logo
виды искусства

Экспрессионизм и абстрактное искусство

Экспрессионизм(фр. Выразительность) как направление возник в Австрии и Германии в живописи и литературе, провозгласив единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение-главной целью искусства. Проявился экспрессионизм в разных видах искусства: живопись, литература, музыка, кино и архитектура. Он формируется практически одновременно с фовизмом и кубизмом и тесно связан с ними. В более организованное стилевое направление он начал складываться с 1905 г. с появлением дрезденской группы "Мост". Ему были свойственны крайняя эмоциональность, экспрессия формы, неустойчивая текучесть пластики. Основные темы связаны с трагедийными ситуациями "маленького" человека, его снами и галлюцинациями, болезненной эмоциональностью, гротескной изломанностью, интересом к бессознательному. В нем проявилась хаотизация мира, доведенная до трагедии и пессимизма (в то время как у романтиков это была только драма). Экспрессионизм призывал к переделу мира.

В архитектуре экспрессионизм проявился достаточно поздно в гротескности и подчеркнутой эмоциональности форм. Преувеличенность эмоциональности достигалась за счет нарочитой деформации того, что стало привычным. Центром архитектурного экспрессионизма стала Германия (Г.Хёринг, Э.Мендельсон, Г.Шарун). В художественных средствах архитекторов данного направления контрастные формы, криволинейные конструкции, подчеркнутая асимметрия, полихромные, контрастно совмещенные цвета. Российскими представителями экспрессионизма стали М.Ларионов и Н.Гончарова.

Экспрессионизм в изобразительном искусстве наиболее ярко представлен в абстрактной живописи, которая обратилась к поиску новых форм эмоциональности изображения. Изображение абстрактное искусство просто уничтожает, считая его мешающим эмоциональности живописи. Главным становится цвет, яркость, комбинации изобразительных элементов, фактура. Одним из излюбленных жанров становится гравюра не дереве. Мастера гравюрного искусства, принадлежащие к этому направлению избегают мелких мазков, не отражающих, по их мнению, экспрессии, а используют крупные контуры. Реальность становится составленной из отдельных контуров. Контуры-это и есть субъективное восприятие этой реальности. Таким образом, произведение искусства становится началом, объединяющим в себе внешний и внутренний миры человека.

Абстрактное искусство(беспредметное, нефигуративное) - направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из основных направлений авангарда, наполненное идеями экспрессионизма.

Первые абстрактные произведения были созданы в 1910 В.Кандинским и в 1912 Ф.Купкой (хотя опыты с абстрактным изображениям зафиксированы еще у художника к. 19 века А.Альфонса в картине "Девушки под снегом"). Эстетическое кредо абстракционизма изложил Кандинский ("О духовном в искусстве", 1910 и ряд др.): искусство, освободившееся от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее Духовное.

Абстрактное искусство развивалось в двух направлениях:

  1. Эксперименты в области цвета и его сочетаний вне реального изображения;

  2. создание геометрических абстракций.

Первое направление(гл. представители - ранний В.Кандинский, Ф.Купка) довело до логического завершения поиски фовистов (дикий, эмоциональность, интенсивность цвета, и острый ритм, резкое обобщение объемов, пространства и рисунка) и экспрессионистов в плане "освобождения" цвета от форм реальной действительности. Цвет получает у абстракционистов самостоятельность, новую степень выразительности, уровень самоценности. Их произведения строятся на колористическом богатстве цветовых отношений, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью которых абстрактное искусство стремилось выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные сущности", движение "космических сил", а также лиризм и драматизм человеческих переживаний, т.е. переносило на живопись многие функции музыки.

Для представителей данного направления в целом характерно:

Кандинский вводит новое понятие: "звучание", в значении "первоэлемент". Свою задачу он видит в выявлении объективно данной духовной сущности этого первоэлемента. В книге "О духовном в искусстве" он рассматривает цвет, а в книге "Точка и линия на плоскости" - линию и форму.

Суть его теории сводится к следующему: мысли и чувства являются основными генераторами визуальных форм, которые способны проникать в окружающую человека ауру. Каждому эмоциональному состоянию человека соответствует цветоконфигурация. Таким образом, мысли и чувства обладают формосозидающей силой. Но вибрация человеческой души есть лишь отзвук космического духа, являющего себя в формах материального мира. Поэтому бесплотная цветоформа в конечном итоге есть не индивидуальные психические состояния, а мистическое сияние мировой истины.

Кандинский вводит для хроматического спектра особые зоны: "возбуждающую", "успокаивающую", "согревающую" для каждого цвета. Он говорит о том, что каждый цвет способен воздействовать по-разному, и зависит это от того, рядом с какими цветами он соседствует.

В предметном искусстве, т.е. традиционно изобразительном, звучание первоэлемента в себе замаскировано и оттеснено содержанием. Только в абстрактном искусстве оно способно звучать полноценно.

Не менее интересна его теория форм. Графические элементы тоже наполнены внутренним звучанием. Горизонталь-плоскость, холод; вертикаль-теплота; диагональ-сочетание того и другого. Их пересечение способно создать целую шкалу температур. Прямой угол-холодность и повелительность, острый-высокая активность, тупой-вялость, слабость и пассивность. Поэтому острый угол соответствует предварительному размышлению, прямой-мастерскому исполнению, тупой-неудовлетворенности работой, которая завершена. Далее идет разработка квадрата, треугольника, круга и т.д.

Второе направлениеабстрактного или беспредметного искусства характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Оно имело ряд разветвлений: в России - лучизм М.Ларионова, "беспредметничество" О.Розановой, Л.Поповой, супрематизм ("supremus"-высший над реальностью) К.Малевича; в Голландии - группа "Стиль" во главе с Питом Мондрианом и Тео ван Дуйсбургом. Голландцы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую "простоту, ясность, конструктивность, функциональность" чистых геометрических форм "случайности, неопределенности и произволу природы" (ван Дуйсбург).

Малевич призывает к максимальной экономичности живописных средств, доходя до ликвидации цвета. Возникают простейшие знаки супрематизма-квадрат, крест, прямоугольник, символизирующие полную отрешенность от реального мира.

"Черный квадрад" - это икона нового времени (он выставлялся на выставке в "красном углу" как икона), которая не претендует на восприятие, а требует понимания себя как посредника между человеком и непознаваемым миром, смыслы которого наполняются самим человеком, а не отражают сущность мира.

Ярким представителем кубизма стал Делоне. Делоне отрицает свой интерес к духовному, выраженному художественно, ища для себя опору лишь в материальности мира. Фактическая бессодержательность восполняется функционально-утилитарным предназначением. Абстрактная живопись в социальных программах рассматривалась как модель грядущего мироустройства.

Пауль Клееразвивает само понятие "абстракция". Он понимает абстракцию как нечто, лежащее за пределами визуального и недоступное для непосредственного зрительного восприятия. Он ищет законы формообразования, пользуясь такими понятиями как "движение", "сила", "функция", "связи", "Структура". Живопись есть свободное фантазирование в пустом мире структур и невидимых сил взаимодействия, материальным осуществлением независимого закона. Форма-результат этого движения. Начало движения осуществляется в точке. Движущаяся точка, создавая линию, творит форму. Искусство существует по тем же законам, что и все мироздание. Форма-это не результат, а генезис, становление. Поэтому важно художнику в процессе создания своего произведения выключить сознание из творческого процесса. Клее придавал большое значение полуавтоматическим техникам и случайным эффектам (растекание акварели по мокрой бумаге, разбрызгивание краски, "психические импровизации", оттиски кружевных тканей, рисование двумя руками одновременно). Клее ставит перед собой задачу слить воедино проблемы формы и мировоззрение, которое представляется как нечто внешнее для человека.

Абстракционистская живопись призывает к отказу от изображения и считает, что главным в живописи является эмоция духовного плана. Изображение мешает эстетическому переживанию. Для восприятия истины в искусстве нужно подняться над реальностью, оторваться от нее.

Эстетика экспрессионизма наполнена трагическими мотивами. Она раскрывает чувство драматизма жизни, ее прозаический мрак и духовную опустошенность. Чувствуется смещение в сторону субъективности переживания мира. Действительность воспринимается экспрессионалистами не как объективная реальность, а как чувственная субъективность. Человек воспринимается ими как маленькое существо, наполненное смертельным страхом, душа которого кричит в темноте окружения. Поэтому с позиции эстетики экспрессионизм наполнен тревогой за судьбы человечества. В целом, можно отметить, что экспрессионизм не только художественное течение, но и мировоззренческое направление, культурный тип мироощущения, основанное на специфическом переживании мира.

Кубизм

Кубизм- одно из ранних направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистическую картину "Девицы из Авиньона", а несколько позже Ж.Брак - свою "Ню". Название кубизму было дано в 1909 критиком Л.Воселем, усмотревшим в картинах нового направления множество "причудливых кубиков". Представителями кубизма были П.Пикассо, Ж.Брак, Х.Гриз, к ним примыкали Леже, Метценже, братья Дюшан, Пикабиа, Архипенко, Мондриан, Купка и некоторые другие художники.

Кубизм продолжает искания в искусстве постимпрессионистов и, прежде всего, П.Сезанна, провозгласившего: "Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса" (который он сам не решился до конца реализовать в своем творчестве). Кроме того, на возникновение кубизма сильно повлияли и, приобретшие популярность в художественных кругах Парижа того времени, древние примитивы, африканская скульптура, средневековое искусство, народное творчество.

Усилия кубизма были направлены не на создании новой художественной концепции действительности, а на разложение изобразительной системы как таковой, на конфликтное противопоставление живописного материала и образной формы.

Новшества кубизма: художник пишет без модели и композиция выстраивается прямо на холсте; не элементы конкретной реальности переводятся в изображение, а изображение создает реальность; качество или размеры формы, цвета прикладываются к объекту; предметность живописи понималась как еще не организованное чувственным созерцанием поле, порождающее из себя видимость.

Кубизм - язык намеренной двусмысленности, явился результатом сомнения в существовании абсолютной истины и совершенной ценности.

Пикассо и Брак открыли независимую реальность живописных средств, с помощью которых природа трансформируется в искусство на плоской поверхности холста.

Кубистические принципы проявились и в литературе. В частности в творчестве писателей, лично знакомых с Пикассо-Гийома Аполлинера, Макса Жакоба, Пьера Риверди, Гертруды Стайн. Макс Жакоб писал: "Стихотворение-это сконструированный объект, а не витрина ювелирного магазина. Рембо-витрина драгоценностей, стихотворение в прозе-сама драгоценность. Значение произведения искусства-в нем самом, а не в предлагаемых сравнениях с реальностью". "Поэмы-разговоры" Аполлинера, составленные из обрывков диалогов и фраз, случайно услышанных в толпе, аналогичны кубистическим коллажам. Его приемы "механического письма", предвещавшие литературную технику сюрреалистов, были так же попыткой отчуждения языка от смысла, какие предпринимались художниками.

Исследователи отмечают три фазы в истории кубизма:

Для первой фазы кубизма характерны опыты по выявлению с помощью цвета и полуобъемной формы структурных архитектонических оснований предметов натуры, прежде всего на основе пейзажа и женской фигуры.

Второй этап кубизма (аналитический) был назван одним из его ведущих представителей X.Гризом на основе главного принципа - деконструирования формы предмета, чтобы выявить в ней ее элементарные геометрические основания. Его новаторство состоит в попытке применения специфических геометрических приемов и совмещения различных точек или углов зрения на предмет, отходе от глубокого пространства, стремлении передать все основные ракурсы и аспекты предмета только в двухмерной плоскости. Предмет расчленяется кубистами на множество отдельных геометрических элементов, ракурсов, граней, которые затем определенным образом компонуются на плоскости холста, образуя полуабстрактные, часто изысканно декоративные композиции.

В новой реальности, сконструированной кубистами знаки и символы наполнены новыми смыслами и воспринимаются как вещи: Брак начинает вводить в свои произведения буквы, а вслед за ним Пикассо - цифры, целые слова и их фрагменты, различные знаки.

Последняя, синтетическая, фаза кубизма отличается новыми техническими приемами, основанными на введении кубистами в свои полотна неживописные предметов (кусочки бумаги газет или журналов, коробочки из картона, обрывки тканей, элементы одежды, куски обоев, песок, гравий и т.д.). Эти элементы делают плоскость объемной в ином направлении, препятствуют движению форм в глубину, запрещая их прямое предметное истолкование. Нарастает разрыв между вещественной данностью красочной поверхности и объектом изображения, становящимся все более эфемерным, невидимым, замещающимся знаком.

Позднее идеи кубизма будут проявляться в скульптуре (проявится его тяготение к объемности)-А.Лорен,Ж.Липшиц, А.Архипенко, Х.Орлова и др. Возникнет "Новый кубизм", !Фольклорный кубизм", "Оргнаментальный кубизм", "Криволинейный кубизм", "Анти-кубизм".

Введением чужеродных живописи предметов в структуру живописного в целом произведения кубисты убедительно доказали, что изобразительно-выразительные средства живописи отныне не обязаны ограничиваться только красками. А главное, - что элементы самой реальной действительности, выведенные из утилитарного контекста обыденной жизни и введенные в контекст искусства, приобретают иное, собственно художественное значение. Этим открывался путь ко многим направлениям арт-деятельности 20 века, одним из которых стал футуризм. Если кубизм породил картину-конструкцию, то футуризм создает картину-действие.