Рок-музыка
Социальными корнями рока становится разрыв поколений, тема прав человека, проблема соотношения массовости и элитарности, национальное взаимопроникновение культур и т.д.
Рок связан с бардовской манерой, коммерческими процессами в музыке и техническим переворотом в тиражировании музыки.
Иногда рок-культуру отождествляют с понятием "контркультуры", с которым его объединяет дух протеста и связь с молодежью. Рок-музыка-это музыка молодежи. Поэтому она должна быть чувственно яркой, способной будоражить и возбуждать до такого уровня, что рациональность вообще становится бессильной. Рок способен довести до состояния транса, часто обусловленным наркотическими и алкогольными состояниями. Он тяготеет к эротической чувственности и связан с последствиями сексуальной революции.
Рок начинается с песен "хиллбилли" (дословно парень с гор), развивается в стилях "кантри", "вестерн", "блюграсс".
Особенностью рок-музыки является не только чувственность, но проявление ее в телодвижениях. Рок не мыслим без ритмического отклика тела. Он призывает к эмоциональной раскованности, экспрессии звучания (связанной с требованием особой громкости звучания). Его эстетика не просто бездуховна, она физиологически чувственна.
На вершинах поп-музыки сегодня находятся те, кто уже вошли в "классику" рока: Элвис Пресли, Чак Берри, Фатс Домино, Вуди Гатри и, конечно же величайшие "Битлз".
Рок вводит в музыкальную традицию такие понятия как "имидж", "шлягер", "хит", "популярность".
Динамика развития рока в дальнейшем идет по аналогии с джазом в направлении популяризации, "облегченности" и в направлении элитарности или "серьезности". Кроме того, возникает так называемый ортодоксальный хард-рок-жанр абсолютизирующий его как музыку "переходного поколения".
Другая разновидность современного рока-арт-рок (или "прогрессивный рок") стремится приспособить свои достижения к симфоническим формам. Его своеобразие связано с предпочтением тембров синтезаторов. Поэтому его еще называют электронным роком.
В 70-е годы появился панк-рок, проповедующий рок как образ жизни.
Современная разновидность рока-рэп или музыка "хип-хоп" культуры. Она возникла в беднейших районах Нью-Йорка и включает сегодня такие художественные направления как брейкданс (танец с элементами акробатики) и граффити (изображение сочетающее каллиграфию, печать и живописность). Рэп-вариант речевого пропевания, где главным оказываются ритмические структуры речи. Исполнение рэпа тяготеет к новым речевым жанрам, где музыкальное сопровождение тяготеет к функции аккомпанемента. Но рэп еще и наполнен движением, и это нельзя сбрасывать со счетов.
Сегодня можно наблюдать небывалое "омоложение" авангардных проявлений в искусстве. Если авангард первой половины века связан с деятельностью художников и музыкантов до 30-ти лет, то современный авангард ХХI века создается поколением подростков. Возможно, что скоро искусство будет наполнять идеями еще более молодого поколения-детьми будущего.
Неоарт
Новый авангард, получивший название нео-арта начинает развиваться с 50-х гг. ХХ века, выражаясь в разнообразных художественных течениях.
Неоарт 50--60-х не отличался стремлением к открытому и непреклонному протесту, и вообще был далек от социально-политических идей.
Течения 60-70-х годов трудно поддаются классификации, так как отличаются ярко выраженным стремлением к синтезу, взаимодействию, объединению и заимствованию не только средств выразительности из разных смежных видов искусства, но и применяют нетрадиционные формы творчества, предполагая нехарактерные виды восприятия. Даже само объединение в авторские группы отличается коллажностью: Джон Кейдж (американский композитор) тесно сотрудничает с группой художников, среди которых Роберт Раушенберг, Аллен Кэпроу, Дик Хиггинс, Эл Хэнсен, Джордж Брехт и др.
- Философско-теоретические основы классической эстетики
- Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания
- Эстетические категории:
- Раздел 2. Эстетика искусства и художественной деятельности
- Философское обоснование искусства Гегеля
- Философское обоснование искусства Канта
- Краткая характеристика стилевых проявлений искусства Высокие стили
- Направления
- Авангардное искусство первой половины хх века Фовизм
- Экспрессионизм и абстрактное искусство
- Футуризм
- Реди-мейд
- Дадаизм
- Сюрраелизм
- Функционализм
- Конструктивизм
- Ар Деко
- Музыкальный авангард
- Рок-музыка
- Саморазрушающееся искусство (или не-искусство)
- Нулевое не-искусство
- Структурализм
- Хай-тек
- Деконструктивизм
- Поп-арт
- Гиперреализм
- Минимализм
- Процессуальное искусство
- Концептуализм
- Соц-арт
- Классическая и неклассическая эстетика в культуре и искусстве второй половины хх-начала ххi веков
- Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии Изобразительное искусство
- Литература
- Хореография
- Эстетика зрелищных форм в искусстве Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве
- Телевидение
- Эстрада
- Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства
- Виды и формы интеграционных процессов в художественной деятельности