logo
виды искусства

Виды и формы интеграционных процессов в художественной деятельности

В области художественной деятельности процессы интеграции можно рассматривать в следующих областях:

В основе применения синтеза различных видов искусств лежит факт того, что любое произведение искусства есть система особого рода раздражителей (психологический термин), сознательно и подсознательно организованных с таким расчётом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. Воздействуя на органы чувств людей комплексом красок, звуков, словесных интонаций, искусство вызывает у человека многообразие ощущений, которые анализируются им, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуется временная связь между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений.

Ассоциация ощущений-- последовательно усложняющейся ряд условных рефлексов, благодаря которым устанавливается связь человека с миром, отражение в мозгу человека действительности в её многообразии и полноте.

Проблемой взаимодействия различных видов искусства занимался В.Кандинский. Ему принадлежит идея монументального искусства, вбирающего в себя все возможные средства выразительности, жанры и стили, основанное на всеобщем синтезе искусств, как вершине развития человеческой способности к художественному творчеству.

Параллельно идеи применения интеграции различных видов искусства в музыкальной педагогике разрабатывал Э.Жак-Далькроз, организовавший в Хеллерау (Швейцария) школу музыки и ритма, методика преподавания которой строилась на синтезе музыки и хореографии, получившая свое продолжение в начале XX века в разработках Дельсарте, Ж.Д. Удина, а в Москве и Петербурге -- у С.Волконского. Идеи С.Волконского легли в основу школы К.Станиславского, определившей пути развития музыкального театра.

Продолжая и развивая эти идеи К.Орф, основавший в Мюнхене совместно с Д.Гюнтером школу гимнастики, танца и музыки ("Гюнтершуле"), а также создавшего новый тип музыкального спектакля, для которого были характерны тесная связь музыки, текста и сценического движения, организация музыкальной драматургии посредством длительных ритмических остинато. Все эти идеи нашли отражение в пяти томном собрании " Музыка для детей" (Shulwerk).

Проблема взаимодействия различных видов искусства была вообще характерна для русской философской мысли начала ХХ века. Значительное место идеям синтеза искусств принадлежит работам П.Флоренского. В работах "Храмовое действо как синтез искусств", "Иконостас" и "Обратная перспектива" Флоренский пишет о проблема значимости контекста для русской иконы, которым является сам храм. Икона, вырванная из храмового единства, теряет силу. Храм - это то, что является объединяющим началом во взаимодействии пластики и ритма, игры и благовония, слова и звучания, обеспечивающим задействованность всех органов чувств человека.

В основе синтеза искусств, Флоренский ставит факт единства приемов по организации пространства, который определяется тем, что путь художника всегда един и представляет собой движение от случайного к устойчивому и неизменному. Поэтому ритмика вводит пространственность музыкального характера, симметрия - архитектурного, выпуклость объемов - пространственность скульптурную.

Е.Трубецкойсинтез искусств также рассматривает на примере православной иконописи. Он пишет о том, что в иконах при изображении евангелистов происходит смена одного семиотического канала другим, или переход с взгляда на слух. Тип позы человека демонстрирует обращенность не к свету, а к звуку. Это поза углубленного вслушивания в голос, который не имеет локализации в пространстве, т.е. исходит как бы изнутри мира. Видимое переходит в невидимое.

Процесс взаимодействия различных видов искусства остается наиболее мало изученной областью эстетической мысли. Ю.Борев считает, что "история искусств есть история их расхождения и обретения специфических особенностей". Не отрицая взаимодействие различных видов искусства, Борев выделяет несколько видов этого синтеза:

В.Ванслов, исследуя взаимодействие двух видов искусства: музыки и живописи, различал 2-а вида интеграции этих искусств: взаимовлияние, когда один вид, "пропитываясь" специфичностью другого, изменяется и рождение новых видов, несущих в себе черты того и другого.

Проблемой взаимодействия различных видов искусства занимался В.Кандинский, считавший, что "каждый культурный период создает свое искусство, которое не может быть повторено". По мнению Кандинского усиление выразительности синтетического целого происходит за счет того, что одни компоненты синтеза могут выдвигаться на первый план, в то время как другие уходят на второй план, содействуя или противореча друг другу. Кандинскому принадлежит идея монументального искусства, вбирающего в себя все возможные средства выразительности, жанры и стили, синкретичное в основании, как вершина развития человеческой способности к художественному творчеству. Значение же самого разнообразия видов искусства Кандинскому виделось в том, что "...одно искусство должно учиться у другого, как пользоваться своими средствами, оно должно учиться для того, чтобы затем по тому же принципу применять свои собственные средства, то есть применять их в соответствии с принципом, свойственным лишь ему одному". Каждый вид искусства именно в моменте интеграции учится и приобретает свою специфичность.

В США проблемами синтеза различных видов искусства занимались М.Баркан и С. Медейя, применяя психоаналитические методики.

В России этой областью интересовались М.Каган, создавший гипотетическую модель морфологии искусства, Б.Юсупов, исследовавший связь художественных проявлений с ведущими типами деятельности человека и пришедший к выводу о том, что средствами искусства можно целенаправленно и планомерно воздействовать и формировать человека, влияя на перестройку других видов деятельности. Виды художественных проявлений Юсуповым представлены как выразительные, информационные и коммуникационные.

Особое место занимает прикладной аспект данных исследований в области образования и медицины (арт-терапии). Г.Шевченко, исследуя влияние интеграции различных видов искусства на учащихся общеобразовательной школы отмечает, что среди наиболее малоизученных в данной области являются: определение сущности комплексного воздействия, классификация форм такого воздействия; определение принципов такого воздействия, а также методика формирования искусствоведческих понятий в процессе воздействия комплекса искусств.

Вопрос об интеграции различных видов искусства тесно связан с разнообразием его видов на фоне существования искусства как синкретичного явления.

Синтез различных видов искусства связан с понятием синестезии (греч. -со-ощущение, со-чувствование) - термина, обозначающего в литературоведении, искусствоведении культурологии и психологии специфические стороны эмоционального восприятия, ".. построение художественного мира через образное воспроизведение совокупности чувственных восприятий (зрительных, фонических, одористических, тактильных и других".

Возникнув в мифологии и найдя первое осмысление у пифагорийцев и Платона, синестезия ярко развивается в фольклоре, построенном, на синтезе цветовых и фонических ощущений. Употребление синестезии русскими поэтами серебряного века (Вяч. Иванов, Ф.Сологуб, А.Белый) носило эпизодический характер. У А.Белого синестезия стала одной из характерных черт, проявившись в музыкальной ритмичности и звучании его строк и особом стереоскопичном видении мира. Художественное экспериментирование синестезической природой было свойственно А.Скрябину и Н.Римскому-Корсакову, Э.Гофману, Дж.Уистлеру, И.Репину, М.Чюрленису, А.Рембо, В.Васильеву, Г.Соловьеву, В.Кандинскому, А.Шенбергу, А.Алябьеву, А.Лядову, М.Глинке, Ф.Мендельсону-Бартольди, Ф.Шопену, Л.Шоперу, А.Серову, В.Борянову, В.Богданову-Березовскому, А.Клейна, Д.Бентама, М.Гринуолту, Д.Холлу, К.Береру, З.Пашенек, М.Ершову, Э.Карузе, В.Папандопуло, И.Стравинскому, В.Сытнику, Г.Фриду, Ф.Шаляпину в области синтеза различных видов искусства.

Б.Галеев, характеризуя синестезию как явление человеческого восприятия мира писал, что это "…межчувственная ассоциация, возникающая либо на основе "сходства", либо на основе "смежности" разномодальных чувственных впечатлений".

В дальнейшем синестезия изучалась в большей степени в медицине, как физиологическое отклонение от нормы, не получив в педагогической и искусствоведческой областях должной разработки.

Распространению идей родственных связей цвета и звука способствовало открытие И.Ньютоном в 1699 году связи между волн различных цветов и тонов гаммы и ввод математического закона цвета и музыкального звука, научно закрепившего эту связь. Так, красному цвету соответствует звук " до", фиолетовому - "ре", синему - "ми", голубому - "фа", зеленому- " соль", желтому-"ля", оранжевому- "си".

В 1734 году Луи Бертран Кастель обосновал идею о светомузыке как виде искусства и разработал цветовой клавикорд, послуживший толчком для изобретения в 1794 году Экартегаузеном, в конце ХIХ века Бишопом, в 1921 - Томасом Уилфредом ряда музыкально-цветовых инструментов.

С начала ХХ века начали создаваться конкретные художественные произведения в области синтеза искусств: " Прометей " А.Скрябина, "Счастливая рука " А.Шенберга, "Нонет" В.Щербачева, "Млада" Н.Римского-Корсакова, "Чёрный концерт" И.Стравинского, "Жёлтое звучание" В.Кандинского - А.Шнитке, "Атланда в Каледонии" Г.Бантока, "Полистоп" Я.Ксенакиса, "Поэтория" Р.Щедрина, "Аллилуйя" С.Губайдулиной и другие.

В начале 20-х годов американский физик С. Мейкельсон в работе по оптике "Световые волны и их применение" предсказал рождение нового вида искусства, которое он назвал "музыкой красок". Его идеи развивались и получили практическое применение у Т. Вилфреда, который в начале 20-х гг. создал музыкально-световой инструмент, получивший название "клавилюкс", применяемый для движущихся абстрактных цветовых композиций. Продолжил это начинание Н. Шефорн.

С 20-х годов ХХ века в этой области экспериментировали Г.Гидони, Л.Термен, немецкая группы "Вauhaus" и " Farbe-Top-Forschungen", А.Ласло, А. Лаппа, О. Фишингер.

С 50-х годов активизировались опыты за рубежом (Т.Улфрид, Ф.Мелине, П.Шиффер, Я.Ксенакис) и в СССР (Музей Скрябина в Москве, Группа "Прометей " в Казани, студия в Харькове). Эффекты светомузыки нашли применение в современной рок музыке.

Разработкой идей синтеза цвета и музыки в СССР занимались А.Абрамян, Б.Галеев, А.Дзюбенко, М.Каган, В.Кожин, К.Леонтьев, Е.Назайкинский, Ю.Рагз, В. Турбин, К.Сораджаев.

Другим направлением этого синтеза явилось рождение музыкальной графики. Понятие "музыкальная графика" ввел О.Райнер. Идеи визуальной интерпретации музыки развили Г.Зюндерман, Б.Эрнст, в СССР - К.Гоголадзе, С.Козырева, А.Маркасян, И.Мирошник, Г.Могилевская, О.Осипова, Ю.Хижняк, Е.Щеглов, Д.Юсупджанова, М.Юрусова, Б.Яворский.

Особого внимания заслуживает изучение и развитие интеграции различных видов искусства на основе сценического действия, связанного с проблемой художественной целостности спектакля.

Впервые живопись, представленная творением декоратора, стала равноправным элементом сценического образа в работах декоратора П.Гонзаго в XV11 века. Расцвет "музыкальности декораций" в России связан с деятельностью Мамонтовской оперы и Дягилевских концертов и представлен творчеством таких художников, как А.Бенуа, И.Билибин, В.Васнецов, М.Врубель, А.Головин, К.Коровин, Б.Кустодиев, В.Поленов, В.Серов, Н.Рерих, К.Юон.

Наибольшее развитие синтез различных видов искусства получил в детском театре, зарождение которого связано с именами А.Брянцева, А.Луначарского, С.Маршака, Н.Сац, Л. Шпета.