Футуризм
Футуризм- течение, для которого характерны идеализация урбанизации, индустрии, материальных ценностей. Наибольшее распространение это течение получает в Италии и России (хотя первый манифест футуристов появляется в Париже). Футуризм возник как ответ на запросы экспрессионизма, кубизма на необходимость передела мира. Его лозунгом стал "творение будущего". Футуристическая идеология складывалась под воздействием учений Ницше и Бергсона, а также анархистских писателей Макса Штирнера и Жоржа Сореля. Футуристы стремятся к шумной пропаганде и насильственному внедрению своих идей. Война в самом непримиримом смысле рассматривается ими как единственная приемлемая "гигиена мира".
Тексты футуристических манифестов свидетельствуют о намерении пересмотреть прежнюю диспозицию искусств, растопить разделяющие их преграды переходными, сплавленными формами. Программа футуристов предлагает уничтожить и само искусство, предварительно изгнав из него красоту и духовность.
В отличие от кубистов футуристы требуют динамики, энергетики, суетности и шума в изображениях нового века. Само искусство представляется им как движение, изменение. Динамика понимается ими как способ расщепления изображения. Этой цели служили неожиданные срезы фигур, провалы в изображении, замещенные геометрическими кусками. Стремясь освободить картину от реальности, художники призывали отказаться от изображения видимого, заменить его бестелесным и чувственно не воспринимаемым.
Футуристическая картина воспринимается через соотношение с картиной классического типа, а не с реальностью. Аналогии-это не сами объекты, а отношения между ними. Стремясь к обнаружению "энергетических" связей футуристы ввели понятие линий-сил и утопили предмет в абстракциях пересекающихся дуг, конусов, эллипсов, в воронкообразных и спиралевидных завихрениях, проносящихся по картинному полю цветовых потоков.
Живопись футуристов, мечтавших поместить в центр в центр картины вошедшего туда художника явно тяготела к театру. Футуристы обратились к театру в виде так называемых синтезов-коротких импровизаций, в которых участвовали и художники и поэты. Характерные особенности синтезов-абстрактность и концентрированность действия, преобладание визуальных элементов, сопровождаемых шумами.
Разновидность футуристического театра стал "пластический театр", где героями сцены стали специально сконструированные автоматоподобные марионетки. Были также введены специальные конструкции сцены-подвижные платформы, меняющие уровень пола и плоскости сцены. Пример такого спектакля-"Уверенный" Фортунато Деперу, в котором марионетка жестами управляет геометрическими фигурами, образуя пейзажные композиции.
Человек представлялся ими как биологическое существо, наделенное мускульной активностью, бодростью и атлетизмом, "здоровыми инстинктами" и агрессивностью. Искусство наделялось националистической доминантой. Искусство призвано передавать дух нового времени. Но картину футуристов нельзя понять, предварительно не познакомившись с сопровождающим манифестом.
Футуристическая музыка воспевает разрушение "тирании" ритма, призывает к атональности, создает музыку шумов. Среди названий их композиций можно встретить такие как "Пробуждение столицы", "Собрание авто и аэропланов", "Стирка в оазисе". Понятие композиции подменяется понятием "изобретением".
В целом для футуристов характерно: воспевание грядущей машинной цивилизации, технизации материального окружения и самого человека, радикальный отказ от культурного наследия, "одряхлевшего" разума и морали. В футуризме проявляется интерес не к содержанию искусства, а прежде всего к разнообразию его форм.
Эстетика футуристовсводится к следующему: антиэстетизм, стремление к отказу от художественной формы, разрушение границ искусства, скандальность и эпатажность.
Таким образом, принципиальным отличием футуризма от кубизма было то, что он начал складывать не на холстах, а из идеологической программы, для которой позже была подыскана живописная форма.
- Философско-теоретические основы классической эстетики
- Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания
- Эстетические категории:
- Раздел 2. Эстетика искусства и художественной деятельности
- Философское обоснование искусства Гегеля
- Философское обоснование искусства Канта
- Краткая характеристика стилевых проявлений искусства Высокие стили
- Направления
- Авангардное искусство первой половины хх века Фовизм
- Экспрессионизм и абстрактное искусство
- Футуризм
- Реди-мейд
- Дадаизм
- Сюрраелизм
- Функционализм
- Конструктивизм
- Ар Деко
- Музыкальный авангард
- Рок-музыка
- Саморазрушающееся искусство (или не-искусство)
- Нулевое не-искусство
- Структурализм
- Хай-тек
- Деконструктивизм
- Поп-арт
- Гиперреализм
- Минимализм
- Процессуальное искусство
- Концептуализм
- Соц-арт
- Классическая и неклассическая эстетика в культуре и искусстве второй половины хх-начала ххi веков
- Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии Изобразительное искусство
- Литература
- Хореография
- Эстетика зрелищных форм в искусстве Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве
- Телевидение
- Эстрада
- Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства
- Виды и формы интеграционных процессов в художественной деятельности