Философское обоснование искусства Канта
Его модель - тоже триада, но состоящая из рядоположенных и равноправных частей, а не восходящей иерархии. Триединство истины, добра и красоты представлено в трех "Критиках…" Канта. Его "Критика способности суждения" находится между трудов, посвященных познанию и нравственности.
У Гететакже трихотомия искусства: простое подражание, копирование природы, передача субъективного отношения к природе через манеру и стиль, который "покоится на глубочайших твердынях познания, на сомом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах".
К.Марксписал о трех видах освоения мира: теоретическом, практическом и практически-духовного, к которому относил художественное и религиозное. Таким образом, искусство он мыслит в сфере аксиологических ценностей.
Тема. Искусство как социокультурный институт
Субъекты художественной деятельности | Общественные структурные организации | Сфера общественного и индивидуального сознания |
Профессионально подготовленные люди, производители искусства | Образовательные заведения художественного направления | Художественное образование, эстетическое воспитание, государственная политика в художественной сфере |
хранители и исследователи искусства | Исследовательские институты, музеи, галереи, выставочные центры, библиотеки и т.д. |
|
Распространители художественных ценностей | Концертные залы, технические средства (аудио и видео) |
|
любители искусства | Частные коллекции |
|
Искусство стало социокультурным институтом приблизительно с 17 века. Для того, чтобы считать то или иной культурное образование социокультурным институтом необходимо три важных условия: сформированность особой сферы общественного сознания, отличающимся своеобразием, возникновение социального образования профессионально подготовленных в этом направлении людей и особой государственной структуры в виде учреждений, обеспечивающих функционирование и связь в обществе первых двух компонентов.
Неклассические и классические подходы к изучению творчества | |
Классический подход | Неклассический подход |
Творчество - это процесс относительно предсказуемый и планируемый, т.е. творчество в основном сознательно и управляемо творцом; | момент творчества ниоткуда не выводим и не предсказуем |
Творчество - это нацеленность на создание конкретного, законченного результата, воплощающего в себе цель творческого процесса; | творчество самоценно и не обязательно нацелено на конкретный результат |
Творчество осуществляется творцом для народа, и произведение искусства является посредником общения гения и масс; | Творчество может быть ценным только для создателя и не всегда осуществляет связь гения с народом |
Всякое произведение творчества воплощает в себе идеи большинства, фокусирует единство народа в результате труда одного человека; | Творчество воплощает идеи конкретного человека, тяготея к индивидуальному |
Творчество - это целостный, законченный, оформленный процесс, воплощенный в своем результате; | Творчество открытый процесс, в котором начало и конец трудно определяемы |
Творчество ноуменально | творчество феноменально |
Случайность играет незначительную роль в творческом процессе | Случайность играет главную роль в творческом процессе; |
Традиция важна для творчества | Традиция мешает творчеству |
Для творчества важна организованность процесса, которую обеспечивает автор | творчество - это самоорганизующийся процесс, т.е. сам художник не всегда знает, как будет осуществляться процесс; |
единство индивидуального, особенного и всеобщего; | Возможно преобладание одного из названных компонентов или отсутствие одного из них |
Тема. Морфология искусства как эстетическая проблема
Искусство как простая или сложная система: диалектический и синергетический подходы | |
Диалектический подход | Синергетический подход |
Искусство - закрытая система разных видов искусства, обладающих закрепленным набором средств выразительности, возникающих в среде самих видов искусства | Искусство - открытая система, в которой нет четко закрепленных видов, а есть набор средств выразительности в образовании которого участвует не только художественная культура, а культура вообще |
Динамика искусства обусловлена борьбой и противоположностью составляющих его элементов: видов искусства | Динамика искусства зависит от внешних факторов: всей динамики культуры и может быть связана с любым культурным явлением (спортом, религий и т.д.) |
Искусство как система - единство противоположностей, единство разнообразного: все виды искусства относительно равноправны и равнозначны | Искусство как система - совокупность разнородных по качеству и количеству элементов: в разные культурные периоды проявляется приоритетность каких-то видов художественной деятельности |
При изучении динамики искусства важно учитывать устойчивость: устойчивость-это ставшее, проявившееся, имеющее значимость. Неустойчивость - декаданс, разрушение, кризис | При изучении динамики искусства важно учитывать неустойчивые состояния: неустойчивость-это возможность предвидения предстоящих изменений, изучить возможности выбора вариантов, потенциал предстоящего ставшего. Неустойчивость - зарождение нового, потенциал изменения, освобождение от старого |
Основные виды и принципы систематизации искусств | |
Принцип морфологии | Виды искусства |
Способ восприятия | Аудиторные, визуальные, аудиторно-визуальные |
Способ разворачивания художественного образа | Пространственные, временные, пространственно-временные |
По социальной значимости | Изящные, прикладные |
По комплексу средств выразительности | Односоставные и многосоставные |
Субъектно-объектные проявления | Выразительные, изобразительные, смешанные |
Закрепленность в традиции | Традиционные и синтезированные |
Традиционные и синтезированные виды искусства | |
Традиционные виды | Синтезированные виды |
Архитектура декоративно-прикладное искусство Скульптура Живопись и графика Музыка Художественная литература и поэзия | Театр Кино Мультипликация Хореография Фотография Цирк эстрада |
Характеристика традиционных видов искусства | ||||
Виды искусства | Основные средства выразительности | Характерные жанры виды | Специфика создания и восприятия | Эстетическое своеобразие |
Архитектура | Форма Материал Пространство Цвет Свет линия | Храм Общественное здание Жилище Мост Триумфальная арка | Пространственное, визуальное | Воплощает в себе особенности миропонимания, ощущения времени и пространства, выражает основную идею эпохи |
Декоративно-прикладное искусство | Размер Материал Цвет форма | Посуда Мебель Предметы быта Одежда Аксессуары | Пространственное, визуальное | Выражает тяготения человека наполнить окружающий мир собственным присутствием, очеловечить индивидуальное пространство |
Скульптура | Форма Материал Контур Цвет Фактура поверхности | Портрет Памятник Надгробье Статуя Бюст Рельеф статуэтка | Пространственное, визуальное | Выражает стремление человека ощутить и познать объемность мира, систему занимания места формами в пространстве |
Живопись и графика | Цвет Свет Композиция Рисунок Колорит Фактура мазка | Портрет Пейзаж Натюрморт Исторический Бытовой Анималистический карикатурный | Пространственное, визуальное | Выражает переживание человеком объективного мира, в котором человек видит себя и закрепляет это переживание как переход пространственных ощущений в плоскостные |
Музыка | Звук (высота, громкость, длительность, тембр) тишина Метро-ритм Темп лад Интонация мелодия | Инструментальная, вокальная Вокально-инструментальная Сонатно-симфоническая, Музыкальная миниатюра Танцевальная Сюита Романс Песня Концерт Оратория Кантата | Аудиторное, временное | Стремиться к выразительности, переживаниям человека, индивидуальному, интимному, предполагая диалогичность или монологичность коммуникации |
Художественная литература и поэзия | Слово Ритм Звучание Смысловые акценты | Роман Рассказ Элегия Новелла Эпистолярный жанр Мемуары Детектив Фентези Эпопея Стихотворение Ода Пародия Эпиграмма Афоризм Пословица Заговор Песня Сказка | Визуально-аудиторное, временное | Наполнена стремлением к переживанию отношений человека как общественного существа, проявляет выраженность этической направленности, связана с чувственными переживаниями как одного человека по отношению к самому себе, так и с осознанием себя членом коллектива |
театр | Жест, движение, поза Звук Цвет Свет Слово мимика | Комедия Трагедия Драма Театр одного актера Детский театр Национальный театр | Визуально-аудиторное, Синтезированное, Пространственно-временное | Тяготеет с сопереживанию в коллективной форме, направлен на чувства человека, связанные с осознанием себя в обществе, имеет выраженную культурную специфику |
- Философско-теоретические основы классической эстетики
- Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания
- Эстетические категории:
- Раздел 2. Эстетика искусства и художественной деятельности
- Философское обоснование искусства Гегеля
- Философское обоснование искусства Канта
- Краткая характеристика стилевых проявлений искусства Высокие стили
- Направления
- Авангардное искусство первой половины хх века Фовизм
- Экспрессионизм и абстрактное искусство
- Футуризм
- Реди-мейд
- Дадаизм
- Сюрраелизм
- Функционализм
- Конструктивизм
- Ар Деко
- Музыкальный авангард
- Рок-музыка
- Саморазрушающееся искусство (или не-искусство)
- Нулевое не-искусство
- Структурализм
- Хай-тек
- Деконструктивизм
- Поп-арт
- Гиперреализм
- Минимализм
- Процессуальное искусство
- Концептуализм
- Соц-арт
- Классическая и неклассическая эстетика в культуре и искусстве второй половины хх-начала ххi веков
- Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии Изобразительное искусство
- Литература
- Хореография
- Эстетика зрелищных форм в искусстве Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве
- Телевидение
- Эстрада
- Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства
- Виды и формы интеграционных процессов в художественной деятельности