала ХХ века, охватившее собой, прежде всего архитектуру, но проявившееся так же в эстетике предметного мира человека (мебель, одежда, книжная графика, сценография и т.д.). В дальнейшем именно на основе функционализма возникнет, и будет активно развиваться такая область технической эстетики как дизайн. Представителями функционализма в архитектуре считают Ф.Шехтеля, А.Лооса, Й.Гофмана. На идеи функционалистов оказала влияние теория футуризма и конструктивизма (отрицание творческого наследия и культ абстракно-геометрических форм). Эстетика функционализма строится на принципе оздоровления городов на основе достижений науки и техники. Архитекторы этого направления стремились к созданию принципиально новых форм в архитектуре, основанных на психофизиологических законах восприятия элементов архитектурных композиций (объема, плоскости, ритма и т.д.). На первое место выдвигалась функциональная и конструктивная организация здания, отвечающая социальным запросам потребителя. Прекрасным было то, что в высшей степени функционально. Здание должно гармонировать своей оболочкой с пространственной средой и выражать свою функцию. В рамках функционализма в первые годы советской власти ставится задача массового строительства удобного жилья для рабочих. Разворачивается строительство многоквартирных домов с капитальными конструкциями общей площадью 60-70 кв.м. Его продолжением становится идея комплексной жилой застройки целых районов городов. В такой жилой комплекс кроме домов входит магазин, школа и рабочий клуб. Но эстетика зданий оказывалась на последнем месте. Симметрия и простота, геометрическая устремленность форм, имитация штукатуркой бетона-вот и весь художественный набор архитектуры этого направления. Но бесспорным достижением функционализма стало юридическое закрепление норм достойного проживания в жилище для населения (в размерах метража занимаемой площади, ее освещенности, кратности воздухообмена, способности к звукоизоляции и влажности).
- Философско-теоретические основы классической эстетики
- Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания
- Эстетические категории:
- Раздел 2. Эстетика искусства и художественной деятельности
- Философское обоснование искусства Гегеля
- Философское обоснование искусства Канта
- Краткая характеристика стилевых проявлений искусства Высокие стили
- Направления
- Авангардное искусство первой половины хх века Фовизм
- Экспрессионизм и абстрактное искусство
- Футуризм
- Реди-мейд
- Дадаизм
- Сюрраелизм
- Функционализм
- Конструктивизм
- Ар Деко
- Музыкальный авангард
- Рок-музыка
- Саморазрушающееся искусство (или не-искусство)
- Нулевое не-искусство
- Структурализм
- Хай-тек
- Деконструктивизм
- Поп-арт
- Гиперреализм
- Минимализм
- Процессуальное искусство
- Концептуализм
- Соц-арт
- Классическая и неклассическая эстетика в культуре и искусстве второй половины хх-начала ххi веков
- Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии Изобразительное искусство
- Литература
- Хореография
- Эстетика зрелищных форм в искусстве Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве
- Телевидение
- Эстрада
- Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства
- Виды и формы интеграционных процессов в художественной деятельности