Краткая характеристика стилевых проявлений искусства Высокие стили
Романский стильвозник в эпоху средневековья в европейской культуре Ломбардия в Италии в архитектуре. Распространился практически на все виды искусства того времени. Время его рождения-XI век. Термин ввели археологи в 19 веке (лат. Римский). Постройки данного стиля символизировали неограниченность и божественность власти, предназначались для оборонительных целей. Крепости-дворцы украшались внутри фресками, а снаружи ярко раскрашенными рельефами. Романский стиль связан с представлениями о целостности мира, его телесности и давящей на человека массивностью и статичностью.
Характерно: массивность, грубость, тяжеловесность, устрашаемость.
В архитектуре - трехчастность расчленения (три неодинаковых нефа) в сочетании с четырехчастностью (пересечение главного нефа и трансепта), полукруглые арки, украшения в виде замысловатых рельефов, наполненных чертами орнамента, массивность форм, узкие оконные проемы, высокие башни, массивные порталы, купольные конструкции. Виды сооружений: церковь, дворец-крепость, монастырский ансамбль, рыцарский замок.
В скульптуре отклонение от реальных пропорций, напряженная духовная выраженность, обобщенность.
В живописи преобладание тематики, связанной с представлениями о грозном божественном всемогуществе. Проявился стиль также ярко в книжной миниатюре и декоративно-прикладном искусстве (особенно в ювелирном деле).
Готика(по названию племени германцев готов) стиль архитектуры, получивший название в Возрождение и связанный с развитием городов. Возник во Франции около 12 века. Первый памятник-аббатство Сен-Дени, расположенное недалеко от Парижа. Там располагалась усыпальница королей, поэтому в нем олицетворялось единение светской жизни и святости. Создателем Готики, ее мировоззренческой основы считается аббат Сен-Дени Сюжер. Наиболее ярким примером проявления этого стиля считается Собор Парижской Богоматери. Главный вид сооружений собор. Расцветает в 13-14 веках. Здесь происходит процесс "развеществления камня". Пространство наполняется свободой и некоторой легкостью по отношению к романскому стилю. Изменение строительной конструкции связано с применением дополнительных поддерживающих установок. Давление камня свода, каменных колонн и стен обращено вниз, но господствует ощущение общей устремленности всей постройки вверх. Встреча этих противоположностей создает чувство невесомости, парения над землей.
С 14 века соборы становятся царскими усыпальницами. Готика связана с представлениями о мире как максимально расчлененном, частично дематериализованном и неустойчивом в своей динамичности.
Готика не знала индивидуальности авторства, так как эти храмы воздвигались в основном архитекторами и строителями разных поколений, каждое из которых привносила свою манеру. Таким образом, строительство храма осуществлялось 2-3 столетия.
Готика объединила в себе статику и динамику: динамика вертикали как бы останавливается статикой горизонтали. Динамика-олицетворение устремленности человека и земного начала к внеземному и вечному, а горизонтальная статика-рост земного начала в его значимости для человека.
В отличие от романтического стиля, являющегося более плоскостным, готика тяготеет к объемности и многообразию. Это проявляется в новом подходе к пониманию света в архитектуре. Сюжер стал первым, кто начал активно использовать свет в архитектуре. Это проявляется особенно ярко в системе витража. Витраж, состоящий из множества цветных прозрачных частей способен дробить солнечный свет на множество составляющих.
Характерно: динамичность, изменчивость, неустойчивость, полетность, устремленность вверх, вытянутость окон, витражи, характерная "роза" у входа (символизирующая колесо Фортуны-богини судьбы), в основе здания лежит форма латинского креста, украшенность статуями, рельефами, живописью. Стиль отличается особой символичностью: 12 опор хоров в церкви символизировали 12 апостолов, пилястры епископов и Отцов церкви, сам собор символ царства небесного.
В готическом рельефе происходит рождение человеческой фигуры, которая сначала отдаляется от плоскости, а потом переходит в скульптурное изображение. Скульптура становится все более индивидуалистичной.
Барокко(ит. Странный, причудливый) стиль, оформившийся в европейской культуре 16-18 веков. Утвердил новое видение мира, ставшее характерным для Нового времени. Наиболее ярко проявил себя в архитектуре, но затронул практически все виды искусства того времени. Распространение связано с воплощением идей о вечной изменчивости мира, противопоставлении тела и души, земного и небесного. В основе ментальности данного стиля лежит принцип иерархии вечных ценностей и авторитета. В этом стиле наиболее ярко проявляется стремление к индивидуальности личности и попытка покорять мир человеком.
Характерно: глубина пространства, понимание красоты не как статичного, а как динамичного явления, тяготение к зрелищности, сильным контрастам, импульсивность, чрезмерность, совмещенность иллюзорного и реального, интегрированность форм (опера, культовая музыка, оратория) и резкая автономность жанров (кончерто гроссо, соната, сюита).
В архитектуре пространственный размах, слитность, текучесть, сложных криволинейных форм, причудливость фасадов, криволинейность плана, динамичность и живописность.
В скульптуре многоцветные формы, лепка, узор, резьба, зеркала. (Л.Бернини)
В живописи декоративные многоплановые композиции религиозной, мифологической или аллегорической тематики, экзальтация, драматичность сюжета, подчеркивание в портрете одной, но самой существенной черты, использование техники цветового пятна мазком (что делает цвет вибрирующим), игра тени и света, преобладание темного фона, гасящего светлое изображение, камерность изображения, интерес к переднему плану, доминирование живописности.
В музыке - впервые музыка продемонстрировала свои возможности многостороннего воплощения мира духовного. Наиболее ярко проявился в оратории, наполненной внешними эффектами и многоголосием (до 14 голосов). Преобладающими жанрами становятся музыкально-театральные (опера, оратория, кантата, пассионы), что явилось проявлением стремления этого стиля к драматической экспрессии и синтезу различных видов искусства. Наметилась тенденция обособления музыки от слова и развитию инструментальной музыки циклических форм (концерты, ансамбли, сонаты). Возникает интерес к сюитности, способной объединять разные миниатюры. Полифоничность, использование контрапункта.
Представители в живописи: Пьетро да Кортон, Рубенс, Рембрант, Веласкес.
в архитектуре: Бернини, Растрелли,
в музыке: Вивальди, Фрескобальди, Букстехуде. Для музыки характерно преобладание музыкально-театральных жанров (опера) и культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионата)
В литературе Кальдерон, Симеон Полоцкий, Ломоносов
В рамках данного стиля уживаются разнообразные течения: маньеризм, галантный стиль-идеал ясности и изящества, способного приносить удовольствие, гомофония, сентиментализм-музыка-язык чувств, особое значение мелодии, новый жанр мелодрамы, сольные песни любовного содержания, интонации вздоха и др.).
Классицизм(лат. Образцовый) как стиль оформился в 17 веке во Франции, а в Просвещение охватил всю Европу. В архитектуре определился раньше (Древняя Греция) и достиг расцвета в 17-веке в литературе и театре, позднее в музыке. Этот стиль называют стилем формы. Он проявляет стремление к прекрасному. Красота в его рамках есть прежде всего гармония, мера, симметричность, высчитанная и проявленная с максимальной отдачей. В 18 веке становится господствующим стилем Европы. Основным тезисом эстетики классицизма является убеждение в том, что бытие разумно и гармонично, едино и управляемо. Искусство рассматривается в данном случае как результат, прежде всего, логической деятельности. Проявился вначале в литературе и театре, позднее-в других видах искусства.
Классика ищет всеобщность и тяготеет к единому идеалу.
Характерно: строгость, гармоничность, пропорциональность, выдержанность формы в рамках общепринятого канона, строгая соподчиненность частей целому, подчинение теме долгу, стремление к обобщающему началу, сохранение господства линии и света, некоторая статичность, расчлененность, но в пределах соразмерности, гашение доминирующего мотива.
Жанры в театре: трагедия, комедия;
жанры в литературе: эпопея, ода, сатира, басня;
жанры в изобразительном искусстве: религиозная картина, жанровая картина, скульптурный портрет; в архитектуре: культовые здания.
Жанры в музыке: симфония, соната, квартет. Лирическая трагедия в оперном варианте, опера-сериа. Метод: симфонизм.
Представители: Люлли, Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Бортнянский, Березовский, Хандошкин; Корнель, Мольер, Вольтер, Лафонтен, Державин. Пуссен, Клод Лоррен, Давид (преукрашенность пейзажа, герои люди сильных и величественных характеров).
Различают ранний, поздний классицизм и неоклассицизм, представленный стилем ампир.
Ампирвозникает на основе классицизма и нацелен на возвеличивание императорской власти. Эстетическая основа синтез возвышенного и прекрасного. Мировоззренческая основа рационализм (произведение искусства плод разума, победа над хаосом).
Характерно: массивность и военная эмблематика, массивность форм, богатый декор, опора на традиции Рима, Др. Египта. Расцвет приходится на период империи Наполеона I.
Представители: скульптор Мартос, Щедрин.
Между ранним и поздним классицизмом во Франции возник стиль Рококо (бриллиант, причудливая раковина).
Характерно: асимметричность, насмешливость, причудливость, вычурность, среди сюжетов любовная, эротическая тематика, герои сюжетов нимфы, вакханки, венеры, уход от жизни в область фантазий, театральность, пасторальность, изящность, декоративность. Жанры скульптуры галантные статуэтки и бюсты. Внутреннее убранство здания отличается лепными позолоченными орнаментами, бронзой, зеркалами, фарфором, для которых характерны пышность, праздничность и миниатюрность. Представители в живописи: Ватто, Франсуа Буше.
- Философско-теоретические основы классической эстетики
- Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания
- Эстетические категории:
- Раздел 2. Эстетика искусства и художественной деятельности
- Философское обоснование искусства Гегеля
- Философское обоснование искусства Канта
- Краткая характеристика стилевых проявлений искусства Высокие стили
- Направления
- Авангардное искусство первой половины хх века Фовизм
- Экспрессионизм и абстрактное искусство
- Футуризм
- Реди-мейд
- Дадаизм
- Сюрраелизм
- Функционализм
- Конструктивизм
- Ар Деко
- Музыкальный авангард
- Рок-музыка
- Саморазрушающееся искусство (или не-искусство)
- Нулевое не-искусство
- Структурализм
- Хай-тек
- Деконструктивизм
- Поп-арт
- Гиперреализм
- Минимализм
- Процессуальное искусство
- Концептуализм
- Соц-арт
- Классическая и неклассическая эстетика в культуре и искусстве второй половины хх-начала ххi веков
- Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии Изобразительное искусство
- Литература
- Хореография
- Эстетика зрелищных форм в искусстве Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве
- Телевидение
- Эстрада
- Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства
- Виды и формы интеграционных процессов в художественной деятельности