logo
виды искусства

Хореография

Хореография- это специфический вид художественной деятельности, основанной на синтезе движения и музыки. Это особая форма художественного поведения, в основе которого лежит танец.

Танец - вид художественного творчества, особенностью которого является факт создания нематериального продукта. В данном случае художественной ценностью будет являться, прежде всего, художественной поведение, а не художественный продукт. Исторически происходит постепенное смещение внимания от осязаемого результата к порождающему действию. Возникают экспрессионистские школы, основанные на "живописи действия", "драматургии положений", "прикол и розыгрыш" ("хэппенинг"), "затейное действо" ("перфоменс").

Мужские танцы связаны с устрашением и наполнены демонстрацией силы, резкими движениями в сторону зрителей, расставлением ног и рук так, чтобы создавалось впечатление превосходства. Женские танцы как правило, изящны и направлены на предоставление возможности рассмотреть себя со всех сторон, наполнены кокетством (то удалением, то приближением). Разнополовой танец это способ ухаживания и образования пар. Другой вариант группового танца демонстрация единства группы и укрепление сплоченности. Поэтому в них важна синхронность.

Танец часто демонстрирует превосходства над природой и действительностью (брейк данс). Поэтому в нем могут использоваться противоестественные, неудобные и сложно повторяемые позы и движения.

Пространство и время можно рассматривать как проявление внутренне присущей танцу структуры, организующей формы. Групповой танец это такое поведение, при котором исполнители создают, поддерживают и видоизменяют некую общую для них пространственно-временную структуру, а эта структура, будучи создана, подчиняет себе танцоров (более подробно см. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М. - Мир, 1995).

Пространственные структуры представлены простейшими конфигурациями: кольцо, цепочка, шеренга, две шеренги, встречные пары. Смена конфигураций предполагает изменение ситуации.

Временную структуру задает ритмическая пульсация, составляющая второй танцевальный компонент. Пульсация присутствует не только в музыкальном сопровождении, но и в отбивающих движениях хлопках, притопах, прыжках и т.д. Кроме того, танец образуется последовательной сменой поз, которые обладают также как и предыдущие компоненты силой эстетического воздействия.

Эстетическое воздействие танца связано не с сохранением, а с видоизменением пространственно-временной структуры:

Хореография как вид искусства стал самостоятельным относительно недавно, лишь в начале ХХ века и относится к разряду синтезированного искусства, так как включает в себя комплекс средств выразительности: музыки, движения, актерского мастерства, декораций, света и т.д. В основе хореографии лежит понятие "танца".

А.Кугельв основе происхождения большинства танцев видит символику сексуальности. Если вершиной сексуальности в танце он считает танго, то канкан, в его теории, стоит на вершине неприличия и эпатажности. Танго отличает сосредоточенность и трагичность, роковое влечение полов, пленительность и чувственность.

В основе танцевального разнообразия лежит разнообразие телодвижений, которое можно рассматривать как особый язык. Этот язык отличается культурным своеобразием, ведь англичане двигаются не так как китайцы, а японцы не так как русские. Каждое человеческое сообщество создает свой репертуар телодвижений. Об этом писал Марсель Мосс в работе "Техника тела" и М.Ю.Лотман.

Хореография - это искусство, представляющее собой синтез видимого (изобразительного) и невидимого (выразительного) начал. Язык жестов обладает условностью, тяготея к театральности. Но особенностью хореографического жеста является его зависимость от музыкального развития, музыкальной метро-ритмии и смысловой направленности.

Музыка в хореографии чаще берет на себя выразительные функции, раскрывая многое из того, что не может быть выражено при помощи жеста. Но такое разделение функций относительно. Жест современной хореографии, а в частности жест танца модерн, скорее выразителен, чем изобразителен. Музыка в хореографии может нести на себе как чисто хореографическую, так и драматическую функцию.

В истории хореографии соотнесенность выразительного и изобразительного, жестового и музыкального начал отличалось то "сближенностью", то "отдаленностью". Эти периоды связаны как со сценичностью хореографии, так и с проявлением в ней танцевальности. В конце XIX -- начале XX века формируется традиция сопровождающего аккомпанемента, которая проявляется в относительной соподчиненности выразительного и изобразительного начал хореографии. Но музыка носит все еще прикладной характер по отношению к движению и пластике. Примеры этого - балеты Л.Минкуса, Ц.Пуни, Р.Дриго, А.Корощенко и т.д.

Дальнейшие процессы приводят к тому, что хореография значительно расширяет и дополняет возможности музыки. ХХ век отличается не только разнообразным использованием всех выше перечисленных традиций, но и особым новшеством в данном направлении: появляются так называемые "балеты на музыку".

Язык мимики и танца становится языком эмоций, его изобразительность становится изобразительностью особого рода, наполненной выразительностью и метафизичностью. Хореография наполняется не только художественностью, но и эстетичностью. Начинают говорить о героическом танце или гротескном, веселом или благородном.

Театральность хореографии связана с присутствием в ней некоторой сюжетности. Сюжетность - это наличие определенной линии драматического развития. Речь может идти о сюжетности целой хореографической постановки (например, в балете) или о сюжетности самостоятельного танца, исполняемого одним танцором.

Сюжетность в хореографии способствует развитию в нем нового уровня эстетичности. Сюжет способствует появлению особых разновидностей хореографических постановок, например таких, как комический или героический балет, балет-пастораль, балет-мистерия и т.д.

По классификации особенностей сюжета, послужившего основой хореографической постановки можно говорить о мифологической хореографии, сказочной, драматической и т.д. Развивая свою сюжетность, хореография как вид искусства усиливает в себе символическую природу.

Становясь более театральной, хореография приобретает и комплексность. Все большее значение в ней получают декорации, костюмы, световые эффекты. Все это способствует становлению еще одного важного компонента хореографии как вида искусства - национального своеобразия. Сегодня можно совершенно четко отличить восточную и западную традиции хореографического искусства, говорить о национальном балете.

Объединенный интерес к выразительному и национальному началу в хореографии содействовали появлению совершенно нового направления названного "танец модерн". Среди представителей его можно назвать имена Айседоры Дункан, Франсуа Дельсарта и Эмиля Жака-Далькроза. Это направление развивается вне рамок традиционного классического балетного жанра, но активно используя его достижения. Танец-модерн стремится передать чувственные переживания посредства нового выразительного языка жестов, основанных на пластике разных времен и народов (Индии, Египта, Японии и т.д.).

Есть и попытки синтезировать достижения классической хореографии и танца модерн (Джон Батлер, труппа Джорджа Баланчи и др.). Все перечисленные процессы активно содействуют жанровому разнообразию хореографических постановок: балеты-детективы, балеты-спектакли, балеты-биографии, композиции-зарисовки, танцевальные шоу и т.д.

Сегодня хореография пытается оторваться от музыкальной зависимости. Так Морис Бежар создает спектакль по литературному произведению японского писателя Мисима, где главным средством выразительности актеров становится их пластика и мимика, организованные по законам современной хореографии.

Современные хореографы часто включают в основу постановки текстовые вставки-цитаты. Хореография наполняется новым содержанием, позволяющим отнести этот род искусства к философскому знанию. Таковы, например, постановки Бориса Эйфмана, который стремится уйти от представления о балете как искусстве, наполненном человеческими страстями, и придает ему новое содержание, состоящее из вопросов человеческого бытия. Новаторство этого постановщика заключается не только в новом содержательном подходе, но и в переосмыслении роли предметного мира спектакля, так лодка в его "Убийцах" осмысляется как гроб, балетный станок в "Красной Жизели" превращается в крест, а свадебная фата в "Чайковском" становится связывающими героя путами.

Уравнивание хореографического и драматического начал способствует пониманию современного танцовщика как универсального исполнителя, который должен уметь не только овладеть мастерством хореографического языка, но и стать драматическим артистом, акробатом, виртуозно владеющим своим телом.