Литература
Литература(букв с лат. написанное) -- произведения письменности, имеющие общественное значение. В искусствознании и эстетике литература - вид искусства, в котором основным носителем и средством передачи художественного содержания является речь.
литературой традиционно понимают:
художественную литературу;
литературную критику;
публицистику;
научную литературу;
журналистику;
философскую поэзию и прозу и др.
Под художественной литературойпонимают всю совокупность прозаической и поэтической, устной и письменной словесной деятельности организованной по законам художественного творчества. Наличие художественных образов, особых средств выразительности и специфического языка передачи художественной информации, а так же способность вызывать эмоциональный отклик и переживание даёт возможность считать художественную литературу одним из видов искусства.
Другой точкой зрения на роль и место литературы в культуре является утверждение, что литература является вербальной основой культуры вообще. Данное утверждение связано с тем, что язык искусства принято считать вторичной моделирующей системой, в то время как язык литературы - первичным. Однако это не совсем так. Сегодня литературу все чаще рассматривают не как искусство, а как сущностную основу культуры. Слово -- не просто главное средство выразительности, а знаковая основа её образности. В последнее время с наступлением эпохи постмодернизма всё чаще в науке внимание приковывается к совершенно иной структурной единице художественной литературы, называемой текстом. Основным средством выразительности в постмодернистской литературе рассматривается текст. Текст в семиотике -- это коммуникационная система организации знаков, обладающая определённым смыслом и художественной целостностью.
Становление художественной литературы связано со становлением художественного языка. Художественный язык или литературный язык, признается в обществе как образцовый, правильный, в отличие от жаргонов, диалектов, просторечия. Художественность языка проявляется, прежде всего, в его эстетичности и изобразительно-выразительной направленности. Интересно, что художественность языка включает в себя и то, что как бы к нему не относится, те самые диалекты, просторечие, жаргон.
Литературой принято называть не только то, что принимает форму запечатлённую в материальном предмете (книжная печать, глиняные таблички, папирусы, рукописи, настенные надписи и т.д.), но и то, что связано с речевым произношением, то есть озвучиванием. В науке такое разделение обычно называют устным и письменным литературным наследием. Это связано с тем, что восприятие зрительное и восприятие слуховое различным образом связано с процессами понимания и эстетического переживания.
Основными средствами выразительности в литературе являются: слово, метафора, гипербола, смысловые акценты, виды предложений, структура текста, объем и смысловые границы элементов смыслового деления, соотношение частей речи, в последнее время - графическое изображение текста, сочетание гласных и согласных, композиция (элементами которой являются завязка, событие, монолог, портрет, диалог, развязка и т.д.).
Жанрами литературы являются: эпос, сказка, повесть, роман, поэма, трилогия, трагедия, комедия, фарс, водевиль, эпистолярный жанр, автобиографический, мемуары, лирика пейзажная, лирика любовная, детектив, фантастика, рассказ, пословицы, поговорки, заклинания и т.д.
Литературу можно также разделить на виды: художественная проза, поэзия и драматургия. Особо выделить можно и такую разновидность литературы, как детская, которая отличается спецификой форм и содержания, набором жанров и средств выразительности. В свою очередь, детская литература может быть представлена литературой созданной взрослыми для детей и собственно литературой, созданной самими детьми.
Поэзия
Поэзия(греч. Создание) - словесное художественное творчество, род литературы, основанный на ритмически организованной речи и отличающийся эмоциональной возвышенностью и образностью.
Первоначально, поэзия вообще не рассматривалась как искусство, так как ее эстетические возможности были не востребованы. В древних культурах поэзия соединяет в себе культ, увеселение, проявление искусности, мудрое поучение, околдование, ясновидение, пророчество, состязание. Сам поэтический характер изложения придавал текстам особую важность и серьезность. Интересен факт, что в Японии до 19 века наиболее важные государственные документы излагались в стихах.
Поэзия одна из форм специфически человеческого речевого общения. Речевое общение разностороннее музыкального или изобразительного, так как позволяет не только передавать эмоциональное состояние, но и информацию, не обладающей эмоциональный окраской.
Художественная специфика поэзии проявляется в следующем:
стройность структуры;
акустический ритм;
метрическая вариативность;
запоминаемость;
поэтичность содержания (возвышенная чувственность, идеализированность и метафоричность);
стремление к абстрактности, которая проявляется в аллегориях;
интерес к нереальному, возвышенному, прекрасному, чувственному, преувеличенному, придуманному желаемому;
особая зависимость от культурных особенностей своеобразия языка.
Средствами выразительности в поэзии являются: рифма и ассонанс, метафора, сравнение, ритм, звучание слова, метр, размер и т.д.
Жанрами поэзии являются: лирика, драматический, эпическая поэзия, ода, поэма, эпиграмма, эпитафия, пародия, элегия.
Эстетические особенности литературы связаны с тем, что она изначально диалогична (читатель и автор) и в то же время интимна (не предполагает со-переживания большим коллективом). Эстетика литературы тяготеет к со-пониманию. Рациональность восприятия в ней развита как ни в одном виде искусства. Поэтому при восприятии литературного произведения важна чувственная оценка читателя, которая должна возникать на уровне понимания смысла. Эстетика поэзии несколько сложнее эстетики литературы в целом. Большое место в ней принадлежит звучащему. Она изначально музыкальна, а значит более эмоциональна и чувственна, чем литература.
Театр
Театр-- род искусства, специфическим средством выражения является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой занимает особое место в системе структурного строения искусства.
Специфика театра как искусства:
в создании одного произведения искусства театра участвует особым образом организованная группа людей;
средства выразительности театрального искусства есть своеобразный комплекс средств выразительности других видов искусства, который обладает структурной и иерархической подвижностью;
существование произведения театрального искусства ограничено временными рамками и уникально в своём роде;
осуществление бытия произведения театрального искусства есть со-действие создателей спектакля и публики;
театр -- это особая форма искусства, где в качестве опорной конструкции выступает сюжетность, без которой произведение не может быть осуществлено;
особенностью театральной импровизации является ее коллективный характер;
особое место принадлежит условности, что связано преобладанием игрового компонента в театральном творчестве по сравнению с другими видами искусства;
язык театра в большей мере, чем язык любого вида искусства национален и приближен к культурным традициям.
В отличие от литературы, где образ выстраивается постепенно, в театре актер вынужден сразу давать образ целиком. Актер только условно изображает действующее лицо не копируя его, а воссоздавая собою. В литературном варианте автор не может стать самим героем буквально, а только лишь представляя себя на его месте и описывая его как бы со стороны.
Сценическое действо отличается от простого действия реальной жизни тем, что оно не совершается, а как будто совершается. Момент условности должен быть в наличии все время. Театр построен на обмане, без которого он перестает быть самим собой.
Исторически "набор" видов искусства, входящих в искусство театральное менялся. Главным принципом существования ансамбля различных видов искусства в театре является закон: единство разного и разнообразие в едином. Кроме того можно наблюдать расширение спектра разновидностей самого театра: музыкальный театр, театр живописи, театр гимнастики, театр пантомимы, театр пластики, эстрадный театр, театр балета на льду и т.д.
XIX век ознаменовал собой целый ряд значительных новшеств в театральном искусстве. Одним из них был условный жест.
Особенно популярными разновидностями театра ХХ века стали итальянская дель арте и кабаре. Главной особенностью этих действий стала импровизационность и устремленность к негативному, запрещенному, но сильно влекущему.
ХХ век ознаменован тем, что поиск новых средств выразительности для театра повлёк за собой видоизменение и тех видов искусства, которые в него входят. Начиная уже с начала века (раннего авангарда) такие формы интеграции театра, живописи и литературы как пластический театр футуристов, визуальная поэзия дадаистов, динамическая пластика конструктивистов, абстрактное кино Германии и Франции, хэппенинг, перформанс, флуксус, инсталяция, видеоарт вызвали большой интерес к себе. Именно в точках пересечения семиотических зон возникали явления морфогенеза, рождающего пластический театр, киноживопись, зрительную поэзию, цветомузыке, "свободному танцу".
В веке ХХI театр переживает глобальные изменения. Он становится как никогда условным, тяготея к символичности. Его предмет все дальше уходит от реального физически-материального изображения в область метафизическую, но все также связан с человеком, его переживаниями, состояниями, отношениями. Такой театр, в котором условность поднимается на новую ступень высоты, становится все больше интеллектуальным.
С другой стороны, театральные постановки наполняются зрелищностью, яркостью, развлекательностью. Сегодня наблюдается процесс видового расширения театра: от камерных форм театра одного актера, до публичных выступлений на огромных пространствах. Театр расширяет свои границы, "впуская" на свою сцену, и даже "за кулисы" самого зрителя, делая его со-автором спектакля.
Особое место принадлежит сегодня и использованию театром достижений техники, которая создает условие для выхода театра в виртуальные просторы.
Самыми характерными чертами театра как вида искусства являются, таким образом, следующие:
содержательная нацеленность театра на решение в первую очередь нравственных проблем человека и общества, приближенность к тематике "человекознания";
комплексность средств выразительности;
сюжетность;
условность.
Эстетика театра проявляется в стремлении и осуществлении некоторого "обнажения" переживаний человека при помощи самых разнообразных средств, предполагающего обязательность со-переживания с другими людьми. Театр - это коллективное сопереживание чувств одного, отдельного человека.
- Философско-теоретические основы классической эстетики
- Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания
- Эстетические категории:
- Раздел 2. Эстетика искусства и художественной деятельности
- Философское обоснование искусства Гегеля
- Философское обоснование искусства Канта
- Краткая характеристика стилевых проявлений искусства Высокие стили
- Направления
- Авангардное искусство первой половины хх века Фовизм
- Экспрессионизм и абстрактное искусство
- Футуризм
- Реди-мейд
- Дадаизм
- Сюрраелизм
- Функционализм
- Конструктивизм
- Ар Деко
- Музыкальный авангард
- Рок-музыка
- Саморазрушающееся искусство (или не-искусство)
- Нулевое не-искусство
- Структурализм
- Хай-тек
- Деконструктивизм
- Поп-арт
- Гиперреализм
- Минимализм
- Процессуальное искусство
- Концептуализм
- Соц-арт
- Классическая и неклассическая эстетика в культуре и искусстве второй половины хх-начала ххi веков
- Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии Изобразительное искусство
- Литература
- Хореография
- Эстетика зрелищных форм в искусстве Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве
- Телевидение
- Эстрада
- Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства
- Виды и формы интеграционных процессов в художественной деятельности