logo
виды искусства

Направления

Классицизм как направлениесформировался в античность. Для него были характерны интерес к рациональному, продуманному, взвешенному, практичному. Данный менталитет стремился к идеалу и совершенству, особенностью которого является рукотворность. В основании художественной деятельности классицизм имел принцип подражания природному рукотворного. Само подражание и его соотношение с пониманием рукотворного идеала в разные исторические эпохи трактовалось по-разному. Принцип подражания господствует в теории искусства на протяжении всего 18 века. В целом подражание всегда рассматривается как проявление несовершенства, ведь совершенной может быть только природа, мира, сотворенный Богом, а искусство-это всегда вторичное отражение совершенного, дублирование того, что и так, само по себе совершенно. Категория подражания уже активно разрабатывается Аристотелем, который обозначает ее как мимесис. В основе мимесиса по Аристотелю положен только сам принцип подражания, а не слепое, копирование. В 18 века разрабатываются различные модели степени подражания и отдаленности результата подражания от первоисточника:

Нулевое отдаление - эталон, где произведение искусства есть только продукт подражания.

Первая степень - минимальное отклонение от нулевой-признание того, что подражание не может быть идеальным;

Вторая степень - подражание с добавлением, когда не просто подражают, а усиливают то, что нравится-это признание того, что в результате подражания произведение должно не просто нравиться, а при этом быть разумным и просвещенным; об этом пишут просветители. Например, Дидро в "Парадоксе об актере" формулирует критерии правдивости отражения на сцене, где большое значение отводит условности.

Третья степень - разрыв между означающим и означаемым, когда необходимо замещение одних знаков другими. В искусство это проявляется в проблеме взаимодействия различных видов искусств, когда упоминают такие явления как звучащая живопись или кричащие краски.

Романтизм как направлениевозник в к.18 века как протест практицизму и рационализму. Наивысшего расцвета достиг в 19 веке. В философском основании лежит разлад между действительностью и идеалом. Романтизм выражает устремленность к текучей гармонической стихии, что и приводит его к воплощению музыкальному. Поэтому можно говорить о музыкальности живописи, литературы и скульптуры романтиков. Романтизм открывает эру психологизма в культуре. Он тяготеет к утопии. Романтизм воплощает стремление к возвышенному. Он проявился в основном в литературе и музыке.

Романтики создали совершенно новые подходы к пониманию искусства: они перешли от принципа отражения и изображения к принципу выражения. Романтизм перевел стрелку акцента от объекта искусства к субъекту. Для романтиков стало характерно стремление к множественному идеалу. Они раскрыли возможности искусства с совершенно иных позиций: искусство может воплощать в себе сочетание всеобщего и индивидуального, материального и духовного и раскрывать характер этой связи.

Романтики по-новому раскрывают значение понятия символа: знак-это несовершенный символ. Символ более ценен для человека, так как обладает множественностью значения, которая, в сою очередь, зависит от субъективного начала воспринимающего. Плюрализм и ирония эпохи постмодернизма выросли на идеях, заложенных еще романтиками.

Романтизм можно рассматривать и как стиль искусства.

Характерные черты: стремление к индивидуальному, оригинальное начало, чувственность, фантастичность, национальному своеобразию, синтезу искусств, универсальности, интерес к внутреннему миру человека. Излюбленным мотивом становится ночь.

Наиболее раскрылся в музыке. Для музыки романтиков характерны разнообразные динамические изменения, широкий диапазон мелодии, отклонения от традиционных форм (нарушение количества частей сонатно-симфонического цикла, отсутствие нескольких частей и т.д.), программность, визуализация образов, чувственность переживаний. Представлен в рамках рыцарского направления и веризма.

Представители в музыке: Шуберт, Вебер, Паганини, Россини, Шопен, Берлиоз, Мендельсон, Лист, Вагнер, Верди, Григ, Чайковский, Скрябин, Рахманинов,

в литературе: Байрон, Гюго, Гофман, Сервантес.

Символизм- направление, которое проявилось именно в России в 19 веке. Вяч. Иванов связывал символизм с тяготением искусства к своим первоначалам, обрядовости первобытности и синкретизму. Одной из наиболее характерных черт по Иванову символизма является то, что в нем форма растворяется в содержании, становится сама частью этого содержания, а содержание претендует на роль формы. Об этом же писал Андрей Белый. В основе этого замещения он считал соотношение пространства и времени Музыка имеет временную характеристику ритмического воплощения звука, поэзия-искусство изменяющегося во времени образа, живопись образ в краске, данный в дух измерениях пространства, структура и зодчество-образы, воплощенные уже в трех мерном пространстве. Сам процесс символизации Белый определяет как "построение модели переживания посредствам образов видимости" (Белый А. Смысл искусства// Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х тт.-Т.1.-М.,1994, С.153).

Н.Гумилев разграничивая футуристов и символистов в поэзии считал, что символисты опирались на музыкальные возможности слова, а футуристы-на психологические.

Реализм(лат. Вещественный, действительный) метод, направление.

Характерно: предельное стремление к правдивому отображению действительности, точность соответствия изображения изображаемому. Реализм присутствует в эпохи архаики, античности, Возрождения, Просвещения, 19 века. Основные направления, в рамках которых присутствует реализм пантеизм, мифологизм, гуманизм, просветительство, критический реализм, интеллектуальный реализм, социалистический реализм. Реализм привел в искусство образы реальной жизни, переживания и проблемы простого человека. Главным принципом реализма является стремление отображать жизнь такой, какой она является на самом деле, без приукрашивания.

Представители: Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Бизе, Брукнер, Стравинский, Прокофьев.

В литературе: Вольтер, Шиллер, Дидро, Свифт, Горький, Чехов, Толстой, Достоевский.

В живописи: передвижники (Репин, Федотов, Перов, Маковский, Поленов, Саврасов, Шишкин, Васнецов, Куинджи, Суриков).

Импрессионизм(фр. Впечатление) направление в искусстве к.19-н. 20 века, возникшее в живописи. Для представителей этого направления характерно стремление запечатлеть мир в его изменчивости и подвижности и передать свои впечатления о мире. Возникновение импрессионизма связано с попытками преодолеть временную замкнутость и статичность в живописи. Представителями импрессионизма в живописи являются К.Моне, К.Писсарро, О.Ренуар, Э.Дега, К.А.Коровин.

Характерно: запечатление мгновенных, случайных ситуаций кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы, интерес к пленэру, растворение объемных форм в свете, вибрации света, разложение сложных тонов на чистые цвета, цветные тени и рефлексы передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности.

Основоположник в музыке Клод Дебюсси, Респиги, Равель, Шимановский

В скульптуре - Роден, Россо

Экспрессионизм(фр. Выразительность) как направление возник в Австрии и Германии в живописи и литературе, провозгласив единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение-главной целью искусства. Он формируется практически одновременно с фовизмом и кубизмом и тесно связан с ними. В более организованное стилевое направление он начал складываться с 1905 г. с появлением дрезденской группы "Мост". Ему были свойственны крайняя эмоциональность, экспрессия формы, неустойчивая текучесть пластики. Основные темы связаны с трагедийными ситуациями "маленького" человека, его снами и галлюцинациями, болезненной эмоциональностью, гротескной изломанностью. Интерес к бессознательному. В нем проявилась хаотизация мира, доведенная до трагедии и пессимизма (в то время как у романтиков это была только драма). Экспрессионизм призывал к переделу мира.

Представители в музыке: А.Шёнберг, Р.Вагнер, Г.Малер, А.Берг, М.Веберн, И.Стравинский, Б.Барток. В музыке характерна атональность. Экспрессионизм близок романтизму. Экспрессионизм в музыке-развивался больше в Австрии и Германии, получив и дальнейшее распространение в Европе. Представителем этого направления в музыке является А.Шёнберг, музыка которого наполнена особым психологизмом ("Лунный Пьеро"), криками души, аффектными состояниями. Композиторы наполняют музыку стонами, взволнованной декламацией, натуралистическими выкриками. Мелодии становятся прерывными, ломаными, скачкообразными. Шёнберг говорит о том, что тональность сковывает музыку и вводит понятие "серии", включающей все 12 звуков в любой последовательности, но без повторения, пока не прозвучат все остальные. Этот прием получает название "додекафонией". К этому направлению относят позднего Р.Вагнера, А.Берга, А.Веберна.

Представители в живописи: М.Шагал, В.Кандинский, Ж.Руо, Э.Нольде, Мунк, Ф.Марк и др.

В литературе: А.Рембо, Кафка и др.

Натурализмкак стилевое течение развивается в период архаики (элементарный) и средневековья (карнавальный), но относительно самостоятельным явлением в искусстве становится в 19 веке. В современном искусстве принимает форму примитивизма. Как стиль формируется в европейской и американской литературе в конце 19 века. В основе лежат позитивистские эстетические традиции, строящиеся на представлениях судьбы и духовного мира человека, обусловленных социальной средой, бытом, наследственностью.

Характерно: подражательность природному, простота и незамысловатость; стремление к максимально достоверному изображению действительности, воспринимаемой художником; показ жизни такой, какой она видится в данный момент, в данных обстоятельствах, без элементов типизации.

Примитивизм- следование нормам первобытного и народного творчества, основанное на интересе к стилизации народного и традиционного искусства и культе не испорченного цивилизацией искусства. Представитель П.Гоген.

Начало 20 века, как и конец 19, породило множество направлений в искусстве. Часть из них свидетельствовали о разрушении того, что было создано ранее, а часть несло в себе ростки совершенно нового искусства. Начало 20 века окрашено авангардом, в то время как конец 19-несет печать модерна.

Развитие искусства до 20 века в основном было обусловлено изменением соотношений содержания и формы по отношению друг к другу. Возникновение модернизма обусловлено появлением нового подхода в области эстетического развития и связано с началом многочисленных экспериментов как в сфере формы, так и в области содержания произведений искусства.

Модерн(фр. Современный)-последний крупный стиль в искусстве, возникший в к.19-начале 20 веке. Он имеет и другие названия: Югендстиль, сецессион, Ар Нуво, "стиль Гимар", "стиль метро", "стиль Муша", "английский стиль", Либерти, "стиль 20-ти", "Свободная эстетика", "стиль Орта", "яхт-стиль", "стиль вермишель", "кондитерский стиль".

Основателем модерна считают Уильяма Морриса, сформировавшим идею нового устройства мира по законам искусства. Появляется интерес к архитектуре общественных зданий, выражающей надежды на новое общество. Возникает жанр особняка и дворцовых общественных мест. Наиболее известными авторами таких проектов в Европе были бельгиец Виктор Орта, голландец Хендрик Пертус Берлаге.

Проявился в интересе к печатной продукции и графики (календари, театральные программы, политическая карикатура, сатирический рисунок, графическая хроника). Среди наиболее известных художников-графиков Франции можно назвать Домье, Гаварни, Гранвилля. В России возникает подобное объединения "Мир искусства", куда входят Б.Кустодиев, В.Серов, М.Добужинский, Е.Лансере и др. В Чехии известным карикатуристом становится Ф.Купка. Особенностью формообразования модерна стали имитационность и ограниченность, принцип не симметрии, а динамического равновесия и ритма. Объем тяготеет к пятну, а пространство-к плоскости. Художник избегает ракурсов и намеренно нарушает перспективу.

Для него характерны: избыточный эстетизм; стилизация, стремление к символизму; внимание к красоте предметной среды, окружающей человека; универсальность, т.е. отсутствие классовой или социальной направленности; утопичность, т.к. он связан с идеей возможности эстетическими средствами изменить жизнь человека, вседоступность искусства, акцент массового начала в художественной культуре; ироничность, как способ самоотстранения художника от навязывания массовых идеалов; дуализм: соседствование традиционных направлений развития с авангардными; снижение познавательной направленности, проявляющейся в потере интереса к диалогу с натурой в живописи, интерес к орнаменту (особенно растительных мотивов).

В отличие от динамики высоких стилей возникает не в архитектуре, а в изобразительном искусстве, а в архитектуре проявляется значительно позже.

Для изобразительного искусства характерно: опора на линию и графические возможности изображения; интерес к "серпантинным" линиям; танцевальные мотивы; растительные формы стеклянной посуды; живопись для оформления интерьеров (панно, большие холсты); сказочные сюжеты (Васнецов); союз натурности и условной декоративности, что несет черты театральности в живописи.

Представителями данного стиля в изобразительном искусстве являются: Тулуз-Лотрек, Жюль Шере, Ван Гог, Морис Дени (Франция); Арнольд Бёклин-автор картины "Остров мертвых" (Германия); Октав Маус (Бельгия); Левитан, Коровин, Серов, Врубель, В.Васнецов, В.Поленов, М.Нестеров (Россия), Антонио Гауди (Испания).

В литературе: Г.Ибсен, А.Стриндберг, Андре Жид, Поль Валери

В архитектуре: Анри ван де Вельде, Виктор Орта

Тема. Виртуальная эстетика как теоретическое основание культурной ситуации пост-постмодернизма и киберкультуры

Модернизм, постмодернизм и постпостмодернизм как мироощущение человека в культуре ХХ века

Культурные ситуации

модернизм

постмодернизм

постпостмодернизм

Характерные проявления

Активизм (действие ради действия); Нигилизм (направленность на разрушение); Футуризм (понимание настоящего через соотнесенность с будущим); Агонизм (принесение настоящего в жертву будущему, оценка современной цивилизации как вырождающейся). Стремление к видоизменению, обновлению; Эпатажен открыто; Промышленно-техническое развитие и внедрение его в художественную сферу; Проникновение идей художественного формообразования в промышленность-возникновение стиля машинной архитектуры (Хрустальный дворец Пэкстона и Эйфелева башня); Философские направления ("философия жизни", позитивизм, и др.). Обожествление красоты рукотворной. Представление о художнике, как выразителе духа времени. Рост роли меценатства, художественных организаций и кружков (Дармштадская колония художников). Интерес к возможностям символизма в искусстве. Интерес к культуре Востока (возникший в эпоху романтизма и продолженный импрессионистами).

Утрата веры в новое; Отказ от изучения действительности; Фрагментарен, так как стремится разрушить то, что уже стало привычным; Стремление к сопоставимости, коллажности; Эпатажен скрыто; Тяготение к жанровой неопределенности; эклектика, пародийность, имитаторство, стилизация, тесное взаимопроникновение философии, эстетики и искусства, стремление к неопределенности, инновационная открытость, преобладание футурологии над теологией, мистериальность, ритуальность, имперсональность, случайность персонажа, акцент на неожиданное, удивительное, элитарность и претензия на интеллектуализм, высокую образованность; вульгарность. Отсутствие интереса к глобальным проблемам человечества; Иронизм; коллажность

Отсутствие чувственной осязательности при восприятии объекта; Беспредметный контакт с миром; Неустойчивость; Неограниченность; Многовариантность; интерактивность Высокая степень абстрагирования от реальности; Многофокусированность зрения; Недифференцированность живого и неживого; Метод сканирование живых актеров и работа с ними; Намеренный перфекционизм (незаконченность); Зрелищность и акцент на сопоставлении ожидаемого и неожиданного; Тяготение к жанровой определенности, упорядоченности, грандиозности и мужественности; Искренность и желание аутентичности;

Новые понятия

Синтетическое искусство; Мифологизм; Авангард; Эстетизация предметного мира; Массовость как универсальность искусства; Синтезы; Абсурд; абстракция

Текст; Тафталогия; Ризома; Коллаж; Паспарту; Деконструкция; Симулякр Интертекст Полилог эпистема

Гипертекст; Технообраз; Виртуальная среда; Транссентиментализм Морфинг; Компоузинг; Серфинг; Нет-арт Киберкультура

направления

Характерные черты

Специфика России

Новые понятия

предавангард

Намечается желание и частичный уход от традиционного, устоявшегося; Робкий вызов обществу;

Стилизация; Модернизация; Впечатление; выразительность

авангард

Модернизация только формы или только содержания, выход за традиционные представление о форме и содержания и вообще за рамки художественного, Нацеленность на разрушение традиционного и создание принципиально нового, невыразимого, возвышенного, божественного; идея постоянной новации; Выход за пределы репрезентации; Праздничность и оптимистичность; Отсутствие интереса к коммерческой ценности

нацеленность на коренные преобразования в искусстве, связанные с развитием нового менталитета советского человека.

Синтезы; Линии-силы Эпотажность Антропы; Жестикуляции;

неоавангард

Космизм; Глобализм; Иррационализм; Введение автора в произведение; Весь мир-искусство; Разрушение большого стиля; Эклектика; Интерпретация в новом контексте Развитие в форме андеграунда как противостояние доминирующей культуре; Игра с пустотой, с псевдореальностью, созданной советским искусством; Доведенный до абсурда социальный гротеск; Интерес к смыслу и пренебрежение эстетичностью;

Политическая направленность (соцарт). Противопоставленность, вызов власти, положение андеграунда.

Хэппининг Гэг Перфоманс Римейк постструктурализм