logo search
Вопросы Госэкзамена с ответами

5. Роль государства в решении актуальных проблем сохранения и развития национально-культурных традиций

Статья 4 Закона «Основы законодательства РФ о культуре» подчеркивает, что государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития:

Задача современной национальной политики – достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение. Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того, что Россия – это единое многонациональное государство с численным преобладанием русского народа.

В национальной политике Российского государства определены следующие основные задачи.

В духовной сфере:

– распространение объективной информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

– сохранение исторического наследия культуры русского народа и всех народов России, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия;

– обеспечение оптимальных условий для развития языков всех народов, а также функционирования русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения;

– укрепление национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур;

– учет реально существующей взаимосвязи национальной жизни с религией, поддержки миротворческой деятельности всех традиционных для России вероисповеданий, усилий религиозных организаций, направленных на межнациональное согласие;

– бережное отношение к традиционным для России верованиям, их философскому, этическому и нравственному наследию.

Крайне актуальной является проблема государственной поддержки выдающихся центров народной художественной культуры России, отношением к которой в значительной мере определяется прогресс гражданского общества и уровень духовного здоровья нации. Влияя почти на все сферы быта людей, народное искусство определяет этническую самобытность народов, а отдельные произведения нередко становятся этническими символами.

1990–2006-ые годы отличаются резким усилением негативных тенденций в развитии русской культуры. Ускоренный упадок, замедление функционирования и даже полное исчезновение, еще до недавнего времени достаточно мощных ячеек народной художественной культуры, закрытия предприятий народных художественных промыслов, сокращения численности народных мастеров, стали привычным явлением.

Россия имеет уникальный столетний исторический опыт государственной поддержки ячеек народного искусства. В Оренбургской области – это пуховязальный промысел.

В процессе реформирования российского общества едва ли не самым ощутимым достижением стало осознание значимости фундаментальных ценностей отечественной культуры, в том числе - традиционной народной художественной культуры.

Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селективные и нормативно-эвристические функции.

Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций:

- созданием российской государственности на основе национально-культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме;

- тенденцией к восстановлению традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни;

- ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к культурно-историческим и национально-культурным традициям различных этносов.

Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях становятся все более актуальными в международном масштабе. ЮНЕСКО, авторитетная международная организации при ООН по вопросам образования, науки и культуры, выступила в поддержку традиционной народной культуры, направив в свои региональные отделения документ названный «Рекомендация по сохранению фольклора».

В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Один из них принятие Федеральной программы «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», в которой народная художественная культура представлена как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства. Другим эффективным механизмом возрождения народной художественной культуры является создание целевых региональных межведомственных программ. Первые такие программы были созданы в конце 80- начале 90-х годов в Оренбургской, Белгородской, Тверской, Нижегородской и других областях. В этих документах предусмотрен комплекс организационно-педагогических, научно-методических и административных мер по созданию коллекций народного искусства, поддержке самобытных видов народного творчества, их изучению, систематизации, хранению, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры и широкому использованию учреждений образования и социально-культурной сферы в целях трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры.

Основное место в региональных системах сохранения и развития народной художественной культуры занимают в настоящее время вузы культуры и искусства, где осуществляется подготовка кадров по специальности «Народное художественное творчество», а также ведутся профильные научные исследования. Такая подготовка ведется в соответствии с «Национальной доктриной развития образования в Российской Федерации», в которой подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Этнохудожественное образование как один из важнейших каналов трансляции в современный социум традиций народной художественной культуры явилось предметом целого ряда педагогических диссертаций, защищенных в последнее десятилетие в Московском государственном университете культуры и искусств в рамках комплексного межвузовского исследования «Преемственная система этнохудожественного образования», возглавляемого кафедрой теории и истории народной художественной культуры данного вуза. Так, в докторской диссертации М.И.Долженковой рассмотрены механизмы разработки и внедрения региональных моделей этнохудожественного образования в России.

В кандидатской диссертации А.В.Нестеренко представлена преемственная модель этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения - начальная школа», разработанная применительно к Московскому региону, а кандидатская диссертация Т.Н.Рулиной, посвященная приобщению старшеклассников к традициям народной культуры, выполнена на материалах Саратовской области.

Обобщая опыт обучения западных учителей, Н.Н.Ильин сделал вывод, что освоение народных начал воспитания во многом обуславливает становление профессионализма учителей, способствует формированию у них любви к родине, своему народу, его культуре.